Развитие грамматического строя речи детей с ОНР.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Многолетний опыт работы с детьми доказывает, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Именно поэтому важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammatika_doklad.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ
Развитие грамматического строя речи детей с ОНР.
Подготовила:
учитель-логопед
Сусликова Л.С.
Лямбирь РМ
К. Д. Ушинский писал, что «язык не есть что-нибудь прирожденное и не дар, упавший с неба. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который ребенок овладевает огромным богатством». Да и многолетний опыт работы с детьми доказывает, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний.
Именно поэтому важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Наблюдения показали, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее полноценнее взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее его психическое развитие.
К сожалению, дети часто затрудняются в овладении грамматическими основами речи, в связном и последовательном высказывании своих мыслей, т.е. мы видим, что трудности грамматического характера ведут за собой отставание связной речи.
Я работаю в логопедической группе с детьми, имеющими недостатки в развитии речи. И наблюдаю, что многие дети испытывают трудности в согласовании существительных с прилагательными и местоимениями, существительных с числительными; в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в образовании сравнительных степеней прилагательных; затрудняются в образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом; неправильно используют падежные окончания; затрудняются в употреблении предложений сложных конструкций. Поэтому я стала искать наиболее эффективные методы и формы работы с детьми по решению этой проблемы.
Формирование грамматического строя речи я представляю как некую возвышенность. Ее вершина - есть сформированный грамматический строй речи. Чтобы добраться до нее, необходимо преодолеть множество препятствий, которые обозначены в виде камней.
Первый камень преткновения – это словарь, его лексическая сторона. Речь детей поступающих в нашу группу бедна и односложна, поэтому важно ввести в словарь детей различные части речи: прилагательные, глаголы, существительные, наречия, причастия. В этом мне помогают дидактические игры. Дидактический материал стараюсь подбирать яркий, иллюстрации и картинки понятные детям.
В словарь детей ввожу понятия: антонимы, синонимы, т. е. веду работу над сопоставлением слов, по сравнению лексического значения слов, над смысловой сочетаемостью слов, придаю большое значение формированию обобщающих понятий.
Работая по любой лексической теме, использую дидактические игры «Назови одним словом», «Подбери слово», «Как по другому», «Скажи наоборот» и др.
Тщательное продумывание содержания и хода занятия, регулярная смена игрового материала и целенаправленное его использование позволяет активизировать детей, поддержать у них интерес. Я убеждена, что именно создание доброжелательной обстановки в группе, учет возрастных и индивидуальных особенностей способствует раскрепощению и появлению у детей инициативной речи.
Вторая сложность овладения грамматической речью – неумение согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях в роде, числе, падеже. Решить эту задачу мне помогают игры: «С кем дружит ель?», «Чего не стало?», «Кто на чем?», «Назови по порядку», «Какой по цвету?», «Кто с кем дружит?».
Словообразование – это третий камень преткновения. Дети испытывают сложности в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, в образовании причастий по образцу (ручей журчит – журчащий ручей); в образовании слов по аналогии (солонка – масленка, большеглазый большеротый); в образовании сравнительной степени прилагательных; в образовании приставочных глаголов, в образовании притяжательных и относительных прилагательных.
Для решения этой проблемы я использую в работе с детьми различные практические упражнения и дидактические игры «Назови ласково», «Больше, меньше», «Из чего, какой?», «Чей хвост?», « Чья морда?», «Подбери слово» и другие.
Последняя, и я считаю, самая сложная задача формирования грамматического строя речи – обучение составлению предложений различных конструкций: простых нераспространенных, простых распространенных, сложных предложений. При решении этой задачи также использую игры и игровые упражнения, т. к. именно игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте.
Развитие речи детей находится в прямой зависимости от окружения, поэтому для формирования грамматического строя речи я использую все, что окружает ребенка, все, что он видит, слышит, чувствует. Применю все группы методов: наглядные, словесные, практические. Помня слова Песталоцци, который писал, что «помощь естественному развитию детей заключается в том, чтобы с самой колыбели предоставить детям для наблюдения предметы из окружающей их жизни как можно привлекательнее, больше и занятнее и тем самым производить на них образовательное воздействие», чаще использую наблюдение.
Этот метод предполагает участие различных анализаторов: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных. Так, например, наблюдая за предметами окружающей среды, я предлагаю не только рассмотреть внешний вид предмета, но предлагаю постучать по предмету, провести по нему рукой, если возможно бросить на пол, понюхать.
Такие наблюдения дают наиболее полные представления о предмете, а значит и более богатый речевой материал, а все это помогает мне решить задачи грамматического строя: словообразования, согласования, активизацию словаря, построения предложений.
Прекрасным средством формирования грамматического строя речи являются практические методы. Я отдаю предпочтение моделированию, опытам, упражнениям и, конечно, использую различные схемы.
Наблюдения показали, что использование моделирования позволяет детям устанавливать причинно – следственные связи между предметами, что является хорошим подспорьем в работе над сложными предложениями. Хорошо помогает дидактическая игра «Где лучше спрятаться?».
Опыты использую с тем, чтобы ребенок видел действия, совершаемые над предметом; устанавливал связи между действиями; определял свойства и качества предметов. В процессе опытов опираюсь на активность детей, вовлекаю их в совместную деятельность, побуждаю их к выполнению индивидуальных заданий. Такая работа обогащает словарь детей, способствует расширению представлений о предложениях, о взаимосвязи слов в предложениях.
Часто в своей работе пользуюсь различными схемами: схемой звукового анализа, схемой анализа предложения, схемой составления описательных рассказов. Я заметила, что их использование помогает самостоятельно, последовательно и без повторов строить свою речь, вселяет в ребенка уверенность в речевых возможностях.
Из ряда словесных методов отдаю предпочтение беседе, рассказу, ведь они развивают слуховое внимание. Ребенок повторяет ту речь, которую слышит в своем окружении. Рассказ является образцом речи, который овладевает вниманием и интересом детей и оказывает влияние на развитие языка.
Фребель говорил: «Хороший рассказчик – неоценимое сокровище. Благо тем детям, которые им располагают… Низко и почтительно кланяюсь я настоящему рассказчику и с искренней благодарностью жму ему руки…»
Анализ исследований и наши собственные данные свидетельствуют о том, что детям целесообразно рассказывать о жизни группы, о каждом малыше в отдельности, о своих интересных наблюдениях и трудных ситуациях. Ведь ребенок готов слушать что угодно, лишь бы вы говорили ему и для него.
Для формирования грамматического строя речи я использую различные средства: природу, окружающую среду, игру и труд, картины, праздники и развлечения, поручения и задания, семью.
Природа – это тот благодатный материал, который позволяет ребенку соприкоснуться с живой книгой и открывает широкие возможности познания. Поэтому, я часто использую природу, как средство обучения детей и организовываю занятия – экскурсии. На этих занятиях ребенок не оперирует материалом данным воспитателем. А самостоятельно ищет его в окружающей его природе, учатся делать умозаключения по данным своих наблюдений, исследований. В результате чего повышается его речевая деятельность, возможности упражнений правильной речи.
Я считаю, что большое значение в формировании и развитии речи детей принадлежит окружающей среде, поэтому я использую всякие материальные ценности, созданные рукой человека, которые являются образовательным материалом.
Особое значение придаю речи окружающих ребенка взрослых, родителям, семье. Я провожу педагогическо-просветительскую работу с родителями: организовываю для них просмотры открытых занятий, консультации, тематические папки-раскладушки, папки-передвижки.
Учитывая, что игра –основной вид деятельности детей дошкольного возраста, я включаю ее в сою работу по формированию грамматического строя речи. Ведь именно из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.
Игра и труд, на мой взгляд, являются сильнейшими стимулами для проявления самостоятельности в области языка, поэтому я использую их в интересах развития речи. Еще Крупская отмечала роль игры: «Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».
Включение таких средств как поручения и задания, позволяют мне формировать у детей понимание инструкций, слуховое внимание, память, что очень важно при развитии речи дошкольников.
Важную роль в формировании речи отвожу праздникам и развлечениям, ка средству обучения. Во время праздников дети упражняются в правильной речи. Еще я считаю, что для того чтобы говорить хорошо и при всех условиях, надо не только уметь говорить, но надо приобрести привычку говорить публично, не стесняясь присутствия посторонних.
Так, изо дня в день, постепенно из стеснительных, замкнутых, неумеющих выразить свою мысль детей они превращаются в инициативных и активных.
Литература:
Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей.- СП: Детство-пресс, 2007.-48с.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СП: Детство. Год издания 2004, стр. 130.
Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня./ Логопед. 2004.№1.- с34- 40.
Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников.- М.: Владос, 1990г.
Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.- М.: Гном и Д, 2003г. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.- М.: Гном и Д, 2003г.
Фомичёва М.В. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч.по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию грамматического строя речи детей с ФФН в подготовительной группе: "Как гусь всем завидовал"
Уважаемые коллеги-логопеды! Предлагаю вашему вниманию занятие по формированию лексико-граматических представлений и развитию связной речи "Путешествие в сказку "Завистливый гусь", к которому создана п...
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....
Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста...
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис -...
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе Тема: «Фрукты»
Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи...
Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»
Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя речи у детей с помощью игр...