Обучение чтению с увлечением
консультация (логопедия) по теме

Как научить ребёнка осмысленному чтению без принуждения, развивая его мышление, внимание, способность предвидеть.  Методика развивает у детей грамотность, ощущение речи через углублённое изучение звуко-буквенного состава слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение чтению с увлечением82.84 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Основой для обучения детей грамоте является их речевое развитие, поэтому очень важно в период овладения основами грамоты развивать все стороны речи ребенка: звуковую культуру, словарь, связную речь, грамматический строй. Дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и другими учебными предметами.

В логопедической практике метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико — синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а с речевыми звуками. При обучении чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть деление слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное слово. Другими словами: звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Очень важна предварительная работа:

1)Развитие фонематического восприятияДифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи с обязательным участием речедвигательного анализатора.

 2)Работа над звукопроизношением. Устранение всех недостатков в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

3)Развитие навыков звукового анализа и синтеза:  выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков.

4)Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам образования новых слов,

например, с помощью приставок от одной глагольной основы. Другой вид словарной работы – подбор однокоренных слов.

5)Развитие грамматических навыков. Работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение  предложений и т.д.

6) Развитие связной речи

Переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребёнка с нарушениями речи следует только после достижения им устойчивого уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи.

Для развития фонематического анализа и синтеза используется система упражнений:

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «САНИ»? Какой 1,2, 3, 4?)

2. Систематическое придумывание слов на заданные звук, букву. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3.Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: Ш-У-Б-А).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какое слово получится, если  добавить к слову «рот», звук «к» (крот)? (роза-гроза, Оля-Коля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, лом).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов. ХЛОПУШКА (пушка, опушка, ушко, школа, пушок, пол, лупа, плошка, кол…)

7. Отобрать картинки, в названии которых 4 звука.(3,5,6,)

8. Вставить пропущенные буквы в слова: пу-ка, мы-ка, са-ки.

9. Подобрать слова, в которых заданный звук на 1-ом, 2-ом, 3-ем месте (сом, осы, нос).

10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.

11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков.

12. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: СА-ни, СА-лат, СА-мокат.

13. Подобрать слова на каждый звук. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

П             У        Ш        К        А

пух        усы        шум        кот        арка

пара        угол        шуба        каша        аист

14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор.

15. Расшифровать такие слова: ОСТЛ.- в нем буквы поменялись местами. (ОНСЛ,    УТИФЛ,  ГИРТ, ЕЛВ)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.

(Сколько слогов в слове «малина»? Какой 1? 2? 3?).

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.

3. Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: ка-пуш, би-на-ка).

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: во-ло-сы).

5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову. (Какой слог надо добавить к слову «ЛУ», чтобы получилось новое слово?).

6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами).

7. Отхлопать слово по слогам и назвать их количество.

8. Выделять гласные звуки. (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

9. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (луна, пила, улица).

10. Выделить 1 слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. (МА-шина, ША-ры, КУ-бики,

ПИ-ла, ЛА-пы, ВА-гон, ЗУ-бы) МАША КУПИЛА ВАЗУ.

  Если ребенок научился называть напечатанные буквы и сливать их в слоги, это еще не значит, что он умеет читать. В искусстве чтения это не самое главное. Намного важнее научить ребенка понимать прочитанное, то есть не только уяснять фабулу, событийную сторону текста, но и чувствовать подтекст, настроение, скрытый смысл и связь описываемых событий или явлений. Лишь в этом случае ребенок сможет не только получить удовольствие от прочитанного, но и узнать что-то новое для себя или увидеть уже известное по-новому. Именно тогда чтение книг способствует эстетическому, умственному развитию и обогащает внутренний мир ребенка. Поэтому уже с первых шагов обучения чтению он должен почувствовать, осознать, что смысл, понимание прочитанного — это самое главное и самое интересное в чтении.

    Решая ребусы, «распутывая лабиринты», играя в слова, ребенок будет учиться логически, мыслить и рассуждать, сравнивать и анализировать.

Обучение чтению органически связано с системой письма, поэтому на самых начальных этапах обучения письмо носит изобразительный характер. Написание букв и слогов становится важным фактором в обучении грамоте. При системе письма появляется реальная возможность развития навыков быстрого чтения. Упражнения по сложению и вычитанию букв и слогов дают возможность ребенку развить навыки звуко— буквенного анализа слов, скорость мыслительных процессов при чтении.

Звуковой анализ слов, позволяющий перейти от устной речи к письменной, проводится в игровой, занимательной форме.

Слияние звуков — гласного и согласного, и наоборот, согласного и гласного – знакомит ребенка со слогом, с механизмом слияния звуков, а также с написанием слогов. Написание букв дается печатным шрифтом, доступным каждому дошкольнику, тем более школьнику.

, Во время работы над заданиями  ребенок  должен чувствовать уверенность в себе и своих силах, проявить интерес к чтению и письму.

Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.

Развивающий эффект при использовании данного метода безусловно позитивный: это концентрация внимания, осмысленное запоминание, скорость, гибкость, самостоятельность мышления, способность предвидеть, ощущение целого, творческое мышление, активизация лингвистических способностей. Методика развивает у детей грамотность, ощущение речи через углубленное изучение буквенного состава слова и активное конструирование.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение с увлечением. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.

Пособие предназначено для педагогов и родителей. Практические задания могут быть использованы как для индивидуальной работы с ребенком, так и для групповой, а так же для домашней работы родителя со св...

О.И.Азова Чтение с увлечением

Читаем словосочетания, предложения и тексты...

О.И.Азова Чтение с увлечением

Читаем трудные слова...

О.И.Азова Чтение с увлечением

Читаем слова с прямыми и обратными слогами...

Проект "Чтение- лучшее увлечение"

совместный долгосрочный проект...

Занимательное чтение для дошколят. Игровое пособие «Чтение с увлечением»

В современном мире, так называемом «мире гаджетов», дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность привела к тому, что мы, педагоги и, тем более, родители, должны задуматься и п...

Консультация для родителей «Чтение с увлечением или как продолжить формирование осознанного чтения летом»

Для того, чтобы сделать процесс знакомства дошкольников с буквами, а затем и обучить осознанному чтению наиболее продуктивным, этот процесс должен стать интересным для ребенка. Как сделать его таким? ...