Конспект занятия по теме "Прогулка в зимний лес"
методическая разработка по логопедии по теме
Конспект занятия по теме "Прогулка в зимний лес с использованием здоровьесберегающих технологий " ориентирован на детей логопедической подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka_v_zimniy_les.docx | 44.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме: «Прогулка в зимний лес с использованием здоровьесберегающей технологии»
Программное содержание:
1.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание оказывать ей помощь.
Формировать навыки поведения в природе.
Расширить знания детей о ели, о лекарственных травах, о пользе применении лекарственных растений.
2. Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровье сберегающих технологий.
3. Обобщить и систематизировать знания о зиме, зимних месяцах.
4. Учить правильно употреблять грамматические категории: формы словообразования и словоизменения.
5. Активизировать и расширять словарный запас.
6. Развивать связную речь, выразительность, память, мышление.
7. Развивать звуко-слоговой анализ и синтез.
8. Автоматизация поставленных звуков в речи.
Предварительная работа:
1. Заучивание стихотворений, ролей;
2. Заучивание поговорок о зиме;
3. Отгадывание загадок о явлениях природы;
4. Чтение художественного произведения К. Чуковского «Айболит».
Оборудование:
Костюм Айболита, сумка с лекарствами, костюм «Зайца», костюм «Елки», магнитофон, фотография зайчонка (разрезана на 8 частей), елка, диск «Звуки зимы».
- Организационный момент
Логопед: Сядут дети, имена которых начинаются на гласные звуки.
А теперь дети, имена которых начинаются на согласные звуки.
- Ход занятия
- Вступительная беседа
Логопед: Ребята! Вчера вечером у меня зазвонил телефон. Я услышала в трубке, как тревожно шумит лес, завывает вьюга и голос зайчика. Он заболел и просил о помощи.
Поможем ему?
Дети: Да! Поможем!
Ребенок загадывает загадку:
Для зверей и всякой птицы
Он открыл в лесу больницу.
Это каждый подтвердит –
Добрый Доктор… (Айболит)
Логопед: А кто из вас хочет быть Доктором Айболитом?
Дети: Я,я,я.
Логопед: Хорошо, им будет Саша (надевает халат и шапочку). А остальные будут помогать Айболиту. Мы отправимся в долгий путь.
Ребенок загадывает загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Ребенок: Зима!
Логопед: Какой первый звук в слове «зима»?
Ребенок: В слове «зима» первый звук «зь».
Логопед: Какой последний звук в слове «зима»?
Ребенок: Последний звук в слове «зима» - гласный звук «а»
Логопед: А сколько слогов в слове «зима»?
Ребенок: В слове «зима» два слога, потому что два гласных звука.
Логопед: Какой ударный слог в слове «зима»?
Ребенок: Ударный слог второй – «ма».
Логопед: Правильно! А какие зимние месяцы вы знаете?
Ребенок: Первый зимний месяц – декабрь.
Читает стихотворение «Декабрь»:
Из трёх братьев,
Первым явился,
Морозом и снегом,
Успел поделиться!
Логопед: Молодец! Какие мягкие согласные звуки есть в слове «декабрь»?
Ребенок: В слове «декабрь» мягкие согласные звуки «дь» и «рь».
Логопед: Правильно. Сколько слогов в слове «декабрь»?
Ребенок: В слове «декабрь» два слога.
Логопед: Какой ударный слог в слове «декабрь»?
Ребенок: Ударный слог второй – «кабрь».
Логопед: Ребята, как называется второй зимний месяц?
Ребенок: Второй месяц зимы январь.
Читает стихотворение «Январь».
В январе ко всем придёт
В белой шубе Новый год!
В январе – начало года,
Вся в снегу молчит природа.
Спят медведи и ежи,
Зайчик под сосной дрожит,
В январе трещит мороз:
Белый снег и красный нос.
Доставай коньки и санки,
Чтоб совсем ты не замёрз!
Логопед: Молодец, Дима. Сколько слогов в слове «январь»?
Ребенок: В слове «январь» два слога.
Логопед: А какой слог ударный?
Ребенок: Ударный второй слог – «варь».
Логопед: Верно. Ребята, как называется последний зимний месяц?
Ребенок читает стихотворение «Февраль».
Белокрылые метели
Завывают в феврале.
Звери сильно похудели
В тесной норке и в дупле.
Мы поможем им немножко:
Хлеб в кормушку принесём.
По заснеженным дорожкам
В задремавший лес придём.
Логопед: Молодец, Витя! Какой первый звук в слове «февраль»?
Ребенок: В слове «февраль» первый звук «фь».
Логопед: А какой звук последний в слове «февраль»?
Ребенок: В слове «февраль» последний звук «ль».
Логопед: Верно. А сколько слогов в этом слове?
Ребенок. В слове «февраль» два слога.
Логопед: Какой слог ударный?
Ребенок: В слове «февраль» ударный слог второй - «раль».
Логопед: Правильно. А кто из вас знает поговорки о зимних месяцах?
Дети: Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
Месяц январь — зимы государь.
Февраль богат снегом, апрель - водою.
Дети объясняют, почему так говорят.
Пальчиковая гимнастика «Греем пальчики»
Со снежком мы поиграли,
Наши пальцы закляли,
А сейчас мы их согреем,
Посгибаем, пошевелим.
Раз, два, три, четыре, пять
Пальцы теплые опять.
- Прогулка в зимний лес
Логопед: Пора нам двигаться в путь. С нами идет доктор Айболит, у него в сумочке разные лекарства.
Перед тем, как отправиться в путь - вспомним, как надо дышать морозным воздухом.
Дети: Дышать нужно через нос (объясняют почему).
Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам,
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
И в лесу мы оказались.
Логопед: Ребята, вот мы с вами и пришли в зимний сказочный лес (Логопед показывает картину «Зимний лес»). Посмотрите, как красиво кругом! Как здесь свежо и легко дышится (звучит музыкальный фон).
Логопед: А вы знаете, как называются деревья, которые растут в нашем лесу?
Ребенок: Это елки!
Логопед: Верно. Мы говорим большая елка. А маленькая?
Ребенок: Маленькая – елочка.
Логопед: Елка может быть высокой, а может быть?
Ребенок: Низкой елкой.
Логопед: Иголки у елки могут быть толстыми, а могут быть?
Ребенок: Тонким.
Ребенок читает стихотворение «Елка».
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш зимний лес.
И березки и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.
Логопед: Молодец! Сколько слогов в слове елка?
Ребенок: В слове «елка» два слога. Ударный слог первый – «ел».
Логопед: Ребята, только посмотрите, что случилось с этой елочкой? Послушайте.
Ребенок в костюме «елки» читает стихи.
Я елочка зеленая.
Я в лесу живу.
Горем поделиться
С вами я хочу.
Я шумела весело
Летом и зимой.
Птицы голосистые
Пели надо мной.
Но житью хорошему
Вдруг настал конец
В лес пришел однажды
Мальчик - сорванец.
Он изрезал ножиком
Всю мою кору.
Было очень больно мне
Думала, умру…
Помогите мне…
Логопед: Ребята, вы поняли, о чем просит елочка? (найти надрез и показать детям).
Ребята, как вы думаете, почему нельзя уничтожать елки? Какую пользу они приносят?
Дети: Елка приносит пользу, выделяя кислород.
Из её иголок делают лекарства, экстракты для ванн, удобрение.
При сгорании выделяет тепло.
Хорошо пахнет хвоей.
Украшает улицы, парки, квартиры в Новый год.
Логопед: Давайте поможем елочке. Посмотрим, что есть в сумке Доктора Айболита. Ранку лучше замазать глиной, но у нас есть только пластилин, замажем им ранку и забинтуем. Вот и помогли елочке.
До свидания, елочка!
Логопед: А какие еще деревья растут в нашем лесу?
Дети: В лесу растет много берез, дубов, кленов, осин, сосен, лиственниц.
Логопед: Правильно. Давайте продолжим путешествие по зимнему лесу.
Снова звучит музыкальный фон.
Ребенок читает стихотворение «Лес».
Лес, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Что ты шепчешь на заре?
Весь в снегу, как в серебре?
Что в глуши твоей творится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои…
Физкультминутка
Ух ты, зимушка – зима,
Закружила, замела
Все дорожки, все пути –
Ни проехать, не пройти.
Мы на лыжи дружно встали,
Друг за другом побежали.
Жых, жых, жых, жых…
- Составление целого из части.
Логопед: Хотите узнать к какому зайчику мы идем? Составим его фотографию (составление фотографии зайца из 8 частей). Теперь вы знаете, как выглядит заяц.
- Обыгрывание ситуации «Лечим зайчонка»
Логопед: А вот и заяц. (из-за куста выходит ребенок в костюме зайца)
Что с тобой случилось, зайчонок?
Зайчонок: Я сосал сосульки и ел снег, теперь у меня болит горло и голова, я сильно кашляю.
Логопед: Доктор Айболит поставь зайчонку градусник. Как мы поможем зайчонку? Как вас лечит мама, когда вы болеете? Чай с каким вареньем вы пьете?
Дети: Чай пьем с малиновым вареньем.
Логопед: Высокая температура у зайчонка, Доктор Айболит? Что можно дать ему от температуры?
Доктор Айболит: Можно дать таблетки аспирина, парацетамола (выставляет на пенек таблетки, мед, варенье). А вот еще в подарок лекарственное растение мать-и-мачеха.
Логопед: Доктор Айболит, как надо принимать мать-и-мачеху?
Доктор Айболит: Засушенные листочки и цветы настаивают и пьют при кашле, простуде.
Так же для скорейшего выздоровления нужно есть витамины, которые нам дает природа – это овощи и фрукты. Они не только полезные, но и очень вкусные.
Логопед: Ребята, что же мы посоветуем зайчонку?
Ребенок читает стихотворение.
Ах, ты, заинька-зайчишка,
Непослушный шалунишка.
Ты запомни навсегда,
Лед холодный есть нельзя!
Лед совсем не для еды!
Снежок только для игры.
Ты, зайчонок, поправляйся
И к нам в гости приходи.
Логопед: Вот мы и помогли тебе.
Зайчонок: Ребята, помогите мне разгадать кроссворд.
(Дети вместе с зайчонком разгадывают кроссворд)
Кроссворд
1з | и | м | у | ш | к | а | ||||||
2с | н | е | ж | и | н | к | а | |||||
3м | о | р | о | з | ||||||||
4с | н | е | г | о | п | а | д |
Загадки.
1. Родственное слово к слову «зима»
2. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?
3. Все его зимой боятся -
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ...
5.Как называется зимнее явление, когда выпадает много снега?
- Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы сегодня много доброго и полезного сделали в лесу и многому научились! Пора возвращаться в детский сад!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи «Зимняя путаница» для детей подготовительной группы.
Цели: уточнить знания детей о жизни обитателей зимнего леса; учиться устанавливать причинно-следственные связи; развивать разговорную речь воспитанников; развивать познавательную активность....
Конспект занятия в старшей группе "Зимний пейзаж"
Непосредственно - образовательная деятельность из цикла "Интегрированные занятия"...
Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа
На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....
Конспект занятия по развитию речи "Зимние забавы" во второй младшей группе
Занятие обогащает и закрепляет представления детей о зимнем времени года и забавах детей зимой. Используемые игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи, внимания, мышления, моторики, во...
Конспект занятия по развитию речи "Зимний сон"
Рассматривание картины детей и составление описательного рассказа....
Конспект занятия для старшей группы "ЗИМНИЙ ГОРОД"
ЗИМНИЙ ГОРОДКонспект занятия для старшей группы Ход занятия: Воспитатель: Послушайте строки стихотворения А.С.Пушкина.Пришла, рассыпалась, клокамиПовисл...