Работа с родителями
консультация по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ
Как нельзя разговаривать с малышом? Как правильно говорить с ребенком?
В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золотых нельзя»:
НЕЛЬЗЯ: искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».
ПРАВИЛЬНО: разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.
НЕЛЬЗЯ: допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» - показывая на собаку, а он отвечает «гав-гав».
ПРАВИЛЬНО: если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой:
→ не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово;
→ попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете;
→ объясните «как звучит» или «как говорит».
Как сформировать грамотную речь?
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.
Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать».
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.
Учитель-логопед:Флуднева Оксана Владимировна
Предварительный просмотр:
Почему ребёнок говорит неправильно?
Почему ребёнок говорит неправильно? Это вопрос задают себе многие родители, у которых речевое развитие ребёнка отличается от речевого развития его сверстников.
Причины, приводящие к нарушению речи, многообразны. Возникновению речевой патологии способствуют: различная внутриутробная патология в период от 4 недель до 1 месяца, токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, родовая травма и недостаточность кислородного снабжения мозга, вследствие нарушения дыхания во время родов, различные заболевания в первый год жизни ребенка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства, а также травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми. Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).
Уважаемые папы, мамы, бабушки и дедушки, вот несколько советов по развитию речи ребёнка в семье:
1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком. Больше разговаривайте с ребёнком, чаще обращайтесь к нему с вопросами.
2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье - папа, мама, бабушка и дедушка.
3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с
ребёнком в свободное время.
4. Приобретайте различные художественные альбомы, картинки, книги и рассматривайте их вместе с ребёнком.
5. Предложите ребёнку соревнования с участием всех членов семьи «Сочиним сказку», «Чья сказка лучше», «Чей рассказ лучше», «Кто больше знает слов», «Скажи какой...?» и т. д. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывайте загадки, учите с ребёнком стихотворения. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки стихотворений рассказов, пословиц.
6. Записывайте рассказы, стихотворения и сказки вашего ребёнка в тетрадь или на магнитофон для осуществления сравнительного анализа развития речи ребёнка.
7. Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу.
8. Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребёнку.
Помогите своему ребёнку говорить правильно!
Учитель-логопед Флуднева Оксана Владимитовна.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы коррекции звукопроизношения: 1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.); 2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов); 3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях); 4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
I этап Артикуляционная гимнастика. Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной позы.
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. 1. «Улыбочка»
Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении. 2. «Заборчик»
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить « пя-пя-пя …». 3. «Накажем непослушный язычок»
Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. 4.«Лопаточка»
Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. 5.«Трубочка»
Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 6.«Оближем губки» («вкусное варенье»)
«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна. 7.«Почистим зубки»
Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. 8.«Часики»
Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. 9.«Орешек» («конфетка»).
Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится. 10.«Киска сердится»
Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Загнуть края вверх. 11. «Чашечка» («ковшик»)
12.«Грибок» - язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу , боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам. 13.«Лошадка» - открыть рот, поднять язык к небу и пощелкать им (как цокает лошадка).
14. «качели»
II этап – Постановка звука Последовательность постановки: свистящие С,З,Ц,С ’ ,З ’ ; шипящий Ш; сонор Л; шипящий Ж; соноры Р,Р ’ ; шипящие Ч,Щ. Способы постановки: по подражанию; механическим способом (при помощи зондов); смешанным.
III этап – автоматизация звука Изолированно (подражание звукам природы); В слогах; В словах; В словосочетаниях; В предложениях; В тексте; В свободной речи.
IV этап – дифференциация звуков С-З, С-С ’ , С-Ц, С-Ш; Ж-З, Ж-Ш; Ч-С ’ , Ч-Т ’ , Ч-Щ; Щ-С ’ , Щ-Т ’ ,Щ-Ш; Р-Л, Р-Р ’ ,Р ’- Л ’ , Р ’ -Й, Л ’ -Л.
Параллельно с коррекцией звукопроизношения: Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза; Развитие внимания , памяти, мышления; Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка; Развитие связанной речи.
Формы работы: Индивидуальные занятия. (15-20 мин. 2-а раза в неделю, 1-2 человека) Подгрупповые занятия. (30 мин. 1-н раз в неделю, до 7 человек).
Если ваш малыш посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей. Желаем успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!
Предварительный просмотр:
Консультативно-просветительская работа как форма психолого-педагогической поддержки семьи.
Флуднева О.В. учитель-логопед;
Новокрещенова С.И. педагог-психолог;
МБДОУ «Детский сад №119»
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), является обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Одним из основных направлений работы педагогов ДОУ является систематическая консультативно-просветительская работа среди родителей по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у родителей в области полноценного развития ребенка.
Для того чтобы родители услышали педагога, нужно научиться устанавливать с ними контакт. При этом следует помнить, что далеко не все они обладают высоким уровнем психолого-педагогической культуры, ответственно относятся к своей роли и готовы к сотрудничеству с педагогами. Поэтому необходимо ориентироваться на интересы и запросы родителей.
Взаимодействие с родителями строится в определенной последовательности, которая состоит из трех этапов: информационно-аналитического, практического и оценочного.
Информационно-аналитический этап предполагает сбор и анализ сведений о ребенке и его семье, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи к взаимодействию с дошкольным учреждением. После этого педагог приглашает родителей на беседу, и здесь главным является создание условий для делового общения с родителями.
Итогом информационно-аналитического этапа является определение стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.
Практический этап начинается с построения общения с родителями. Беседа –это одна из наиболее доступных форм общения с родителями, которую следует использовать как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами работы. Беседу обязательно начинать с изложения фактов, положительно характеризующих ребенка, детально продумывать начало беседы, так как от этого зависит ее успех.
Главное назначение консультации в том, чтобы родители увидели трудности развития ребенка и убедились в том, что в детском саду они могут получить поддержку и квалифицированный совет специалистов.
Консультативная форма организации общения педагогов и родителей призвана выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению их взглядов на воспитание ребенка в семье, развивает педагогическую рефлексию – умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных особенностям его развития.
Тематика консультаций подбирается в зависимости от уровня образованности родителей. Очень важно, чтобы содержание консультации было доступно и понятно родительской аудитории. В силу различных причин родители часто бывают ограничены во времени, поэтому рекомендуется проводить консультацию не дольше 20 минут, иначе информация просто не усваивается. При общении и изложении консультативного материала рекомендуется избегать употребления специальных терминов, непонятных для родителей.
Работа на последнем, оценочном этапе заключается в анализе эффективности консультативно-просветительской работы в течение учебного года по вопросам развития ребенка.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос самих родителей, оценочные листы, экспресс-диагностику. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов. После анализа и оценки работы педагога с родителями намечаются задачи по совершенствованию работы на новый учебный год.
Как показала многолетняя практика, всем родителям необходимы педагогические знания, связанные с развитием детей. Современные родители достаточно грамотны, и тезис о педагогической несостоятельности семьи потерял свою актуальность. Тем не менее, важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Оказание реальной психолого-педагогической помощи родителям возможно при условии комплексного подхода к проведению работы по педагогическому просвещению родителей, где консультирование является небольшой частью этой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...