Статья "Квест-технологии"
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Главной задачей современного образования является решение проблемы личностно-ориентированного развития воспитанника, в котором центре внимания педагога должна быть личность ребенка, активизация его исследовательской, познавательной и поисковой деятельности, интеллектуальных запросов, интересов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения.
Основная задача педагогов дошкольного и школьного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Одной из таких технологий является квест-технология.
Образовательная деятельность в формате квеста становится отличной возможностью для педагога и детей интересно и оригинально организовать жизнь в дошкольном и школьном учреждении.
Квест-технология является игровой формой взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию или закреплению необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения заданий, опираясь на выбор разных вариантов через реализацию определенного сюжета. Квест имеет четко поставленное дидактическое задание, игровой замысел, ведущего и четкие правила.
Определяющие характеристики игровой технологии квеста:
- осуществление образовательных задач через игровую деятельность;
- мотивация эмоциональной и интеллектуальной активности ребенка;
- исследовательский характер образовательной деятельности;
- развитие информационной грамотности.
Квест оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, интересным.
Самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их познавательные, физические способности, воображение. Проявляется наблюдательность, находчивость, сообразительность, развиваются аналитические способности, общительность. Участники учатся взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности, помогать. Все это помогает сплочению детского коллектива.
В ходе квеста у детей реализуются разные виды деятельности:
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- двигательная;
- изобразительная;
- музыкальная;
- восприятие художественной литературы и фольклора.
Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
Квест становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в образовательном учреждении. Структура игры включает в себя: постановку цели; планирование; реализацию цели и анализ результатов. Определяет: роли, которые выбрали участники игры; игровые действия, игровое использование предметов, замещение реальных вещей игровыми; реальные отношения между игроками; сюжет. Педагог определяет образовательные цели квеста, формирует сюжетную линию. Педагог оценивает конечный результат и сам процесс деятельности ребенка.
Содержание работы по внедрению квест-технологии в практику работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста включало в себя подбор методических разработок, составление перспективных планов работы.
При подборе методических разработок обращалось внимание на содержание сценариев , их структуру, насыщенность дидактическим материалом, оборудованием, принципы построения. Опыт коллег помог обратить внимание на сложности, встречающиеся при организации квестов (правильно определить цель и задачи квеста, мотивация, найти помощников, большая затрата времени на организацию). Но при этом было подчеркнуто, что все элементы образовательного квеста, подчинены общей учебной задаче. В процессе прохождения дети узнают что-то новое, приобретают навыки групповой работы и самоорганизации. Очень важно задействовать всех участников игры, давая им возможность проявить свои индивидуальные качества. По итогам анализа, можно сделать вывод о том, что квесты направлены на индивидуализацию образовательной деятельности, развитие самостоятельности ребенка, его инициативности, поисковой активности.
В подготовительной к школе группе содержание работы по внедрению квест-технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО имело ту же структуру и направления. Продолжилась работа по изучению и подбору методических разработок среди коллег, а также их внедрению в практику работы с детьми. Планирование работы имело те же направления, сценарии квестов усложнялись в связи с возрастом и интересами детей. Больше привлекались родители к участию в организации квестов. Также было изучено влияние применения инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста через работу с коллегами, Интернет-ресурсы.
Таким образом, содержание работы по внедрению квест-технологии в практику работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях организации ФГОС ДО строится в соответствии с основными педагогическими принципами. Важно учитывать особенности организации и содержания квестов в зависимости от возраста детей. Включает в себя обязательную работу с детьми, с родителями и педагогами. Учитываются возрастные особенности детей, а также важен индивидуальный подход. В целом содержание работы состоит из организации квестов, игровых ситуаций, бесед, консультаций, разработки буклетов и т.д. Чем лучше продуман сценарий квеста, дидактический и раздаточный материал, тем эффективнее будет результат.
Список литературы
- Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет [Текст]: пособие для воспитателей, педагогов-психологов ДОУ, родителей / Ю. В. Авдеева, - М.: Сфера, 2012.-63 с.
- Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]: //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
- Карпюк, Г. А. Реализация права ребенка на игру [Текст]: //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
- Колесникова, И. В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» [Текст]: справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.
- Комарова, Т. С., Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст]: пособие для педагогов, методистов // Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. - Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр.
- Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей // Н. А. Короткова.- Линка-Пресс Москва, 2015, стр. 208
- Осяк, С. А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст]: / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
- Ошкина, А. А Квест-игра - культурная практика детей дошкольного возраста [Текст]: педагогам дошкольных образовательных организаций // А. А. Ошкина. – 2018г, 279-282с.
- Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /[Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Сокол, И. Н. Классификация квестов [Текст]: педагогам дошкольных образовательных организаций // И. Н. Сокол. - Молодийвчений. - 2014. - Вып. №6 (09). – с.138-140
- Шеина, Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – с. 439–441.