Связная речь: скучная необходимость или увлекательная игра без принуждения? Из опыта работы.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Григоренкова Ольга Игоревна

В статье раскрывается актуальность выбранного направления работы с детьми дошкольного возраста. Отражаются приемы формирования навыков связной речи, позволяющие эффективно модернизировать коррекционный процесс в логопедической группе для детей 5-7 лет. Приводятся примеры использования известной методики ТРИЗ для развития речевых навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Связная речь: скучная необходимость или увлекательная игра без принуждения?

                                                                               

                                                                                          Из опыта работы

                                               Ни наглядность, ни слово, сами по себе,  

                                               без уменья с ними обращаться, как надо,

                                               и без других условий, ничего путного не сделают.

                                                                                                            Н. И. Пирогов

                                             

        В последние десятилетия в стране и в мире произошли большие изменения. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса.

  1. Усложнение научно-технического прогресса.

         Всеобщая компьютеризация, мобильные телефоны «с пеленок», телевизор и другая вспомогательная техника, интернет изменили формы общения. Хотя потребность в нем сохранилась на том же уровне.  Все меньше дети разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза. Стал преобладать опыт общения посредством буквы, а не посредством звука.

  1. Все это неизбежно приводит к усложнению дефектов речи.

     Для специалистов становится очевидным тот факт, что характер, глубина, количество и структура дефектов изменились.                                                                                         Во-первых, если раньше был нарушен один-два звука, то сейчас, как правило, четыре - пять, а то и все шестнадцать.  Несформированность речевого выдоха, вялая артикуляция, низкий уровень самоконтроля, неспособность к произвольному вниманию и концентрации осложняют, и без того тяжелый для детей, процесс постановки и автоматизации звуков.

      Во-вторых, усложнились дефекты речи в самой структуре речи. Речевые нарушения в большинстве случаев носят системный характер. Кроме дефектного произношения, страдает лексико-грамматический строй, связная речь, которая у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) самостоятельно не формируется. При подготовке детей с речевой патологией  к школьному обучению  формирование связной монологической речи имеет одно из главных значений. У дошкольников недостаточно развито умение последовательно  и связно излагать свои мысли. Они испытывают значительные затруднения при составлении простых предложений, не говоря уже о сложных предложных конструкциях.  Бесконечные напоминания отвечать полными предложениями набили оскомину  и у педагогов, и у детей. Аграмматизмы, которые сохраняются на протяжении длительного периода, часто приводят в замешательство.  Многие известные традиционные методы и приемы формирования навыков связной речи, конечно, полезны и увлекательны. Но практика показала, что такие занятия однообразны, у детей быстро теряется мотивация речи, пропадает интерес к рассказу своих сверстников. Это подтолкнуло меня к поиску новых способов решения данной задачи. Часто новое является хорошо забытым старым. О двух таких «старых» способах, только модифицированных мною, я хотела бы рассказать.

  • В работе над дыханием нам с ребятами полюбилась  игра «Шторка чудес». Цель игры: научить ребенка продолжительному ротовому выдоху. Пособие представляет собой театральную мини ширму; шторку из цветных пёрышек, закрепленных на нитях, которая крепится на липучке с внутренней стороны ширмы и при необходимости снимается; набор мелких игрушек, различных небольших предметов. На подставочке за ширмой выставляется предмет или несколько предметов в зависимости от замысла занятия. Ребенку предлагается узнать, что находится за «шторкой», провоцируя на продолжительный ротовой выдох.

       Со временем пособие приобрело многофункциональность. Раздувая шторки, дети называют спрятанный за ней предмет и одновременно придумывают фразу о нем. Данная фраза становится началом нашего будущего рассказа или сказки.  Предмет за ширмой меняется. Далее дети по очереди (или один ребенок, если это индивидуальное занятие) выполняют те же действия: дуют, называют предмет, составляют фразу. Но каждое последующее предложение должно быть связано по смыслу с предыдущим. Постепенно цепочка фраз образует сюжет. В данном случае мы совершенствуем связную речь, развиваем логическое мышление, воображение.

       Также можно с помощью данного пособия в игровой занимательной форме потренироваться в звуковом анализе. Например, логопед заранее определяет задание, которое должен выполнить ребенок:

- За шторкой кто-то спрятался. Главное правило: чтобы его увидеть, нужно длительно подуть на шторку, слегка вытянув губы вперед. Дуть нужно долго и нежно до тех пор, пока вы не разглядите, кто там находится. Затем надо назвать предмет и определить, какой звук слышится в начале.

       Аналогично в данное упражнение можно включить  любые задания по звуковому анализу. Кроме того, ребенку необходимо удержать в памяти сложную инструкцию, что позволяет во многих случаях не только улучшить память, но и повысить уровень понимания обращенной речи, развить слуховое внимание и восприятие.

  •  Однажды, лет двадцать назад, мне попала в руки тоненькая книжечка И. Н. Мурашковска, Н. М. Валюмс «Картинка без запинки». И, с тех пор, я не расстаюсь с идеей, изложенной в этой книге. Методика обучению рассказу по картинке с элементами ТРИЗ оказалась настолько универсальной, что может быть использована на всех видах коррекционно-развивающих занятий. Приёмы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, автор теории – Г. С. Альтшуллер), действительно, позволяют получить гарантированный результат: растет познавательный интерес; формируется навык составления предложений (без принуждения и напоминания говорить полными предложениями); развивается кинестетический канал восприятия, воображения; в непринужденной форме пополняется словарный запас; развивается логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи. Этапы работы с картинкой в данной методике представляют собой целостную систему:

       В результате ребенок в состоянии не только составить рассказ по сюжетной картине, но и может рассказать,  как он это делал. Таким образом, могу с уверенностью сказать, что метод «работает». Причем соблюдаются все вышеизложенные условия обучения и развития детей.

       В течение нескольких лет некоторыми авторами делались попытки адаптировать данную технологию для детей дошкольного возраста (Сидорчук Т.А, Лелюх С. В., Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. Технология ТРИЗ: Москва, 2009 г.), т.к. изначально методика предназначалась для начальной школы.

       Одновременно с использованием  разработок коллег, я внесла некоторые дополнения в попытке сделать скучную для дошколят «работу» более привлекательной, разнообразной и подвижной. Например, на первых двух этапах работы использую очень простое в исполнении пособие. Берутся майонезные крышки, на которые с нижней стороны прикрепляются липучки. Затем по диаметру лицевой стороны крышки вырезаются круги из белого картона или плотной бумаги, но так, чтобы они могли плотно вставляться в крышку. Теперь с этим пособием можно работать и на ковролине, а не только на доске и на бумаге, как это предлагают разработчики метода. Встаёт вопрос: а как же, точнее, с помощью чего объединять на ковролине выделенные из картины объекты? Всё очень просто. Обыкновенная липучка (можно разного цвета) нарезается длинными узкими «нитями», которые и используются на этапе нахождения взаимодействия между объектами. В процессе работы над картинкой это выглядит следующим образом: выделенные детьми объекты я схематически зарисовываю на заранее подготовленные для этого кружочки. И по ходу  вставляю их в прикрепленные на ковролине крышки-основы. Далее дети поочередно выходят и «ниточкой» - липучкой соединяют нужные объекты.

       На этапе работы с объектами обязательно включаю в занятия задания по развитию фонематических функций. Например:

  • Какой звук ты слышишь в начале, в конце слова? (названии объекта)
  • Назови звуки в слове по порядку.
  • Сколько слогов в слове? Назови.
  • Какое слово самое длинное, самое короткое?
  • Сколько гласных звуков в слове? Назови их.
  • Найди среди выделенных объектов те, в названии которых 2, 3 или 4 слога.
  • Придумай рифму к выделенному объекту (объектам).
  • Придумай слово, которое начинается с того же звука, что и название объекта. И т.д.

       Эти приемы позволяют одновременно решать несколько задач:

  • Проводить занятия динамично.
  • Развивать мелкую моторику и зрительное внимание.
  •  Совершенствовать звукопроизношение и фонематические процессы.
  • Развивать связную речь, формировать лексико-грамматический строй речи.                                                                                                                                    

      Таким образом, использование данной модифицированной технологии для развития связной монологической речи дает возможность осуществлять комплексный подход к обучению детей с речевыми нарушениями с учетом основных принципов и структуры дефекта. В данном случае, решение задач речевого развития – освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи – выступает во взаимосвязи с формированием связной монологической речи единым целостным процессом.

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной. Главной  и...

Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....

Статья «Значение развития связной речи, как необходимое условие для формирования активной диалогической позиции ребёнка».

Две формы связной речи — диалог и монолог — неравномерно формируются в старшем дошкольном возрасте. Монолог — более сложная форма речи. Для того, чтобы научить дошкольников осознанно строить высказы...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры экологической направленности» (из опыта работы)

Аннотация: Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. О том, как формировать связную реч...

Конспект по развитию связной речи в подготовительной групп Тема: Составление рассказа из коллективного опыта «Новогодний праздник в детском саду»

Цель: развитие связной речи.Задачи: совершенствование навыков коллективного составление плана рассказа, составления рассказа из коллективного опыта;- развитие речевого слуха, памяти, мелкой моторики, ...