Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях
методическая разработка по логопедии на тему

Попова Наталия Станиславовна

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

  • обучить  приёмам сохранения здоровья;
  • восстановления сил, приемам самомассажа;
  • развития переключаемости, координации речи с движениями;
  • снятия напряжения, развитие плавного речевого выдоха;
  • стимуляции работоспособности и мышления.

Ход занятия.

Вы пришли на логопедическое занятие и конечно устали. Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём. Вызываю участников. Займите свои места.

1. Игра на понимание пространственных наречий «Команды»

 Логопед. Я буду отдавать команды, а вы их выполняете.

Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди. Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади. Сели на стулья.

Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?

2. «Путешествие по телу»

Логопед. А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!

3. Давайте перейдём к нашему дыханию.

Логопед. Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?

Сделаем упражнение «Очищающее дыхание» (голубая лагуна – музыкотерапия). А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (зажигаю аромолампу с аромомаслами: аромотерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект).

«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, а когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете белое облако».

Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю: цветотерапия – оранжевый цвет) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками. Отдохнули?

4. Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса  сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара».

 Логопед: «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на
».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

 Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на
».

5. А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны

Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

Рот раскрывать шире учись, звук «А» тяни не торопись,

А теперь заборчик, зубочки на замочек

Что за сладкое варенье? Просто чудо объеденье

Мы лопаточку возьмем и в песок играть пойдем

Раскачайся вверх и вниз достань тропинку и карниз

Делай так не торопись вверх и вниз не ошибись.

6. А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика).

 Логопед. Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

 7. Логопед. А сейчас мы сделаем с вами кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение.

- «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

- «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

- «Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

 - «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Закрепили кольца-слова!

8. Логопед. А теперь я попрошу вас встать. Мы отправимся в путешествие и потренируем свое дыхание. Игра «Паровоз».

Вот поезд наш едет, колеса стучат                 Чух-чух-чух-чух

А в поезде нашем зверята сидят                       Чух-чух-чух-чух

Бежит паровоз далеко, далеко                           Чух-чух-чух-чух

В поездке зверятам совсем нелегко                    Чух-чух-чух-чух

Но вот паровоз замедляет свой ход                   Чух-чух-чух-чух

Ура, мы приехали стоп.

В поездке зверятам совсем нелегко                    Чух-чух-чух-чух

Но вот паровоз замедляет свой ход                   Чух-чух-чух-чух

Ура, мы приехали стоп.

9. Музыкальная игра на развитие выразительности движений, «Песенка о зверятах» музыка А.Филиппенко, слова Е. Макшанцевой.

Пастушок проснулся поутру                                       Быстрые синички: Цвики-цвик

Заиграл на дудке: Ту-ру-ру                                           Воробьи запели:Чик-чирик

Пастушку мы будем помогать                                  Замяукал котик: Мяу-мяу-мяу

Пастушку мы будем подпевать                                А собака лает: Гав-гав-гав

На лугу коровка: Му-му-му                                        Из леса кукушка: Ку-ку, ку-ку

Розовые свинки: Хрю-хрю-хрю                                 Петушок веселый спел: Кукареку                   

А козел рогатый: Ме-ме-ме                                      А в саду зеленом детвора

А баран бодатый:Бе-бе-бе                                      Распевает песни: Тра-та-та.

Итог занятия. Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановили свою работоспособность. Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_po_zdorovesberezheniyu.docx990.65 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ БГО Детский сад № 16 комбинированного вида

Мастер-класс на тему:

« Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»

Подготовила и провела: учитель-логопед Попова Н. С.

Борисоглебск 2014г.

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

  • обучить  приёмам сохранения здоровья;
  • восстановления сил, приемам самомассажа;
  • развития переключаемости, координации речи с движениями;
  • снятия напряжения, развитие плавного речевого выдоха;
  • стимуляции работоспособности и мышления.

Ход занятия. 

Вы пришли на логопедическое занятие и конечно устали. Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём. Вызываю участников. Займите свои места.

1. Игра на понимание пространственных наречий «Команды»

 Логопед. Я буду отдавать команды, а вы их выполняете.

Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди. Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади. Сели на стулья.

Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?

2. «Путешествие по телу»

Логопед. А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
 

3. Давайте перейдём к нашему дыханию.

Логопед. Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?

Сделаем упражнение «Очищающее дыхание» (голубая лагуна – музыкотерапия). А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (зажигаю аромолампу с аромомаслами: аромотерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект).

«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, а когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете белое облако».

Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю: цветотерапия – оранжевый цвет) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками. Отдохнули?

4. Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса  сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара». 

 Логопед: «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на
».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

 Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на
».

5. А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны
 

Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

Рот раскрывать шире учись, звук «А» тяни не торопись,

А теперь заборчик, зубочки на замочек

Что за сладкое варенье? Просто чудо объеденье

Мы лопаточку возьмем и в песок играть пойдем

Раскачайся вверх и вниз достань тропинку и карниз

Делай так не торопись вверх и вниз не ошибись.

6. А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика).

 Логопед. Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

Мимическая гимнастика

 7. Логопед. А сейчас мы сделаем с вами кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение.

- «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
 

- «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

- «Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
 

 - «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Закрепили кольца-слова!
 

8. Логопед. А теперь я попрошу вас встать. Мы отправимся в путешествие и потренируем свое дыхание. Игра «Паровоз».

Вот поезд наш едет, колеса стучат                 Чух-чух-чух-чух

А в поезде нашем зверята сидят                       Чух-чух-чух-чух

Бежит паровоз далеко, далеко                           Чух-чух-чух-чух

В поездке зверятам совсем нелегко                    Чух-чух-чух-чух

Но вот паровоз замедляет свой ход                   Чух-чух-чух-чух

Ура, мы приехали стоп.

9. Музыкальная игра на развитие выразительности движений, «Песенка о зверятах» музыка А.Филиппенко, слова Е. Макшанцевой.

Пастушок проснулся поутру                                       Быстрые синички: Цвики-цвик

Заиграл на дудке: Ту-ру-ру                                           Воробьи запели:Чик-чирик

Пастушку мы будем помогать                                  Замяукал котик: Мяу-мяу-мяу

Пастушку мы будем подпевать                                А собака лает: Гав-гав-гав

На лугу коровка: Му-му-му                                        Из леса кукушка: Ку-ку, ку-ку

Розовые свинки: Хрю-хрю-хрю                                 Петушок веселый спел: Кукареку                    

А козел рогатый: Ме-ме-ме                                      А в саду зеленом детвора

А баран бодатый:Бе-бе-бе                                      Распевает песни: Тра-та-та.

Итог занятия. Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановили свою работоспособность. Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ

В статье рассказывается, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на логопедических занятиях в ДОУ....

Презентация."Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"

развитие сенсорных и моторных функций;·  формирование кинестетической основы артикуляторных движений;·  развитие мимической мускулатуры;·  развитие интеллектуальных функ...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

как использовать здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Проведение логопедических занятий связано с использованием   здоровьесберегающих технологий. В статье перечислены применяемые технологии....

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

Комплексная оздоровительно-коррекционная работа с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на ...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с дошкольниками

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!     Здоровьесберегающие технолог...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

В рекомендациях рассматриваются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия с детьми старшего дошкольного возраста....