Выступление на родительском собрании
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
О важности и необходимости посещения логопедической группы детям с нарушением речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_sobranii.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
О важности и необходимости посещения логопедической группы детям с нарушением речи
Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи (умение связно, грамматически правильно общаться), обучение родному языку, создание необходимых предпосылок для будущего школьного образования.
Успешная подготовка детей к школе может быть достигнута при планомерной работе в трех направлениях:
- коррекция звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха и звукового анализа слов;
- обогащение словарного запаса, формирование логического мышления;
- формирование навыков грамматического оформления предложений и связной речи.
При нормальном речевом развитии к 3 годам малыш усваивает почти все звуки языка. Позднее – к 5 годам звуки Ш, Ж, Ч, Щ и к 6 годам ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков – Р и твердого Л.
К 5-6 годам ребенок должен правильно произносить все звуки, употреблять слова в разных грамматических формах, выражать свои мысли не только простыми предложениями, но и сложными предложениями. Однако нередки случаи, когда встречаются искажения, замены и смешения звуков (межзубные, огубленные и т.д.), или ребенок самостоятельно не может научиться произнести тот или иной звук.
Длительное неправильное произношение приводит к тому, что двигательные артикуляционные навыки закрепляются, а слуховое восприятие звуков искажается. Ребенок произносит звук неправильно, но этого не осознает. Звук-заменитель занимает прочное место в разговорной речи. Слух больше не помогает ребенку сформировать нормальное произношение. У него появляются стойкие дефекты.
Причины речевых нарушений.
- Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребенок пользовался ею, связывал ее с выполнением тех или иных действий в игре.
- Неправильная речь окружающих взрослых (быстрая, неряшливая, сбивчатая речь) – попробуй тут расслышать, как произносятся те или иные звуки, попробуй уловить звуко-слоговую структуру сложных слов и их окончания. Сюсюканье – копирование детской речи: ребенок подражает тому, что слышит.
- Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искаженного звука: Р горлового, боковых шипящих и огубленных и других дефектов.
- Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное небо и др.
- Длительное пользование соской – способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
- Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда – отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
- Если у ребенка лепетная речь в 3-4 года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребенок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.
Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот некоторые их них:
а) болезни, перенесенные родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулез, нервные заболевания);
б) родовые травмы;
в) инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;
г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.
Несколько слов о наследственности.
Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.
К стойким дефектам речи относятся межзубные и боковые, нижние звуки или огубленные, горловые, отсутствие отдельных звуков, нарушение мягкости (тетя – «тота»),оглушение звуков. Такие недостатки произношения сами по себе не исчезают.
Все эти нарушения сопровождаются недоразвитием фонематического слуха и приводят к стойким искажениям звукослоговой структуры слова ( пропуски, перестановки, вставки звуков и слогов, сокращения слов).
Если смешения и замены не устраняются до поступления в школу, то
они создают большие трудности при обучении и приводят к дисграфии:
ребенок как говорит, так и пишет, к тому же добавляются новые ошибки.
Такой ребенок с трудом овладевает чтением, у него ограничен словарный
запас, наблюдается неправильное употребление грамматических форм рода,
числа, падежа, согласования и др. Все это неизбежно затрудняет усвоение
программы.
Вот почему таким детям рекомендуют обучение в логопедической группе.
Все чаще родители обращаются к логопеду по поводу неправильного
произношения их ребенком одного или нескольких звуков речи, считая во
всех остальных отношениях речь ребенка «нормальной».Однако в процессе
его обследования часто обнаруживается и общее недоразвитие речи,
выражающееся не только в замеченных родителями дефектах
звукопроизношения, но и в нарушении звуко–слоговой структуры слов
(пропуски и перестановки звуков и слогов в словах), в бедности словарного
запаса и недостаточной сформированности грамматических систем (т.е.
ребенок неправильно согласует слова между собой, искажая их окончания).
В таких случаях в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться
только коррекцией неправильного звукопроизношения, а необходимо
воздействовать на все стороны речи. Эти задачи помогают решить
фронтальные логопедические занятия и подгрупповые. Т.е необходимо
воздействие на все стороны речи (лексика, грамматика, развитие
фонематического слуха, обучение звуко-слоговому анализу и т.д. , а в
дальнейшем – обучение грамоте…)
В чем ещё важность логопедической группы – небольшая наполняемость
детей в таких группах в отличие от массовой группы. Это как раз
способствует учету индивидуальных особенностей ребенка. Ребенку с
серьезными нарушениями речи необходимо уделить большое
индивидуальное внимание.
Таким образом, можно сделать выводы:
- Речевые расстройства отрицательно влияют на воспитание психических
функций. В том числе на умственное развитие и на формирование характера
ребенка.
- Необходимо в работе с такими детьми предусматривать не только
коррекционные приемы, направленные на преодоление собственно речевых
недостатков, но и ряд обучающих и воспитательных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании
конспект выступления на родительском собрании Социальная успешность ребенка...
Речевые нарушения и их последствия (выступление на родительском собрании)
У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефекто...
Выступление на родительском собрание"Обучение детей чтению"
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МЕТОДИКИ...
Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...
Выступление на родительском собрании по теме: "Влияние родительских установок на развитие детей". Практические рекомендации.
Практические рекомендации родителям по воспитанию детей....
Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"
Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....
Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"
Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...