Консультация для родителей.
консультация по логопедии по теме

Консультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon log.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

         В процессе коррекционной работы с детьми с ОНР особая роль принадлежит родителям. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в логопедическую работу, у малыша появляется мотивация по отношению к занятиям. А это положительно влияет на результаты работы по преодолению ОНР. Задача логопеда — привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития малыша, дать определенные знания и умения, необходимые для коррекции речевого нарушения. Логопед должен дать правильные ориентиры в коррекционной деятельности, предостеречь от некоторых заблуждений.

    Часто родители не осознают всей тяжести ОНР, не предполагают, что это системное нарушение всех компонентов речи. В основном они обращают внимание только на неправильное звукопроизношение, как правило, шипящих звуков и звука [р].

         Мало кто замечает аграмматизмы, недоразвитие слоговой структуры, несформированность связной речи. Некоторые родители относят нарушения к возрастным особенностям малышей и считают, что это исправится само собой, особенно если научить ребенка читать, но, обучая чтению, не владея необходимыми приемами, они порой формируют побуквенное чтение. В дальнейшем приходится переучивать ребенка, вырабатывая у него слитное чтение, затрачивая на это много усилий и времени, так как научить легче, чем переучить.

    В последнее время появилась тенденция обучать детей с ОНР иностранному языку, что, на наш взгляд, недопустимо. Сначала надо исправить нарушения в собственной речи, а затем изучать иностранный язык. Некоторые родители считают, что посещение большого количества различных кружков поможет в преодолении речевого дефекта. Но ведь ребенок с ОНР нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать лишней информацией. Все усилия надо направлять на устранение речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию малыша. Много времени дети проводят за компьютером. Родители поощряют это увлечение, думая, что компьютерные игры полезны детям. Однако долгое пассивное сидение у компьютера задерживает развитие высших психических функций. Ребенок становится рассеянным, ему трудно сосредоточиться, он быстро устает на занятии, хуже усваивает материал.

      Успешному развитию внимания и памяти, совершенствованию связной речи способствуют прогулки, наблюдения за природой, посещение театра, помощь взрослым на даче и дома, чтение книг, общение с мамой и папой, дедушкой и бабушкой. В повседневной жизни родители в непринужденной обстановке имеют возможность закреплять знания и речевые навыки детей, полученные во время занятий в детском саду.

       В систему работы логопеда с родителями в условиях специализированного дошкольного учреждения входят:

 - родительские собрания;

- индивидуальные ежедневные консультации логопеда;

- открытые групповые и индивидуальные занятия;

- оформление стендов, папок-передвижек;

- ведение тетрадей для родителей.

       Первое родительское собрание проводится в сентябре по результатам углубленного обследования детей. Для более точного установления диагноза родители заполняют анкету для сбора данных анамнеза. Логопед сообщает краткие сведения из онтогенеза и дизонтогенеза речи, знакомит родителей с организацией работы в данной группе, задачами и содержанием работы, рассказывает о необходимости домашних занятий с ребенком по индивидуальной тетради, объясняя, как ее оформить. Важно предупредить родителей о том, чтобы они не выполняли домашнее задание за детей. Нужно вместе с ребенком подыскать картинки к данной лексической теме, вырезать их и наклеить в тетрадь или помочь малышу что-либо нарисовать.

   Второе собрание проходит в январе, на котором подводятся итоги за I полугодие и намечаются основные пути дальнейшего коррекционного обучения.

   Третье собрание проводится  в мае по итогам года. Логопед

дает рекомендации на летний период по закреплению поставленных звуков. На этом же собрании родителям напоминают о том, что если они хотят самостоятельно научить ребенка читать, лучше это делать по бук варю под редакцией Н.С. Жуковой, где даны четкие методические приемы по формированию слитного чтения.

    Кроме собраний, в определенный день (во второй половине) недели проводятся консультации по просьбе родителей ил по приглашению логопеда. На консультации логопед показывает, как правильно и точно выполнять артикуляционную гимнастику, обращает внимание на возможные ошибки при выполнении тех или иных упражнений, разъясняет, как выполнять задания, сообщает об успехах и трудностях ребенка путях их преодоления. Для автоматизации звуков предлагается специально подобранный расположенный в определенной последовательности речевой материал, представленный на карточках. Логопед вкладывает карточку в кармашек приклеенный на обратной стороне тетрадной обложки. Родители дома переписывают задание с карточки в тетрадь, а карточку  возвращают.   Таким образом в тетради накапливается речевой материал, который нужно ежедневно проговаривать с малышом до тех пор, пока он не начнет пользоваться правильным звуком в самостоятельной речи.

    Наглядную информацию представляют на стенде и в виде папок с рекомендациями по закреплению полученных знаний. На стенде помещаются сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме и при различных видах речевых аномалий, приводится список рекомендуемой литературы, предлагается материал по формированию звукопроизношения и развитию связной речи, который периодически обновляется. В специальном разделе стенда указываются даты родительских собраний, а в тетради для родителей дата приглашения для беседы с логопедом, тема беседы.


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

 

    Уважаемые родители!

   Ежедневные методические рекомендации обязательны в логопедической группе. Без вашей помощи логопед не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом и общем развитии ребенка.

• Тетрадь с заданием вы получаете в пятницу, а в понедельник приносите ее в группу. В выходные выполняете все задания логопеда: делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику, проговариваете слова, предложения или учите стихотворение для автоматизации поставленного звука. Речевой материал для закрепления того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский сад или на прогулке.

  • Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений.
  • Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка, если звук автоматизирован в стихотворном тексте. Если же звук только поставлен или автоматизирован в словах и предложениях, то в самостоятельной речи ребенок не может произнести его правильно.
  • Задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим.
  • В выходные дни домашнее задание выполняйте в первой половине дня. Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику делать перед зеркалом.
  • Вместе с ребенком найдите нужные картинки по данной лексической теме, вырежьте и наклейте их, оказывая необходимую помощь, а не выполняя за него задание.
  • Не стоит выполнять все задание сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10— 15 мин.
  • Занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

   Исправление речи — длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе! Вот несколько способов, высказать одобрение:

—Молодец!

— Правильно!

—У тебя это хорошо получилось!

— Ты хорошо сегодня потрудился!

—Я знала,  что ты справишься!

— Отлично!

— С каждым днем у тебя получается лучше!

Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...