Связная речь: скучная необходимость или увлекательная игра без принуждения? Из опыта работы.
статья по логопедии (старшая группа) на тему
В статье раскрывается актуальность выбранного направления работы с детьми дошкольного возраста. Отражаются приемы формирования навыков связной речи, позволяющие эффективно модернизировать коррекционный процесс в логопедической группе для детей 5-7 лет. Приводятся примеры использования известной методики ТРИЗ для развития речевых навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Связная речь: скучная необходимость или увлекательная игра без принуждения?
Из опыта работы
Ни наглядность, ни слово, сами по себе,
без уменья с ними обращаться, как надо,
и без других условий, ничего путного не сделают.
Н. И. Пирогов
В последние десятилетия в стране и в мире произошли большие изменения. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса.
- Усложнение научно-технического прогресса.
Всеобщая компьютеризация, мобильные телефоны «с пеленок», телевизор и другая вспомогательная техника, интернет изменили формы общения. Хотя потребность в нем сохранилась на том же уровне. Все меньше дети разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза. Стал преобладать опыт общения посредством буквы, а не посредством звука.
- Все это неизбежно приводит к усложнению дефектов речи.
Для специалистов становится очевидным тот факт, что характер, глубина, количество и структура дефектов изменились. Во-первых, если раньше был нарушен один-два звука, то сейчас, как правило, четыре - пять, а то и все шестнадцать. Несформированность речевого выдоха, вялая артикуляция, низкий уровень самоконтроля, неспособность к произвольному вниманию и концентрации осложняют, и без того тяжелый для детей, процесс постановки и автоматизации звуков.
Во-вторых, усложнились дефекты речи в самой структуре речи. Речевые нарушения в большинстве случаев носят системный характер. Кроме дефектного произношения, страдает лексико-грамматический строй, связная речь, которая у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) самостоятельно не формируется. При подготовке детей с речевой патологией к школьному обучению формирование связной монологической речи имеет одно из главных значений. У дошкольников недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они испытывают значительные затруднения при составлении простых предложений, не говоря уже о сложных предложных конструкциях. Бесконечные напоминания отвечать полными предложениями набили оскомину и у педагогов, и у детей. Аграмматизмы, которые сохраняются на протяжении длительного периода, часто приводят в замешательство. Многие известные традиционные методы и приемы формирования навыков связной речи, конечно, полезны и увлекательны. Но практика показала, что такие занятия однообразны, у детей быстро теряется мотивация речи, пропадает интерес к рассказу своих сверстников. Это подтолкнуло меня к поиску новых способов решения данной задачи. Часто новое является хорошо забытым старым. О двух таких «старых» способах, только модифицированных мною, я хотела бы рассказать.
- В работе над дыханием нам с ребятами полюбилась игра «Шторка чудес». Цель игры: научить ребенка продолжительному ротовому выдоху. Пособие представляет собой театральную мини ширму; шторку из цветных пёрышек, закрепленных на нитях, которая крепится на липучке с внутренней стороны ширмы и при необходимости снимается; набор мелких игрушек, различных небольших предметов. На подставочке за ширмой выставляется предмет или несколько предметов в зависимости от замысла занятия. Ребенку предлагается узнать, что находится за «шторкой», провоцируя на продолжительный ротовой выдох.
Со временем пособие приобрело многофункциональность. Раздувая шторки, дети называют спрятанный за ней предмет и одновременно придумывают фразу о нем. Данная фраза становится началом нашего будущего рассказа или сказки. Предмет за ширмой меняется. Далее дети по очереди (или один ребенок, если это индивидуальное занятие) выполняют те же действия: дуют, называют предмет, составляют фразу. Но каждое последующее предложение должно быть связано по смыслу с предыдущим. Постепенно цепочка фраз образует сюжет. В данном случае мы совершенствуем связную речь, развиваем логическое мышление, воображение.
Также можно с помощью данного пособия в игровой занимательной форме потренироваться в звуковом анализе. Например, логопед заранее определяет задание, которое должен выполнить ребенок:
- За шторкой кто-то спрятался. Главное правило: чтобы его увидеть, нужно длительно подуть на шторку, слегка вытянув губы вперед. Дуть нужно долго и нежно до тех пор, пока вы не разглядите, кто там находится. Затем надо назвать предмет и определить, какой звук слышится в начале.
Аналогично в данное упражнение можно включить любые задания по звуковому анализу. Кроме того, ребенку необходимо удержать в памяти сложную инструкцию, что позволяет во многих случаях не только улучшить память, но и повысить уровень понимания обращенной речи, развить слуховое внимание и восприятие.
- Однажды, лет двадцать назад, мне попала в руки тоненькая книжечка И. Н. Мурашковска, Н. М. Валюмс «Картинка без запинки». И, с тех пор, я не расстаюсь с идеей, изложенной в этой книге. Методика обучению рассказу по картинке с элементами ТРИЗ оказалась настолько универсальной, что может быть использована на всех видах коррекционно-развивающих занятий. Приёмы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, автор теории – Г. С. Альтшуллер), действительно, позволяют получить гарантированный результат: растет познавательный интерес; формируется навык составления предложений (без принуждения и напоминания говорить полными предложениями); развивается кинестетический канал восприятия, воображения; в непринужденной форме пополняется словарный запас; развивается логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи. Этапы работы с картинкой в данной методике представляют собой целостную систему:
В результате ребенок в состоянии не только составить рассказ по сюжетной картине, но и может рассказать, как он это делал. Таким образом, могу с уверенностью сказать, что метод «работает». Причем соблюдаются все вышеизложенные условия обучения и развития детей.
В течение нескольких лет некоторыми авторами делались попытки адаптировать данную технологию для детей дошкольного возраста (Сидорчук Т.А, Лелюх С. В., Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. Технология ТРИЗ: Москва, 2009 г.), т.к. изначально методика предназначалась для начальной школы.
Одновременно с использованием разработок коллег, я внесла некоторые дополнения в попытке сделать скучную для дошколят «работу» более привлекательной, разнообразной и подвижной. Например, на первых двух этапах работы использую очень простое в исполнении пособие. Берутся майонезные крышки, на которые с нижней стороны прикрепляются липучки. Затем по диаметру лицевой стороны крышки вырезаются круги из белого картона или плотной бумаги, но так, чтобы они могли плотно вставляться в крышку. Теперь с этим пособием можно работать и на ковролине, а не только на доске и на бумаге, как это предлагают разработчики метода. Встаёт вопрос: а как же, точнее, с помощью чего объединять на ковролине выделенные из картины объекты? Всё очень просто. Обыкновенная липучка (можно разного цвета) нарезается длинными узкими «нитями», которые и используются на этапе нахождения взаимодействия между объектами. В процессе работы над картинкой это выглядит следующим образом: выделенные детьми объекты я схематически зарисовываю на заранее подготовленные для этого кружочки. И по ходу вставляю их в прикрепленные на ковролине крышки-основы. Далее дети поочередно выходят и «ниточкой» - липучкой соединяют нужные объекты.
На этапе работы с объектами обязательно включаю в занятия задания по развитию фонематических функций. Например:
- Какой звук ты слышишь в начале, в конце слова? (названии объекта)
- Назови звуки в слове по порядку.
- Сколько слогов в слове? Назови.
- Какое слово самое длинное, самое короткое?
- Сколько гласных звуков в слове? Назови их.
- Найди среди выделенных объектов те, в названии которых 2, 3 или 4 слога.
- Придумай рифму к выделенному объекту (объектам).
- Придумай слово, которое начинается с того же звука, что и название объекта. И т.д.
Эти приемы позволяют одновременно решать несколько задач:
- Проводить занятия динамично.
- Развивать мелкую моторику и зрительное внимание.
- Совершенствовать звукопроизношение и фонематические процессы.
- Развивать связную речь, формировать лексико-грамматический строй речи.
Таким образом, использование данной модифицированной технологии для развития связной монологической речи дает возможность осуществлять комплексный подход к обучению детей с речевыми нарушениями с учетом основных принципов и структуры дефекта. В данном случае, решение задач речевого развития – освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи – выступает во взаимосвязи с формированием связной монологической речи единым целостным процессом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...
«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и...
Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....
Опыт работы:"Развитие связной речи дошкольного возраста (в общении, игре)
возрастные осоьенности детей...
Статья «Значение развития связной речи, как необходимое условие для формирования активной диалогической позиции ребёнка».
Две формы связной речи — диалог и монолог — неравномерно формируются в старшем дошкольном возрасте. Монолог — более сложная форма речи. Для того, чтобы научить дошкольников осознанно строить высказы...
«Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры экологической направленности» (из опыта работы)
Аннотация: Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. О том, как формировать связную реч...
Конспект по развитию связной речи в подготовительной групп Тема: Составление рассказа из коллективного опыта «Новогодний праздник в детском саду»
Цель: развитие связной речи.Задачи: совершенствование навыков коллективного составление плана рассказа, составления рассказа из коллективного опыта;- развитие речевого слуха, памяти, мелкой моторики, ...