Защита выпускной квалификационной работы
статья по логопедии на тему

Скиданова Ирина Петровна

Защита выпускной квалификационной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые члены экзаменационной комиссии.

Представляю вашему вниманию выпускную квалификационную работу. Значение речи для человека столь велико, что можно сказать: речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Можно сравнить ее с капиталом, приобретение, сохранение которого требует наших усилий и порой немалых. Причем этот капитал определяет все наши успехи, а его недостаточность становится серьезным препятствием на жизненном пути. Поговорка «Начало – полдела» полностью относится к истокам правильной речи. Неудачное начало может испортить все дело, и всю жизнь. [25]

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Устранение нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией (слайд 2) – одна из важнейших задач логопедии. От её решения зависит развитие ребёнка, имеющего нарушения звукопроизношения. Всестороннее развитие ребёнка предполагает учёт не только психолого – педагогического но и логопедического фактора при устранении нарушений звукопроизношения у детей с дислалией.

Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы.

Дислалия – это речевое нарушение, при котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой.

Существует две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: функциональная и механическая.

В тех случаях, когда не наблюдаются органические нарушения говорят о функциональной дислалии.

При отклонениях периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической дислалии.

В свою очередь, функциональная дислалия включает в себя три основные формы:

Акустико-фонематическая – в основе этого вида лежит недостаточность фонематического или слухового восприятия;

Артикуляторно – фонематическая – заключается в том что нет нарушений фонематического восприятия. Звуки смешиваются и заменяются.

Артикуляторно – фонетическая – включает в себя дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися позициями. Дети произносят звук не точно, не свойственно данной системе языка.

Логопедическую работу по преодолению дислалии необходимо строить с учётом развития звукопроизношения в онтогенезе.(слайд3) При дислалии нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены различными патогенными факторами, иметь разную степень проявления. Поэтому необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции данного речевого нарушения. В этом и заключается актуальность проблемы исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать наиболее эффективные приемы, методы коррекции нарушений звукопроизношения, предполагающие использование игровых упражнений и  наглядных средств.

Объектом исследования являются нарушения звукопроизношения при  дислалии у дошкольников и их коррекция.

Предметом исследования использование игры и игровой ситуации на логопедических занятиях детей с дислалией.

Гипотеза исследования: логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией будет более эффективной, если учитывается:

- ведущий вид деятельности дошкольников;

- этиология, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии;

- коррекционная работа осуществляется поэтапно с использованием наглядных средств обучения.

Для достижения цели выпускной квалификационной работы  необходимо решить следующие задачи: слайд

  1. На основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности нарушений звукопроизношения при дислалии и пути их преодоления.
  2. Выявить и систематизировать нарушения звукопроизношения у дошкольников с дислалией.
  3. Разработать и апробировать задания и игровые упражнения по преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией, предполагающие использование  игровых упражнений и наглядности различных видов.
  4. Определить эффективность логопедической работы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования (слайд)

  1. Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
  2. Психолого-педагогический эксперимент.
  3. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Данный вопрос не является новым в литературе, но применительно к нашему дошкольному учреждению, эта работа не проводится системно. Практическая значимость нашего исследования заключается в предложенных заданиях, упражнениях, направленных на коррекцию звукопроизношения у дошкольников с дислалией.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель, задачи исследования, его объект, предмет, методы исследования, сформулирована практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы нарушений звукопроизношения при дислалии у дошкольников и пути их преодоления» дан анализ теоретических источников, освещены основные аспекты данной темы, определено направление экспериментально практического исследования.

Во второй главе показана реализация системного подхода к устранению нарушения звукопроизношения у детей  с дислалией, проведён количественный и качественный анализ полученных результатов.

В заключении представлены выводы по теоретической и практической части выпускной квалификационной  работы.

Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

- этиологию, механизм, структуру речевого дефекта.

 - использование методов обучения, выбор которых зависит от этапа логопедической работы.

Коррекционная работа по устранению нарушений звукопроизношения включает в себя несколько этапов.

Подготовительный этап. На котором идёт подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов правильному восприятию и воспроизведению звуков.

Второй этап – постановка звука. Цель данного этапа заключается в выработке правильного звукопроизношения изолированного звука.

На третьем этапе проводится работа по формированию правильного произношения звука во фразовой речи.

Четвёртый этап включает в себя умение различать смешиваемые звуки и использование их в собственной речи.

Для подтверждения теоретических выводов нами проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

На констатирующем этапе эксперимента диагностические исследования позволили нам выявить первоначальный уровень развития речи детей и наличие дефекта.

Результаты данного этапа показали, слайд график

Для устранения нарушений выявленных на констатирующем этапе мы разработали и провели коррекционные мероприятия по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией, учитывающую механизм и структуру дефекта.

На основе результатов обследования с учётом дефектов, дети были разделены на две группы:

1 группа – дети с нарушением свистящих и щипящих.

2 группа – дети с нарушением сонорных.

С первой и второй подгруппой работа была направлена на формирование отдельных артикуляционных позиций, на формирование фонематического восприятия, на развитие слухового контроля, операций звукового анализа.

          В результате проведённой работы на формирующем этапе мы отметили, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.

Результативность работы была продемонстрирована при анализе контрольного этапа экспериментального исследования.график

Данные, полученные на контрольном этапе, говорят о том, что произошло увеличение количества баллов речевого развития в группе дошкольников.

Состояние артикуляционной моторики по сравнению с констатирующим этапом высокий уровень показали 8 детей – это составило 100%. Уровень развития состояния фонематического восприятия на контрольном этапе улучшился.

Изменились  уровни и состояния звукопроизношения. Если на констатирующем этапе средний уровень развития показывали все восемь человек, то на контрольном этапе те же дети показали высокий уровень. Средний уровень, показанный на констатирующем этапе, уменьшился в три раза.

Таким образом, цель, задачи нашего исследования достигнуты. Гипотеза о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией будет более эффективной, если учитывается: ведущий вид деятельности дошкольников; учитываются этапы развития звукопроизношения в онтогенезе; учитывается этиология, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии – подтверждена.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Амурской области Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Амурской области «Амурский областной институт развития образования» (ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования) Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Скиданова Ирина Петровна П.Талакан МДОБУ ЦРР-Д/С №4 «Лесовичок» воспитатель Благовещенск 20014 год

Слайд 2

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной инервации речевого аппарата.

Слайд 3

Норма усвоения звуков по годам 1 -2 года А, О, Э, П, Б, М 2 -3 года И.Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й 3 -4 года С,З,Ц 4 -5 лет Ш, Ж, Ч, Щ 5 – 5,5 лет Л,Р

Слайд 4

Задачи: На основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности нарушений звукопроизношения при дислалии и пути их преодоления. Выявить и систематизировать нарушения звукопроизношения у дошкольников с дислалией . Разработать и апробировать задания и игровые упражнения по преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией , предполагающие использование игровых упражнений и наглядности различных видов. Определить эффективность логопедической работы.

Слайд 5

Методы исследования Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования. Психолого-педагогический эксперимент. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Слайд 6

Констатирующий этап

Слайд 7

Контрольный этап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИТБОЛ – ГИМНАСТИКОЙ Выпускная квалификационная работа

Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии....

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»

Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...

Выпускная квалификационная работа (Дипломная работа)

Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возрастав процессе трудовой деятельности...

Выпускная квалификационная работа (Дипломная работа)

Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возрастав процессе трудовой деятельности...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА ТЕМА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что декоративно-прикладное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высок...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Логическое мышление как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Логическое мышление как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...