Игры и игровые упражнения
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Использование игр и игровых упражнений для коррекции фонематического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_igrovye_uprazhneniya.docx | 32.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игры и игровых упражнения для коррекции фонематического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Ёжикова Н. А. - учитель - логопед
Главной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школьному обучению. Несформированность фонематической стороны речи в дошкольном возрасте оказывает отрицательное влияние на дальнейшее обучение ребёнка грамоте. Выраженное нарушение фонематического слуха определяет комплекс проблем при обучении письму и чтению. Многие ошибки письма и чтения в школе обусловлены именно речевыми факторами, в частности недоразвитием фонематического восприятия и несформированностью навыков фонематического анализа и синтеза.. В связи с этим у дошкольников необходимо сформировать , как можно раньше:
- Фонематическое восприятие
- Навыки фонематического анализа и синтеза
- Первоначальные навыки чтения
Фонематическое восприятие ребёнка с речевой патологией, как правило, неустойчиво – эта неустойчивость и влечёт за собой трудность установления соответствия между звуком и буквой. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Письменная речь-это зрительная форма существования устной речи ( Р.И..Лалаева) Учёными ( Ананьева Б. Г, Левина Р .Е., Спирова Л .Ф. ) доказано, что если у ребёнка не сформированы фонематические представления, то и представление о графеме не сформируется. Буква будет правильно и успешно усвоена, если ребёнок дифференцирует звуки речи, может разложить слово на составляющие его фонемы и соотнести определённое сочетание фонем со смыслом. У ребёнка с нарушениями речи развитие фонематических процессов запаздывает и поэтому такой ребёнок имеет повышенный риск возникновения в школе дисграфии. Одним из условий успешного овладения грамотой является не устранение уже сформировавшейся дисграфии, а её профилактика до начала школьного обучения: Одна из основных задач профилактики дисграфии в детском саду научить ребёнка осознавать звуковую сторону слова до начала обучения грамоте. В дошкольных учреждениях с нарушением речи формированию фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза отводится особое место.
Работа проводится систематически и включает два этапа:
Первый этап- это работа отдельно над каждым из звуков: Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, тактильное, слуховое восприятие Выделение звука на фоне слога и формирование умения определять наличие звука в слове.
Второй этап - работа над дифференциацией смешиваемых звуков: Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
Многие дети могут правильно повторять ряды слогов с фонетически далёкими звуками, а при повторении ряда слогов со сходными акустически звуками будут наблюдаться замены и перестановки звуков. Дифференцировки фонем могут быть затруднены у каждого ребёнка индивидуально. Наиболее трудной является дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Частыми ошибками письменной речи являются замены гласных, особенно акустически сходных ( о – у ; и – е ), поэтому работа проводится и по дифференциации гласных.
Большое значение для профилактики акустической дисграфии имеет работа со словами –квазиомонимами ( лук – люк, чёлка – щёлка ).
В работе, на данном этапе использую рифмовки собственного сочинения:
На деревьях весной распустились Почки. поливали грядки из железной Бочки.
Бабушка и дедушка пришли к внуку в Гости,, Тузику и Бобику положили Кости
Вышивала Танечка, уронила Пяльцы, уколола Танечка иголкой Пальцы. Шёл за дедом хмурый Вол, на базар его дед Вёл Мышка в норке сыр грызёт, Мишка в берлоге лапу сосёт. Шла старушка несла Лук, уронила сумку в Люк. _
За то, что клоун корчил Рожи, ему дарили эти Розы. В настольной лампе яркий Свет, в горшочке на окошке Цвет.
В логопедической работе по дифференциации фонем необходимо учитывать, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно, если проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза.
Даются такие задания:
- Выбрать предметные картинки , в названиях которых определённое количество звуков.
- Из предложения выбрать слова с определённым количеством звуков.
- Подобрать слова с определённым количеством звуков по сюжетной картинке.
- Придумать слова с определённым количеством звуков.
- Придумать слова, где заданный звук был бы на первом, втором и, третьем месте.
- Подобрать слова, где заданный звук был бы в начале, середине или конце слова.
- Составить слова из звуков данных в беспорядке .(Х У А М- муха).
- Вставить в данные слова пропущенные звуки.
- Добавить один, два звука к слогу так, чтобы получились разные слова ( ма – мак, маки )
- Подобрать слова на каждый - звук исходного слова (Ромашка - каша, мак, Маша.)
- Преобразовать слова, добавляя звук в начале слова (рот-крот. утка – шутка)
- Преобразовать слова, добавляя звук в конце слова (пол – полк),
- Преобразовать слова изменяя один звук (сам-сом-сок –ток ..)
- Преобразовать слова переставляя звуки ( мир - Рим, кот-ток; рыбка- рыбак) .Находить место звука ( работа с использованием схем) .Сосчитать звуки (определение количества звуков в слове)
В педагогике не существует более интенсивных методов и приёмов, чем игровые. В игре реализуются возможности детей преодолевать существующие трудности. На каждом этапе логопедического воздействия применяются различные игры, при отборе которых принимается во внимание индивидуальные и психологические особенности детей. Вот некоторые игры, часто применяемые автором.
«Крайние звуки» Дети придумывают слова, звучание которых начинается или заканчивается на заданный логопедом звук (например: лексическая тема «Одежда П – платье, пальто; «Животные» СЬ – лось, рысь.
Дежурный звук Логопед произносит звук, дети слова с этим звуком на первом месте .(Кто повторил уже сказанное слово другими, тот проиграл
«Разложи в портфеле» [Л] -пенаЛ, Ластик [ЛЬ] –линейка, альбом. [Р] - ручка, Краски ,каРандаш, тетРадь,
«Звук заблудился» *от, *оза, *ыба [Р] ; *уна, *ук, [Л]…
«Живые звуки» Ком –Том- Дом-Лом 2 вариат: коТ- коМ- коЛ…
«Незнайкины ошибки»
1 вариант «Угадай конец» Маша кукле шар ( шарф) вязала – ей Наташа помогала . Серый вол ( волк) голодный злой – ходит по лесу зимой .
2 вариант «Лишние звуки» В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки (кошки) Славик видит слон (сон), что летит в ракете он.
3 вариант «Недостающие звуки» Землю роет серый кот ( крот) – разоряет огород Написал письмо я Знайке, но забыл приклеить арки (марки )
Существенную помощь в нашей работе оказывают небольшие четверостишья типа:
- В слове на «С» повсюду свист – собака, слон, сосулька, лист.
- В словах на «ш» шум слышен – камыш, решаем, пишем.
- Комар звенит в словах –звонок, змея и зайка.
- Пчела жужжит в словах –ежи, ужи, лужайка.
В своей работе часто применяем авторские игровые упражнения – загадки.
- В воздухе зимнем кружились,
С горки зимою катились (санки, снежинки ).
- С жёлтенькими грудками на дерево садились,
Лучики его на землю опустились ( солнце, синицы).
- В лесу ползла, змеилась ,за осенью следом явилась (зима, змея),).
- От дождика нас укрывает, двери крепко запирает ( зонтик , замок).
- В поле и в саду цветут. Зёрнышки в земле клюют (цыплята , цветы)
- От ветра улетаю ? ( шарик) Из меха я бываю? (шуба)
- Я -- игра в меня играют) , меня солдаты надевают (шинель, шашки).
- По дереву ползёт (жук) в болоте живёт (жаба)
- Весною прилетают, их под дубом собирают (жёлуди журавли) . Вечно пятится назад , буквы пишет вам в тетрадь ( ручка, рак). В нём и книги и тетради, дарят тётям в праздник дяди ( ранец, розы).
Эффективными являются упражнения на различение близких по звуковому составу слов (логопед предлагает ребёнку прослушать рифмовку, найти в ней неправильное слово и заменить его похожим по звучанию):
- С очень длинными усами проплывает под мостом - Дом
- Барсик наш совсем не глуп, очень любит рыбный - Дуб.
- Много снега на дворе, едут - Танки по горе.
- У Ванюшкиной сестрички с - Фантиками две косички.
Практика показывает, такие формы работы формируют стойкий навык различения звуков , ускоряя процесс готовности к усвоению грамоты ;
помогают одновременно с речевыми задачами решать и задачи психического и умственного развития .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.
Ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Содержание этой деятельности должно быть направлено на расширение предс...
Игры и игровые упражнения с использованием игровой деятельности с водой для детей младшего дошкольного возраста
Упражнение «Здравствуй водичка»Цель: создание позитивного настроения.-Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая. Давайте с ней поздороваемся.-Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. ...
Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.
Расширять представления об окружающей действительности, развивать речь, совершенствовать психические процессы и игровые навыки ребенка. Приступая к занятиям со своим ребенком, помните, что игровые дей...
Игры и игровые упражнения с использование подвижной игровой деятельности для детей младшего дошкольного возраста
Игра "Прятки" - на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми пос...
Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед
Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...
Игры и игровые упражнения упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Развитие пространственных представлений в двигательной деятельности....