Советы родителям
статья по логопедии на тему

Материалы для проведения родительских собраний,  оформления уголка для родителей  в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вы выбираете ребенку игрушки

Консультация психолога

Глина, дерево, пластмасса

Игрушки, которыми играли дети в далеком прошлом, были деревянными, глиняными. Эти материалы и теперь считаются самыми безопасными. А вот с куклами и машинками, изготовленными недавно, каждый раз нужно внимательно разбираться, чтобы радость от долгожданного подарка не была омрачена неприятностями: приступом аллергии от краски или отравлением.

Взял и купил

Самое безопасное место покупки игрушек – специализированный магазин, где вся продукция, неважно, отечественная она или зарубежная, проходит проверку и имеет сертификат. Паспорт игрушки обязательно должен иметь указание, для какого возраста она предназначена, а также из каких материалов изготовлена. Требования, обеспечивающие защиту здоровья ребенка, устанавливаются ГОСТ 25779 – 90, полностью согласованными с европейской нормой EN – 71.

Запах карамели и яркие краски

С конца 90 – х годов в странах Европейского союза введен запрет на детские товары из поливинилхлорида (ПВХ), вызывающего заболевания печени, почек, иммунной системы. Но его, к сожалению, по-прежнему широко применяют в Китае и Юго-Восточной Азии. Если кукла очень яркая и сладко пахнет карамелью, значит, она сделана из ПВХ, а в состав красок входит кадмий и свинец. Симптомы отравления или бледность, синева под глазами, слабость, заторможенность. Если угрожающие признаки появились у ребенка после общения с игрушкой, то без промедления вызывайте «скорую». Новую куклу обязательно вымойте с мылом, чтобы смыть не только грязь, но и краску, если она некачественная. Не страшно, что игрушечная Мальвина будет иметь бледный вид, зато у ребенка щечки останутся розовыми.



Предварительный просмотр:

Вы – родители капризули

и нытика

Консультация психолога

Бывают дети, которые постоянно выражают недовольство. Капризы становятся для них способом общения, родители постоянно ждут, что ребенок вот-вот начнет капризничать, раздражаться и заранее «занимают оборону»

Лучший способ бороться с капризами – показать малышу, что подобное поведение ни к чему не приведет и желаемого (игрушки, лакомства, развлечений) он не добьется. Если малыш просто кричит или ноет без объяснения причины, вы можете честно признаться, что не понимаете его. Посоветуйте ему говорить нормальным тоном. Чем громче кричит ребенок, тем тише должны говорить взрослые.

Если малыш здоров и причин выражать недовольство, на ваш взгляд, не существует, постарайтесь определить, чем вызвана нервная реакция. Между прочим, тип поведения ребенка в известной степени зависит от его пола. Маленькие девочки чаще вызывают недовольство нытьем и слезами, но уступчивы, в то время как мальчики, начав что – то требовать, твердо стоят на своем.

Одной из наиболее частых причин детских капризов может быть родительский стресс. Взрослые постоянно куда – то спешат,  стараясь как можно больше успеть. А дети вынуждены существовать с ними в одном темпе. Возможно, капризы – это форма протеста ребенка против жизни в состоянии постоянного напряжения.

Родители бывают так сильно заняты, что не могут уделять детям достаточно внимания. Терзаясь чувством вины, они готовы удовлетворить любое их пожелание, хотя в глубине души понимают, что это далеко не лучший выход из положения. Чтобы у ребенка не возникло ощущение вседозволенности, ведите себя последовательно. Если вы что-то однажды разрешили ребенку, то старайтесь не изменять своему слову. Не стоит каждый день устраивать дискуссию на тему, можно ли есть шоколад перед обедом. Родители должны понимать, что маленький ребенок еще не умеет принимать самостоятельные решения. Поэтому взрослые должны сами определять правила повседневного общения, но так, чтобы у малыша не сложилось ощущения, что у него отняли свободу выбора.              



Предварительный просмотр:

Если ваш ребенок вечно «витает в облаках»

Консультация психолога

Есть один действенный тактический прием, помочь ребенку понять, что в данную минуту он должен делать, и проследить, чтобы он это сделал. «Помочь» означает, во-первых, забыть о затрещинах и прочих устрашающих средствах, свести до минимума крик и другие неблагозвучные голосовые проявления (особенно материнские). Утром, когда наш фантазер одевается, мама немножко подождет, а потом, отказавшись от сердитого, упрекающего тона, спокойно чуть-чуть поруководит сыном или дочерью. «Сейчас наденем рубашку, а теперь носки, вот штаны, ну смотри, как хорошо получается!» Потом мама зайдет в ванную и поглядит, как идут дела, если надо, ласково пробудит от мечтаний. Конечно, помощь требует времени, но придется выделить его в ежедневном расписании. Ведь зачастую не ребенок, а папа или мама «ленятся» на 10 минут раньше встать и потом в страшной спешке кричат и сердятся на «лень» своего отпрыска.



Предварительный просмотр:

Если ребенок хочет какое – нибудь животное

Консультация психолога

Рано или поздно это случится обязательно. «Мама, подари мне котеночка (а также: щеночка, попугайчика, черепашку и т.д.)» - попросит малыш. При этом поклянется быть самым послушным и гулять со зверем по утрам. Не стройте иллюзий, абсолютно все обещания забудутся через неделю.

Несколько поколений детей, выросших на «Карлсоне», давно стали взрослыми, но по-прежнему не видят ничего плохого в том, чтобы одарить свое чадо необычным «пушистым» подарком в день рождения. А ведь трудно представить что – либо более педагогичное, чем приобретение «живой игрушки!» Одной из самых сложных задач воспитания является выработка ответственности у ребенка за свои поступки. Даже крошечные малыши понимают, что любой поступок имеет последствия, но как трудно бывает внушить подростку, что бездействие еще больше влияет на его собственную жизнь и на жизнь окружающих. Подарив ребенку любое живое существо, вы как бы превращаете его в игрушку, сведя до уровня неодушевленного предмета.

Следует заметить, что даже любимые игрушки имеют тенденцию надоедать, если они начинают требовать постоянного внимания и ухода от хозяев. Дети занимают выжидательную позицию – вдруг кто-нибудь из взрослых по необходимости раньше них займется домашним питомцем: накормит, выведет на прогулку.

Подойдите ответственно к решению завести, например, собаку. Учтите, что животное приобретается не для детей. Вы и только вы сами будете отвечать за живое существо в доме. Двухмесячный щенок потребует от вас сил, времени и средств почти столько же, как и двухлетний ребенок. Соберите семейный совет, подробно обсудите все «за» и «против» появления в доме питомца. Если положительное решение принято, то надо заранее распределить обязанности по уходу, причем члены семьи должны быть готовы время от времени друг друга подменять. Давно замечено, что общение с меньшими братьями помогает воспитанию чувств, но надо, чтобы любовь и ответственность возрастали параллельно.



Предварительный просмотр:

«Изящные» выражения

в детском лексиконе

Консультация психолога

С расширением круга общения, с поступлением в детский сад, посещением разнообразных кружков ребенок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов – бранные слова. Услышав от своего ребенка такое «новшество», взрослые часто  теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.

Вариант 1. Ругаем

«И в кого только он пошел?..» - удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является ли характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».

Вариант 2. Оставляем без внимания («Ничего не произошло!»)

Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребенок сам их забудет, родители отчасти правы. Но какая гарантия того, что, однажды забыв эти выражения, ребенок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придет к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.

Вариант 3. Запугиваем («Будешь ругаться – язык отрежут!»)

Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом все труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургические операции и т.д. В этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребенка начинается истерика.

Вариант 4. Объясняем

Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и четкой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребенок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твердым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребенку возможность сделать свой выбор!

Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, - это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребенок будет пускать его в ход все чаще и чаще. Во-первых, постарайтесь найти приемлемый способ самоутверждения для ребенка. Во-вторых, сразу давайте «обратную связь» - спокойно, но твердо отрицательно. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребенка. Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Как говорить

с ребенком

Консультация психолога

Манера речи, интонации, паузы, эмоции, сопровождающие разговор или обращение к ребенку, играют важную роль в том, чтобы сказанное было услышано. Зачастую родители очень возбуждены, эмоционально неспокойны, говорят взволнованно, гневно, эмоционально кричат. Они сами пребывают в стрессовом состоянии и вводят в него ребенка. Объективно, физически родитель – это отчасти воплощение власти, начальник. Представьте себе начальника, обращающегося с вам, как Вы со своим ребенком. Дотошный контроль, повышенная требовательность, постоянные придирки и замечания. Психологи считают, что в ответ на раздраженный тон родителя у ребенка формируется «отрицательное внимание» на все последующие обращения к нему. Дети эмоционально зависимы от взрослых, до 9-10 лет они очень внушаемы (некоторые люди остаются чрезмерно внушаемыми всю жизнь). У детей быстро развиваются и закрепляются те эмоциональные состояния и реакции, которые им невольно демонстрируют родители.

От негативного стресса необходимо защищаться. Ребенок и делает это. Он раз, и два, и три воспринимая ваше взволнованное, гневное, недовольное обращение к себе, либо прибегнет к уловке, либо будет подстраиваться под тот отрицательный образ, который вы навязываете своими словами, либо «замкнется» - будет нейтрален, глух к вашим обращениям.

Итак, главное для успешного взаимодействия с ребенком – ваше комфортное, спокойное, умиротворенное, радостное, свободное эмоциональное состояние. Способы достижения такого состояния многообразны: от получасовой прогулки на воздухе и принятия расслабляющего и бодрящего душа до системы аутогенного расслабления и медитации. Иначе говоря, воздействие на проблему с ребенком начинается с работы со своим собственным внутренним «Я».



Предварительный просмотр:

Когда вопросы настораживают

Консультация психолога

Будьте внимательны к тем знакам в поведении ребенка, которые говорят, что его что-то сильно волнует

  1. Если ребенок, который обычно каким – либо образом выражает свои чувства (посредством разговора, игры, в рисунках), внезапно становится рассеянным и тихим, это может означать, что ребенок встревожен или подавлен.
  2. Если очень разговорчивый, раскованный ребенок затих, это может означать, что он не решается заговорить с вами о чем-то.
  3. Всегда прилично ведущий себя ребенок, внезапно «вышедший за пределы» приличия, может быть чем-то глубоко озабоченным.
  4. Ребенок, который один за другим задает вопросы и все о смерти, не справляется с обрушившимся на него горем, находится в депрессии.



Предварительный просмотр:

Кусание или грызение ногтей (онихофагия)

Консультация психолога

Обкусываться могут не только выступающие части ногтей, но и частично прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Обкусывание ногтей может сопровождаться их проглатыванием.

«Как отучить Ваню грызть ногти?»

Мой сын Ваня, 4,5 лет, перестал заниматься онанизмом после того, как мы его строго наказали, зато теперь мальчик стал грызть ногти. Как отучить Ваню грызть ногти?

Из этих двух привычек, которые использует Ваня для снятия напряжения, мастурбация менее инфантильное занятие и преодолевается ребенком гораздо легче. А вот грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребенка в период младенчества. Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздаржения и получает удовольствие. Если ребенок не выражает эти свои отрицательные чувства, они копятся у него и, не находя выхода, переполняют ребенка. В этом случае грызение ногтей ребенком воспринимается как спасение. Грызение ногтей – легко возникающая привычка, которая носит непроизвольный, автоматизированный характер, избавиться от которой чрезвычайно трудно.

Что нужно делать?

  1. Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь специальную подушку, например которой ребенок может при необходимости выражать свои негативные чувства.
  2. Нужно не просто отказаться от упреков, угроз и наказания, но и понимать то, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент грызения ногтей. Необходимо уменьшить чрезмерные требования к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Нужно переключить пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда замечаете у ребенка проявление этой привычки.
  3. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который обычно равен периоду ее протекания.

Чего делать нельзя?

  1. Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.
  2. Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в сознании ребенка эту привычку.
  3. Всячески запрещать ребенку грызть ногти, наказывать ребенка за эту патологическую привычку.



Предварительный просмотр:

Сосание пальца

Консультация психолога

Важно знать, что иногда такие методы, как намазывание горчицей, например, помогают отучить ребенка от сосания пальца. И эти случаи дают родителям возможность думать, что они проблему решили. Однако, напомним, что особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной привычки на другую. Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание – это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка – это вернейший способ  успокоиться, когда он беспокоится или не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль. В случае употребления матерью во время беременности алкоголя, наркотиков и курении предпосылка к сосанию пальца закладывается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения.

Что делать?

  1. Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.
  2. Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем возрасте.
  3. Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка и использования при взаимодействии с ребенком подвижных, эмоционально насыщенных игр.

Чего делать нельзя?

  1. Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.
  2. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.



Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении

в школу

Консультация психолога

  • Как зовут Ребенка? (имя, фамилия)?
  • Сколько ему лет?
  • Когда день рождения Ребенка (год)?
  • Как зовут родителей?
  • Где живет (улица, дом, квартира, город)?
  • В какой стране живет (столица)?

++++++++++++

  • Знание животных (диких, домашних).
  • Знание растений (которые растут в вашей местности).
  • Об охране природы.

++++++++++++++

  • Отвечать на вопросы и задавать их (чаще всего у детей возникает один вопрос: «А что это?»).
  • Строить рассказы по картинке (картинкам).
  • Сочинять сказки.
  • Находить слова с определенным звуком.
  • Составлять предложения.
  • Членить слова на слоги.
  • Пересказывать небольшие литературные предложения.
  • Заучивать наизусть стихи и прозу.

++++++++++++

  • Знать цифры от 0 до 9.
  • Знать дни недели (последовательность). Дифференцировать выходные и будние дни.
  • Знать месяцы (последовательность), наполняемость ими времен года.
  • Называть числа в прямом и обратном порядке.
  • Соотносить цифру и число предметов.
  • Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.
  • Ориентироваться на листе бумаги в клетку.

+++++++++++++

  • Правильно держать карандаш, ручку, кисточку.
  • Рисовать как отдельные образы, так и сюжетные картинки.
  • Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
  • Изготавливать самые разные аппликации из бумаги разной фактуры.

+++++++++++++++

Играть в элементарные «спортивные» игры:

  • С мячом;
  • Городки;
  • Классики;
  • Бадминтон;
  • Настольный теннис.

Выполнять различные физические упражнения:

  • Под музыку;
  • В заданном темпе;
  • Ритмично и пр.

Метать мяч правой и левой рукой (в цель).

Прыгать через скакалку и др.

+++++++++++++

  • Петь, правильно передавая мелодию.
  • Инсценировать песни.
  • Рисовать «музыку».
  • Ритмично двигаться под музыку и др.



Предварительный просмотр:

Чудесные свойства улыбки

Консультация психолога

Улыбнитесь, ведь это полезно вам, ибо, по образному выражению Стендаля, смех убивает старость. Каждый день полезно начинать так: утром перед зеркалом нужно вспомнить что-то приятное, что помогает обрести приятное выражение на лице. Только с таким выражением вы вправе обращаться к окружающим.

Доброжелательная улыбка, как правило, вызывает улыбку и соответствующее настроение и у окружающих. Улыбка, так же как и хорошая шутка, радостное мироощущение, создает благоприятную атмосферу для приятельского и делового общения. Ведь недаром поется: «Человек идет и улыбается, значит человеку хорошо». Улыбка – это очень сильное оружие. Но оружие добра. Почему нам так нравятся такие передачи как КВН, «Смехопанорама»? А кинокомедии? Мы их знаем наизусть, а все равно смотрим еще и еще раз с удовольствием. А все потому, что эти передачи вызывают у нас смех. А смех напоминает глоток свежего воздуха – мы чувствуем себя более расслабленными. И если на протяжении дня мы хоть немного смеялись, то вечером легче засыпаем. Значит, смейтесь, улыбайтесь. Как замечательно, когда ребенок идет в детский сад с улыбкой , с улыбкой прощается с мамой или папой. Родители идут с улыбкой на работу. И вечером приходят за детьми в детский сад с улыбкой. Как это здорово! Как это помогает всем нам! Когда человек улыбается, он становится намного красивее.

Если вам тяжело, что-то не получается и хочется поругать ребенка (почему-то он всегда подворачивается под руку и не слушается), то лучше пошутите, начните какую-то игру и обязательно улыбнитесь. Это будет более продуктивно, чем замечания или нравоучения. Хорошая шутка, хорошее настроение приносят пользу нам  и окружающим нас людям. И это здорово, что можно шутить, разыгрывать, смеяться и дарить друг другу улыбки. Ведь дружба начинается с улыбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Советы психолога Советы родителям будущих первоклассников

Почему  необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что  такое «готовность к школе»? Для чего это нужно ...

Советы родителям:«Будь внимателен!” Советы пешеходам

Уважаемые родители! Наши рекомендации помогут вам уберечь детей от опасностей на дороге....

Советы родителям от педагога-психолога Советы родителям дошкольников:

как надо вести себя с маленьким лгунишкой● Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.● Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.● Если преднамеренно, то почему? В чем вино...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Полезные советы родителям "Несколько полезных советов родителям, чьи дети впервые пришли в детский сад"

Несколько полезных советов родителям, чьи дети впервые пришли в детский сад...