Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии по теме
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности для органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. «Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
2. «Птенчики» - рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
3. «Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
4. «Иголочка», «Стрелочка», «Жало» - рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.
5. «Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края загнать вверх. Подуть в получившуюся трубочку.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРАЖНЕНИЯ.
1. «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно и сильно. Тянуть подъязычную связку. Продолжать 10-15 раз.
2. «Грибок» - раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 8-10 раз.
(в отличие от упраж. «Лошадка», язык не отрывается от нёба).
3. «Качели» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Продолжать 10 раз.
4. «Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Проделать 10-15 раз.
5. «Змейка» - рот широко открыт, язык сильно высунуть вперёд и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.
6. «Часики», «Маятник» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта. Проделать 15-20 раз.
7. «Катушка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.
8. «Маляр» - рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой,
ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
КОМПЛЕКС ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.
1. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить
на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
2. На раз – язык на нижней губе, на два – за нижние зубы упирается.
3.Высокий «мостик» - кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгибается, опустить.
4.Губы как при «улыбке», кончик языка чистит зубки.
5.Язык стучит в нижние зубки, а мы не выпускаем.
6. «Кто дальше загонит мяч» - улыбнуться, положить широкий
передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф» сдуть ватку на противоположный край стола.
КОМПЛЕКС ДЛЯ РОТАЦИЗМА.
1. «Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
2. «Чьи зубы чище?» - кончик языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
3. «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно и сильно. Тянуть подъязычную связку. Продолжать 10-15 раз.
4. «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком
языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук
«Д»: Д-ДД.
5. «Гармошка» - рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
6. «Грибок» - раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 8-10 раз.
(в отличие от упражнения «Лошадка», язык не отрывается от нёба).
7. «Автомат» - рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчётливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп.
8. «Пулемёт» - напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчётливо и многократно произнося «д-д-д».
ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС.
1. Открыть рот и подержать открытым (а-а-а-а), закрыть.
2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.
Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
7. «Качели» - движение языка: нос – подбородок.
КОМПЛЕКС ДЛЯ ШИПЯЩИХ.
1. «Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Проделать 10-15 раз.
2. «Приклей конфетку» - учить удерживать язык вверху. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.
3. «Гармошка» - раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 8-10 раз.
(в отличие от упражнения «Лошадка», язык не отрывается от нёба).
4. «Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
5. «Фокус» - улыбнуться приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть вверх ватку, положенную на кончик носа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...