конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Тема: автоматизация звуков Р и РЬ, буква Р.
Цель: закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепить образ буквы Р.
Задачи:
- учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции;
- закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ в словах и предложениях;
- развивать фонематические восприятие;
- совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления детей;
- закрепить графическое изображение буквы Р, осуществляя профилактику дисграфии;
- совершенствовать практическое употребление существительных в косвенных падежах;
- развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;
- воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными предложения, контролировать поставленные звуки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_dlya_detey_s_onr.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия для детей с ОНР (подг. гр.)
Тема: автоматизация звуков Р и РЬ, буква Р.
Цель: закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепить образ буквы Р.
Задачи:
- учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции;
- закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ в словах и предложениях;
- развивать фонематические восприятие;
- совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления детей;
- закрепить графическое изображение буквы Р, осуществляя профилактику дисграфии;
- совершенствовать практическое употребление существительных в косвенных падежах;
- развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;
- воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными предложения, контролировать поставленные звуки)
Материал: телефон, символы звуков Р и РЬ, фланелеграф, фигурки, картинки: поезд, деревня, ручка, картинки по темам со звуками Р и РЬ и без звуков, игрушка Звукоедик - злой и добрый, жетоны, мяч, буква Р, буквы разрезной азбуки, счетные палочки.
Ход занятия:
I Орг. момент. Сядет тот, кто ответит, правильно ли я сказала предложения:
1. Телега везет лошадь. (Нет, а как правильно?); 2. Кошка поймала мышку; 3. Лошадь везет телегу; 4. Мышка поймала кошку; 5. Фонарь освещается улицей; 6. Улица освещается фонарем.
II (Звонит телефон) «Алло! Здравствуй, Матроскин! Привет, Шарик! Вы приглашаете нас в гости? Спасибо за приглашение. До свидания!» Ребята, кот Матроскин и пес Шарик приглашают нас в гости в деревню Простоквашино. Вы хотите поехать в Простоквашино? У Матроскина и Шарика есть любимые звуки. Отгадайте, какие это звуки, я их выделю голосом: Матррроскин, Шарррик. (Р и РЬ).
Сегодня по приглашению кота Матроскина и пса Шарика мы поедем в Простоквашино и вспомним звуки Р и РЬ.
III (Показ символов звуков) Собака грозно рычит: рррр. Маленький щенок рычит: рьрьрь. Что делает наш язык, когда мы произносим эти звуки? Рот закрыт или приоткрыт? Что делают губы? Дайте характеристику звукам Р и РЬ.
IV Игра «Поймай звук». Ловим ладошками звуки Р и РЬ. Закройте глаза: р, б, мь, рь, ра, жа, ря, бю, ам, ру; рак, кошка, рыба, домик, букварь, ёжик, чемодан, топор,…
V. Раз мы собираемся в гости, нам надо купить подарки жителям деревни Простоквашино. Отправляемся по магазинам. В магазине поселился злой Звукоедик. Звукоедик съедает в словах звуки Р и РЬ. Передаем Звукоедика, исправляем слова: …епка, …ыба, б…юкки, г…уша, топо…, снеги… Молодцы, исправили все слова правильно, и злой Звукоедик превратился в доброго Звуковичка. И мы пойдем за покупками в магазин, покупать подарки нужно только со звуком Р или РЬ. Алёша, пойдет в мебельный магазин; Ксюша – в продуктовый, Гриша – в магазин посуды; Никита – в магазин «Товары для дачи»; Влад – в магазин посуды. Что купили? Какой звук в твоем слове, где он находится?
VI Подарки приготовили, садимся в поезд, поехали. (Показ картины) А вот и деревня Простоквашино. (Показ фигурок на фланелеграфе) Кто нас ждет встречает? (дядя Фёдор, корова Мурка, пес Шарик, кот Матроскин, теленок Гаврюша, почтальон Печкин). В каких именах слышится звук Р (Федор, Матроскин, Мурка), а в каких звук РЬ (Гаврюша, Шарик)? С кем мы поздороваемся? (С дядей Федором, псом Шариком, котом Матроскиным, коровой Муркой, теленком Гаврюшей, почтальоном Печкиным.) Кому и что мы привезли в подарок? Ксюша, кому и что ты подаришь?
VII Матроскин хочет поиграть с вами в игру «Чего ни стало». Посмотрите на картинки, запомните их, закройте глаза, сейчас Матроскин, какую-то картинку уберет.Чего ни стало?
VIII Дядя Федор предлагает поиграть в игру « Придумай слово по первому слогу»: Ра-ра-ра, начинается игра, я прошу со слога Ра мне сейчас назвать слова (ракета, ракетки, рана, радуга, работа, радио, раковина, раки,…) (Даю жетоны)
Физминутка. У дяди Федора большой огород, поможем ему вскопать грядки.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровныли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
IX Игра с мячом «Найди место звуку». Вставьте в слово, в которое я назову звук Р или РЬ. Он должен быть вторым: пуд – пруд, кот-…, битва -…, тюк -…, тяпка -…, пятки -…, кошка -…
X Печкин любит сочинять стихотворения, послушайте, какое стихотворение придумал Печкин про дядю Федора, в нем много слов со звуками Р и РЬ:
Есть у Федора огород
В нем морковка растет
И горох, и помидоры
Рядом огород Федоры
В основном там помидоры.
Читаю еще раз, на каждое слово со звуками Р и РЬ, вы берете счетную палочку.
Сосчитайте, сколько у вас палочек, сколько слов со звуками Р и РЬ было в стихотворении?
XI Вместе с жителями Простоквашино мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)
Букву Р писать не сложно
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы флажок.
И получится флажок.
Из каких элементов пишется буква Р? Какие это элементы? Теленок Гаврюша написал на доске буквы. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркнем неправильные буквы.
XII Дядя Федор скоро, как и вы, пойдет в первый класс. Отгадайте, что понадобится для письма в школе Дяде Федору. Я разбросаю это слово на звуки, а вы приготовьте ладоши, «соберите» звуки в целое слово
Звуко-слоговой анализ слова РУЧКА, выложите из букв это слово.
Итог занятия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
У кого в гостях мы побывали?
Какие звуки повторяли?