Содержание деятельности воспитателя логопедической группы.
учебно-методический материал по логопедии по теме

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Учитель-логопед ГБДОУ №17 Онегова Татьяна Леонидовна

Цели коррекционной работы:

1.Выравнивание речевого, психического и эмоционально-личностного недоразвития;

2.Создание единых стартовых возможностей с другими детьми, социальная адаптация и интеграция ребенка с речевыми нарушениями в среду сверстников с возрастной нормой;

3.Формирование всесторонней, гармонично развитой личности.

В проекте ФГОС говорится о создание единого целостного образовательного процесса: о слиянии общеразвивающих, воспитательных задач, а для нас актуально и  коррекционно-развивающих задач.

Специфика работы воспитателя с детьми ОНР:

-Решение не только общеразвивающих, но и коррекционных задач

-Логопедизация всей жизнедеятельности детей в группе;

-Создание предметно-развивающей среды в группе с учетом особенностей детей (наличие коррекционного уголка);

-Взаимодействие со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса.

Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя (исходя из структуры дефекта) включает в себя:

-Коррекцию недоразвития всех компонентов речи;

-Коррекцию недоразвития неречевых психических функций;

-Коррекцию особенностей и отклонений в эмоционально-личностной сфере.

Коррекция недоразвития всех компонентов речи:

1 компонент – Фонетика, которая включает артикуляционную гимнастика и звукопроизношение.

-Артикуляционная гимнастика – на подготовительном этапе – воспитатель в игровой форме закрепляет движения и положение органов артикуляционного аппарата, а логопед работает непосредственно над постановкой звука, этапами постановки звука.

-Воспитатель, в соответствии с рекомендациями логопеда, закрепляет поставленный звук, дифференцирует, контролирует в речи.

2.Лексика. В коррекционных группах недельно-тематическое планирование, воспитатель знакомит детей с лексической темой. Осуществляет деятельность по развитию речи, ознакомлению с окружающим, с художественной литературой с учетом лексической темы. Пополняет, уточняет, активизирует словарный запас детей в процессе  большинства режимных моментов (сбор на прогулку, дежурство, умывание, игры и т.д.)

3.Фонематические процессы: логопед знакомит детей с  фонематическим восприятием, анализом, синтезом, представлениями, воспитатель повторяет, закрепляет.

4.Грамматический строй речи: логопед знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, воспитатель повторяет, отрабатывает, систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения

5.Связная речь: логопед и воспитатель работают в тесном контакте, одинаково много занимаясь формированием связной речи.

Коррекция нарушений неречевых психических функций:

-слухового и зрительного восприятия; Игры из серии «Визуальный тренажер»- включает набор последовательно усложняющихся  заданий по разным  параметрам «Найди такую же картину в этом ряду», «Кто за  кем?»

Игры по развитию слухового восприятия: Что звучало? Найди игрушку и т.д.

-слухового и зрительного внимания; Игры: «Угадай, что исчезло?», «Кто поменялся местами?», Сложи узор, Найди букву, на прогулке  искать нужную букву, обращая внимание на вывески, рассматривая вместе, находим нужную букву.

-слуховой и зрительной памяти; «Прятки в шкафчике» (на какой полке красная бусинка), «Послушай-повтори, запомни слова, повтори в том же порядке, Опиши по памяти

-словесно-логического (вербального) мышления игры на сравнение предметов, найди различия и  признаки сходства предметов, игры на классификацию по наименованию, по размеру, по цвету, форме, по другим признакам – съедобное-несъедобное, дикие-домашние. Игры:  Договори слово, Найди лишнее слово, Как можно использовать предмет? н-р карандаш?, Скажи наоборот, подбор слов противоположного значения. Учим в играх сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.

-моторики - общей, пальчиковой, артикуляционной

Где взять время, чтобы справиться с комплексом задач по коррекции  нарушений у детей?

Необходима  логопедизация всей жизнедеятельности детей. 

Небольшое отступление, хочется напомнить, что в повседневном общении с детьми логопедической группы, значение, имеет речь воспитателя. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Итак, коррекционная работа проводится :

режимных моментах (начиная от приема детей в раздевалке, в умывальной комнате, в спальне, в уголке природы, других уголках предметно-пространственной развивающей среды – все  это широкая наглядная база для активизации, уточнения, формирования словарного запаса детей: различных частей речи).

организованной деятельности, отличительной особенностью является то, что кроме образовательных и воспитательных задач  стоят  коррекционные задачи, непосредственно связанные с  каждым видом деятельности: изо деятельность, музыкальная, РЭМП, физическая культура, лепка, рисование и т.д. Воспитатель обязательно планирует коррекционную работу во всех видах деятельности, указывая ее в плане работы.

неорганизованной деятельности:  в свободной деятельности детей, в самообслуживание, в хозяйственно-бытовом труде на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Здесь появляется больше возможностей развивать у детей неречевые психические функции.

-На индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

Включают в себя работу над развитием речевых и неречевых психических функций вызывающих у ребенка наибольшие трудности.

Содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, временные, пространственные представления, сенсорные эталоны и т.д.

Успех коррекционной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, которая заключается в интегрировании коррекционной работы в общеразвивающий, воспитательный процесс жизнедеятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели, задачи, содержание деятельности воспитателя логопедической группы для детей с ОНР

Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя (исходя из структуры дефекта) включает в себя:-Коррекцию недоразвития всех компонентов речи;-Коррекцию недоразвития неречевых психических ф...

Сотрудничество воспитателя логопедической группы и педагога изо-деятельности в развитии речевого творчества дошкольников в художественной деятельности.

В процессе изобразительной деятельности у детей, помимо развития воображения, восприятия, мелкой моторики рук,  существенно обогащается словарный запас, развивается речь, активное восприятие худо...

Портфолио профессиональной деятельности воспитателя логопедической группы Шигаповой Альфии Фахриевны

Предлагаю вашему вниманию свое портфолио профессиональной деятельности. Тема самообразования: "Развитие двигательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"....

«Содержание и формы инновационной деятельности в логопедической группе"

Статья для педагогов ДОУ о содержании и формах инновационной деятельности в логопедической группе (из опыта работы)...

Статья: «Специфика деятельности воспитателя логопедической группы»

Описание работы воспитателя логопедической группы в течение дня....

Консультация для воспитателей логопедических групп: " Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.

Консультация для педагогов :"Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы."...

Родительское собрание в подготовительной группе «На пути к успеху! Организация и содержание работы в логопедической группе»

Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей, вовлечь родителей в диалог по в...