Рабочая программа
рабочая программа по логопедии на тему
«Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с задержкой психического развития» (с 4 до 7 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zpr.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:_________________ Утверждена Педагогическим советом
Директор д/д № 7 С. П. Быкова ГОУ д/д № 7_____________________
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНЫЙ (КОРРЕКЦИОННЫЙ) ДЕТСКИЙ ДОМ № 7
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (VII -VIII ВИДА)
КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Рабочая программа
«Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с задержкой психического развития»
(с 4 до 7 лет)
Автор составитель:
Учитель – дефектолог, учитель-логопед высшей квалификационной категории Иващенко Л. В.
(стаж работы 14 лет)
Санкт-Петербург
2011 г.
Пояснительная записка
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с диагнозом «Задержка психического развития».
Программа коррекционно – развивающей работы для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) с задержкой психического развития составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребёнка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ, разработками отечественных учёных в области общей и специальной педагогики и психологии и используя Программу «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» (автор Е.А. Екжанова, Е. А. Стребелева).
Анализ речевых карт показал, что все дети имеют отклонения и задержку в формировании и развитии высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия) и в речевом развитии. У некоторых детей наблюдается отставание в двигательной сфере (крупная и мелкая моторика): плохая координация, снижение скорости и ловкости выполнения движений.
Цели:
Основной целью программы является создание условий для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.
Задачи:
Решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.
В диагностическом блоке задач ведущей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребёнка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребёнка.
Блок воспитательных задач направлен на расширение вопросов социализации, повышение самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств.
Коррекционный блок задач направлен
-на формирование способов усвоения дошкольниками социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности
- на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка
- на преодоление и предупреждение у воспитанника детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом. Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований. Предполагает обучение родителей отдельным психолого-педагогичеким приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни.
Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщённых представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.
Все перечисленные задачи решаются учителем- дефектологом, воспитателями, помощником воспитателя, музыкальным руководителем, физ. руководителем и коллективом ГОУ и всеми заинтересованными лицами, оказывающими содействие в воспитании детей.
Условия реализации Программы:
Данная Программа представлена для детей с 4 до 7 лет (средняя, старшая и подготовительная к школе группа) рассчитанная на 3 года обучения.
Обучение и воспитание по данной Программе рассчитано на пятидневную рабочую неделю (20 часов).
График работы
Учителя-дефектолога в ГОУ д/д №7
Понедельник | 9.00-13.00 | 4 часа |
Вторник | 9.00-13.00 | 4 часа |
Среда 1,2,4среда 3,(5)среда | 9.00-13.00 15.00-19.00 | 4 часа |
Четверг | 9.00-13.00 | 4 часа |
Пятница | 9.00-13.00 | 4 часа |
Итого: | 20 часов |
Подгрупповые занятия – 2 раза в неделю
Индивидуальные занятия – ежедневно
Продолжительность учебного года с 01 сентября по 31 мая
Четыре недели в году (2 в сентябре и 2 недели в мае ) отводятся на проверку знаний и умений детей.
Предполагаемые результаты на конец 3 года обучения:
К концу третьего года обучения дети должны научиться:
- Соотносить действия, изображённый на картинке с реальными, дорисовывать недостающие части рисунка, воссоздавать целостное изображение предмета, соотносить форму предметов с геометрической формой, ориентироваться в пространстве, дифференцировать цвета и их оттенки, описывать свойства предметов, дифференцировать звуки, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, пользоваться простой схемой планом.
- Производить анализ проблемно –практических и наглядно-образных задач, устанавливать связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках; соотносить текст с соответствующей иллюстрацией; выполнять задания на классификацию картинок; выполнять упражнения на исключение «четвёртый лишний»;
- Осуществлять количественный счёт в прямом и обратном порядке, счёт от средних чисел ряда, порядковый счёт в пределах семи, пересчитывать предметы и изображения при разном их расположении, определять место числа в числовом ряду, измерять множества используя условную мерку, усвоить представление о сохранении количества, знать цифры от 0 до 5, соотносить их с числом;
- Называть своё имя, фамилию, возраст; называть город, страну, в которой он проживает; узнавать и показывать на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофёр; выделять на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называть их; различать деревья, траву, цветы, ягоды и называть их; называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детёнышей; определять признаки 4 времён года; различать время суток: день и ночь.
- Научиться выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях; пользоваться в повседневном общении фразовой речью; понимать и использовать в активной речи предлоги: в, на, под, за, перед, около, у, из, между; использовать в речи имена существительные и глаголы в ед. и мн. числах; использовать глаголы в настоящем и прошедшем времени; строить фразы и рассказы по картинке, состоящие из 3-4 предложений; читать наизусть 2-3 стихотворения; отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечислять её основных персонажей; знать 1-2 считалки, уметь завершить потешку или поговорку; планировать в речи свои ближайшие действия.
- Составлять предложения из 2-х и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям детей с игрушками сюжетным картинкам; определять кол-во слов в предложении и место слов в предложении; делить слова на слоги (части), определять кол-во слогов в слове; определять первый звук в слове, соотносить звук с буквой.
Информационно – методическое обеспечение программы
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой : М.: «Мозаика –синтез» 2005.
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» М., «Просвещение», 2005.
- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» книга первая. С.Г. Шевченко. М., «Школьная пресса», 2004
- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» книга вторая. С.Г. Шевченко. М., «Школьная пресса», 2004
- КРО «Ознакомление с окружающим миром» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
- КРО «Ознакомление с окружающим миром» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
- КРО «Ознакомление с окружающим миром» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
- КРО «Развитие элементарных математических представлений» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
- КРО «Развитие элементарных математических представлений» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
- КРО «Развитие элементарных математических представлений» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
- КРО «Подготовка к обучению грамоте» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
- КРО «Развитие речевого восприятия» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
- КРО «Фонематика» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
- КРО рабочая тетрадь по математике 6+ «Рабочая тетрадь к книге И.А. Морозовой и М.А. Пушкарёвой «Развитие элементарных математических представлений».
- КРО рабочая тетрадь по математике 5+ «Рабочая тетрадь к книге И.А. Морозовой и М.А. Пушкарёвой «Развитие элементарных математических представлений».
- КРО рабочая тетрадь по математике 4+ «Рабочая тетрадь к книге И.А. Морозовой и М.А. Пушкарёвой «Развитие элементарных математических представлений».
- КРО рабочая тетрадь по математике 5+ «Рабочая тетрадь к книге И.А. Морозовой и М.А. Пушкарёвой «Развитие речевого восприятия».
- КРО рабочая тетрадь по математике 6+ «Рабочая тетрадь к книге И.А. Морозовой и М.А. Пушкарёвой «Подготовка к обучению грамоте».
- КРО рабочая тетрадь по математике 4+ «Рабочая тетрадь к книге И.А. Морозовой и М.А. Пушкарёвой «фонематика».
- Серия: «уроки логопеда» «Учим буквы» О.И. Крупенчук, «Литера», 2011.
- Серия «Уроки логопеда» «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика» Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук, «Литера», 2011.
- «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» С.Д. Забрамная, О.В. Боровик.
- По всем лексическим темам «Дидактический материал: иллюстрации, познавательная информация, развивающие задания, разрезные картинки, игра «Лото» С. Вохренцова, изд. «Страна фантазий»
- Познавательные и обучающие книжки-раскраски для дошкольного и младшего школьного возраста, С. Вохренцова, изд. «Страна фантазий» (по лексическим темам).
- Развиваем графические навыки «Рабочая тетрадь для детей с ОНР», Л.М. Граб, М.2007.
- «Пальчиковые шаги» Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И., СПб, «Корона-век».
- «Рисующий гном» альбом 1,2, М.А. Касицина, СПб, «Гном», 2005
- Картотеки литературного материала: тексты чистоговорок, диалогов и т.д.
- Демонстрационный материал «Азбука от А до Я» Гимпель И.А.
- Предметные картинки.
- Сюжетные картинки.
- Серии картинок.
- Игры и пособия для развития речи, внимания, памяти, восприятия.
- Настольно-печатные игры по развитию речи, внимания, памяти, восприятия.
- Мозаики, пазлы, конструкторы, шнуровки, обводки.
Список используемой литературы при составлении Программы:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: М, «Мозаика-синтез»,2005
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» М., «Просвещение», 2005.
- «Рабочая учебная программа в дошкольном образовательном учреждении» Методические рекомендации. Штекляйн С.Н., Хабарова Т.В.: СПб: ООО «Детство- пресс», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...