Логопедическая работа
методическая разработка по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Логопедические игры в песочной стране
Упражнения и игры, направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием
чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.
Данный материал может быть использован учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями и родителями при развитии звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей с различными нарушениями речи.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ
Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук определённые точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.
Известны работы В.М. Бехтерева о этой области. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы.
1. игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка,
2.позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей,
3.усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
4.песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.
5. ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
6. значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
7. на занятиях нет места монотонности и скуке;
8. более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
Развитие диафрагмального дыхания.
Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
· Выдыхай медленно и плавно.
· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
«Выровняй дорогу»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
«Что под песком?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
«Помоги зайцу»
в песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;
«Дорога к другу»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
«Секрет»
В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
«Добрый великан»
Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
«Путешествие»
На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
«Буря»
Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;
Артикуляционные упражнения.
«Лошадка»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
«Индюки»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
«Качели»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
«Часики»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
«Накажи непослушный язычок»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.
Автоматизация звуков.
«Сильный мотор»
Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Горочка»
Набрать в руку песок и произносить звук С , насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.
«Совпадение»
Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
«Спрячь ручки»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Слоговые дорожки»
Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
«строители» (2-3 занятия)
Цель.
Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
· -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
· -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Оборудование:
Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.
Ход игры.
Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).
«Чего не стало»
Цель.
Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.
Оборудование:
Песочница с влажным песком.
Ход игры.
Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
«Подбери слово»
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).
«Я делал - я сделал»
Цель.
Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю -закапывал, откапываю -откапывал).
Оборудование:
Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.
Ход игры.
Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)
«Зверюшки на дорожках»
Цель.
Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.
Оборудование:
Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.
Ход игры.
Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?
Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.
«Волшебный клад»
Цель.
Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.
Оборудование:
Песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.
Ход игры.
В руках логопеда - кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.
Связная речь
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
«Дорисуй картинку и составь предложение»
Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«Начни предложение»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу. (и наоборот)
«Друзья»
При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
«Что случилось?»
При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)
«Исправь ошибку»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«Раздели слово на слоги»
Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
пропедевтика и коррекция дисграфии и дислексии
подготовка к обучению грамоте
ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ
Цель.
Научить детей определять количество слогов в словах.
Оборудование:
Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.
Ход игры.
Логопед: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.
(зачитывает стихотворную инструкцию).
На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.
На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!
Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.
Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.
Односложные слова: мак
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.
После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.
1. Опиши цветок по цвету, форме.
2. Где растет этот цветок?
3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?
Дети вместе сочиняют сказку о цветах.
"Построй ступеньки".
Цель.
Научить детей определять количество слогов в словах.
Оборудование:
Песочница, домики с 1,2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов.
Ход игры.
На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок,. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.
анализ слова и предложения
«НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ»
Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение , а дети чертят соответствующую схему.
«Напиши на песке»
Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук(букву) (РАК-МАК).
Логопед пишет на песке слово пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.
развития мелкой моторики пальцев и кистей рук
Игры с рисовой крупой девочки с ДЦП
Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
- положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .
-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
«Веселые соревнования»
Цель.
Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.
Оборудование:
Песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).
Ход игры.
Логопед предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:
Побежали вдоль реки
Пальцы наперегонки.
Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали.
«Нарисуй картинку пальцами»
Цель.
Развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.
Оборудование:
Песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.
Ход игры.
Логопед предлагает детям вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.
литература:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.
4. Игры в логопедической работе с детьми
5. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития
6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)
Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...
Основные задачи логопедической работы в старшей логопедической группе
Консультация для родителей:"Основные задачи логопедической работы в старшей логопедической группе"...
Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа
Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....
Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».
Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Время проведения: II период обучения, февраль.План:1....
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
Родительское собрание для логопедической группы "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".
Родительское собрание для логопедической группы "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда". Результаты логопедической работы на данном этапе....