Выступление на родительском собрании
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
О важности и необходимости посещения логопедической группы детям с нарушением речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
О важности и необходимости посещения логопедической группы детям с нарушением речи
Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи (умение связно, грамматически правильно общаться), обучение родному языку, создание необходимых предпосылок для будущего школьного образования.
Успешная подготовка детей к школе может быть достигнута при планомерной работе в трех направлениях:
- коррекция звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха и звукового анализа слов;
- обогащение словарного запаса, формирование логического мышления;
- формирование навыков грамматического оформления предложений и связной речи.
При нормальном речевом развитии к 3 годам малыш усваивает почти все звуки языка. Позднее – к 5 годам звуки Ш, Ж, Ч, Щ и к 6 годам ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков – Р и твердого Л.
К 5-6 годам ребенок должен правильно произносить все звуки, употреблять слова в разных грамматических формах, выражать свои мысли не только простыми предложениями, но и сложными предложениями. Однако нередки случаи, когда встречаются искажения, замены и смешения звуков (межзубные, огубленные и т.д.), или ребенок самостоятельно не может научиться произнести тот или иной звук.
Длительное неправильное произношение приводит к тому, что двигательные артикуляционные навыки закрепляются, а слуховое восприятие звуков искажается. Ребенок произносит звук неправильно, но этого не осознает. Звук-заменитель занимает прочное место в разговорной речи. Слух больше не помогает ребенку сформировать нормальное произношение. У него появляются стойкие дефекты.
Причины речевых нарушений.
- Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребенок пользовался ею, связывал ее с выполнением тех или иных действий в игре.
- Неправильная речь окружающих взрослых (быстрая, неряшливая, сбивчатая речь) – попробуй тут расслышать, как произносятся те или иные звуки, попробуй уловить звуко-слоговую структуру сложных слов и их окончания. Сюсюканье – копирование детской речи: ребенок подражает тому, что слышит.
- Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искаженного звука: Р горлового, боковых шипящих и огубленных и других дефектов.
- Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное небо и др.
- Длительное пользование соской – способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
- Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда – отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
- Если у ребенка лепетная речь в 3-4 года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребенок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.
Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот некоторые их них:
а) болезни, перенесенные родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулез, нервные заболевания);
б) родовые травмы;
в) инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;
г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.
Несколько слов о наследственности.
Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.
К стойким дефектам речи относятся межзубные и боковые, нижние звуки или огубленные, горловые, отсутствие отдельных звуков, нарушение мягкости (тетя – «тота»),оглушение звуков. Такие недостатки произношения сами по себе не исчезают.
Все эти нарушения сопровождаются недоразвитием фонематического слуха и приводят к стойким искажениям звукослоговой структуры слова ( пропуски, перестановки, вставки звуков и слогов, сокращения слов).
Если смешения и замены не устраняются до поступления в школу, то
они создают большие трудности при обучении и приводят к дисграфии:
ребенок как говорит, так и пишет, к тому же добавляются новые ошибки.
Такой ребенок с трудом овладевает чтением, у него ограничен словарный
запас, наблюдается неправильное употребление грамматических форм рода,
числа, падежа, согласования и др. Все это неизбежно затрудняет усвоение
программы.
Вот почему таким детям рекомендуют обучение в логопедической группе.
Все чаще родители обращаются к логопеду по поводу неправильного
произношения их ребенком одного или нескольких звуков речи, считая во
всех остальных отношениях речь ребенка «нормальной».Однако в процессе
его обследования часто обнаруживается и общее недоразвитие речи,
выражающееся не только в замеченных родителями дефектах
звукопроизношения, но и в нарушении звуко–слоговой структуры слов
(пропуски и перестановки звуков и слогов в словах), в бедности словарного
запаса и недостаточной сформированности грамматических систем (т.е.
ребенок неправильно согласует слова между собой, искажая их окончания).
В таких случаях в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться
только коррекцией неправильного звукопроизношения, а необходимо
воздействовать на все стороны речи. Эти задачи помогают решить
фронтальные логопедические занятия и подгрупповые. Т.е необходимо
воздействие на все стороны речи (лексика, грамматика, развитие
фонематического слуха, обучение звуко-слоговому анализу и т.д. , а в
дальнейшем – обучение грамоте…)
В чем ещё важность логопедической группы – небольшая наполняемость
детей в таких группах в отличие от массовой группы. Это как раз
способствует учету индивидуальных особенностей ребенка. Ребенку с
серьезными нарушениями речи необходимо уделить большое
индивидуальное внимание.
Таким образом, можно сделать выводы:
- Речевые расстройства отрицательно влияют на воспитание психических
функций. В том числе на умственное развитие и на формирование характера
ребенка.
- Необходимо в работе с такими детьми предусматривать не только
коррекционные приемы, направленные на преодоление собственно речевых
недостатков, но и ряд обучающих и воспитательных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании
конспект выступления на родительском собрании Социальная успешность ребенка...
Речевые нарушения и их последствия (выступление на родительском собрании)
У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефекто...
Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...

Выступление на родительском собрании по теме: "Влияние родительских установок на развитие детей". Практические рекомендации.
Практические рекомендации родителям по воспитанию детей....

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"
Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....
Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"
Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...