Будущий первоклассник. Подготовка ребенка с ЗПР к школе в условиях логопункта.
консультация по логопедии по теме

 

Ребенок до обучения в школе должен достичь не только определенного уровня физиологического и социального, но и умственного, а также эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свои действия и контролировать себя. Не менее важны развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательная координация, правильное звукопроизношение и развитый соответственно возрасту фонематический слух. Это необходимые условия для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма.

Речь ребенка развивается постепенно. К 3-4 годам закладываются основы детской речи.

На пятом году жизни речь ребенка активно формируется. Он усваивает способы образования слов: начинает образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; образовывает глаголы с помощью приставок. Словарь расширяется, в нем появляются существительные, обозначающие части предметов, качественные прилагательные. Ребенок пользуется не только простыми распространенными, но и сложноподчиненными предложениями.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всех компонентов речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, усваиваются отношения антонимы-синонимы, развиваются функции словоизменения. Совершенствуется звуковая сторона речи.

У старших дошкольников 6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо - произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З, С-Ш, СЬ-Щ, З-Ж, Т-Ц, С-Ц, ТЬ-Ч, Щ-Ч, Р-Л.

Ребенок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар - дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось», «замок-мазок») меняют смысл или разрушают слово.

Умение выделять из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определенные смыслоразличительные признаки фонем - плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и речедвигательного анализаторов: слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем.

Однако в период обучения чтению, счету и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.

Подобные недостатки чаще встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют.

«Представление, что при любом двигательном тренинге…укрепляются не руки, а мозг, вначале, казались, парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н.А. Берштейн).

Задачи логопеда на коррекционных занятиях с детьми седьмого года жизни.

Логопед определяет задачи, которые необходимо решить на коррекционных занятиях, исходя из трудностей развития устной и предпосылок овладения письменной речью у большинства детей старшего дошкольного возраста. Это означает, что в процессе обучения грамоте он должен осуществить коррекцию речи в полном объеме.

Развитие зрительно-пространственных восприятия и представлений.

1. Дифференциация правой и левой частей тела.

2. Ориентировка в окружающем пространстве.

3. Уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

 

Развитие пальчиковой моторики.

1. Развитие подвижности каждого пальца каждой руки, отдельно и в разных сочетаниях.

2. Развитие согласованных движений правой и левой руки.

 

Развитие речевой моторики, постановка и автоматизация звуков.

Проводится индивидуально у каждого ребенка.

 

Развитие фонематического слуха.

  • Уточнение слухового и произносительного образа каждого смешиваемого звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное и кинестетическое восприятие.
  • Выделение звуков на фоне слога.
  • Формирование умения определять звуки в слове.
  • Определение места звука в слове.
  • Выделение звуков из предложения.
  • Развитие фонематических представлений (умение придумывать слова, начинающиеся на заданный звук).
  • Развитие фонематического синтеза (умение составлять слово из названных по порядку отдельных звуков).
  • Знакомство со звукобуквенным составом слов.
  • Представление о сложных формах фонематического анализа:

-порядковый (умение называть звуки по порядку);

-количественный (определение количества звуков).

 

Развитие языкового анализа и синтеза.

  • Анализ текста (выделение предложений).
  • Анализ слогов и синтез слов.
  • Звукобуквенный анализ и синтез.

 

Развитие лексико-грамматического строя речи.

  • Знакомство с родственными словами.
  • Знакомство с существительными (словами-предметами), глаголами (словами-действиями) и прилагательными (словами-признаками).
  • Словообразование имен существительных с помощью суффиксов:

-ласкательно-уменьшительных;

-образование слов, обозначающих профессии.

  • Словообразование глаголов с помощью приставки.
  • Словоизменение прилагательных - составление словосочетаний с существительными по типу согласования.
  • Составление простых распространенных предложений.

 

К началу школьного обучения дети должны:

  • Правильно произносить все звуки родного языка, не путать их в речи и правильно обозначать буквами при письме.
  • Уметь охарактеризовать звук: гласный-согласный; гласный – ударный -безударный; согласный – твердый - мягкий, звонкий - глухой.
  • Определять количество предложений в тексте, слов в предложении.
  • Ориентироваться в расположении частей собственного тела и окружающем пространстве. Выражать словами пространственные отношения, пользуясь конструкциями с простыми предлогами.
  • Грамматически правильно оформлять речь: в нее должны входить все основные части речи.

 

Литература:

О.Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Методические рекомендации. Изд-во КАРО Санкт-Петербург, 2004г.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Будущий первоклассник.

Подготовка ребенка с ЗПР к школе в условиях логопункта.

Ребенок до обучения в школе должен достичь не только определенного уровня физиологического и социального, но и умственного, а также эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свои действия и контролировать себя. Не менее важны развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательная координация, правильное звукопроизношение и развитый соответственно возрасту фонематический слух. Это необходимые условия для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма.

Речь ребенка развивается постепенно. К 3-4 годам закладываются основы детской речи.

На пятом году жизни речь ребенка активно формируется. Он усваивает способы образования слов: начинает образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; образовывает глаголы с помощью приставок. Словарь расширяется, в нем появляются существительные, обозначающие части предметов, качественные прилагательные. Ребенок пользуется не только простыми распространенными, но и сложноподчиненными предложениями.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всех компонентов речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, усваиваются отношения антонимы-синонимы, развиваются функции словоизменения. Совершенствуется звуковая сторона речи.

У старших дошкольников 6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо - произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З, С-Ш, СЬ-Щ, З-Ж, Т-Ц, С-Ц, ТЬ-Ч, Щ-Ч, Р-Л.

Ребенок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар - дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось», «замок-мазок») меняют смысл или разрушают слово.

Умение выделять из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определенные смыслоразличительные признаки фонем - плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и речедвигательного анализаторов: слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем.

Однако в период обучения чтению, счету и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.

Подобные недостатки чаще встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют.

«Представление, что при любом двигательном тренинге…укрепляются не руки, а мозг, вначале, казались, парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н.А. Берштейн).

Задачи логопеда на коррекционных занятиях с детьми седьмого года жизни.

Логопед определяет задачи, которые необходимо решить на коррекционных занятиях, исходя из трудностей развития устной и предпосылок овладения письменной речью у большинства детей старшего дошкольного возраста. Это означает, что в процессе обучения грамоте он должен осуществить коррекцию речи в полном объеме.

Развитие зрительно-пространственных восприятия и представлений.

1. Дифференциация правой и левой частей тела.

2. Ориентировка в окружающем пространстве.

3. Уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Развитие пальчиковой моторики.

1. Развитие подвижности каждого пальца каждой руки, отдельно и в разных сочетаниях.

2. Развитие согласованных движений правой и левой руки.

Развитие речевой моторики, постановка и автоматизация звуков.

Проводится индивидуально у каждого ребенка.

Развитие фонематического слуха.

  • Уточнение слухового и произносительного образа каждого смешиваемого звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное и кинестетическое восприятие.
  • Выделение звуков на фоне слога.
  • Формирование умения определять звуки в слове.
  • Определение места звука в слове.
  • Выделение звуков из предложения.
  • Развитие фонематических представлений (умение придумывать слова, начинающиеся на заданный звук).
  • Развитие фонематического синтеза (умение составлять слово из названных по порядку отдельных звуков).
  • Знакомство со звукобуквенным составом слов.
  • Представление о сложных формах фонематического анализа:

-порядковый (умение называть звуки по порядку);

-количественный (определение количества звуков).

Развитие языкового анализа и синтеза.

  • Анализ текста (выделение предложений).
  • Анализ слогов и синтез слов.
  • Звукобуквенный анализ и синтез.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

  • Знакомство с родственными словами.
  • Знакомство с существительными (словами-предметами), глаголами (словами-действиями) и прилагательными (словами-признаками).
  • Словообразование имен существительных с помощью суффиксов:

-ласкательно-уменьшительных;

-образование слов, обозначающих профессии.

  • Словообразование глаголов с помощью приставки.
  • Словоизменение прилагательных - составление словосочетаний с существительными по типу согласования.
  • Составление простых распространенных предложений.

К началу школьного обучения дети должны:

  • Правильно произносить все звуки родного языка, не путать их в речи и правильно обозначать буквами при письме.
  • Уметь охарактеризовать звук: гласный-согласный; гласный – ударный -безударный; согласный – твердый - мягкий, звонкий - глухой.
  • Определять количество предложений в тексте, слов в предложении.
  • Ориентироваться в расположении частей собственного тела и окружающем пространстве. Выражать словами пространственные отношения, пользуясь конструкциями с простыми предлогами.
  • Грамматически правильно оформлять речь: в нее должны входить все основные части речи.

Литература:

О.Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Методические рекомендации. Изд-во КАРО Санкт-Петербург, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников "Готовность ребенка к школе"

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень мол...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»

Консультация для родителей будущих первоклассников«Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Развиваем ребенка вместе или полезные игры для подготовки к школе"

Цель:Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания  дошкольников....

Памятка родителям будущих первоклассников «Подготовка детей к школе»

Ваш ребенок скоро пойдет в школу... Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его ре...

Консультация для родителей будущих первоклассников "Подготовка детей к школе"

Консультация для родителей будущих первоклассников "Подготовка детей к школе"...

«Советы родителям будущих первоклассников. Готовность ребенка к обучению в школе»

Данный материал будет полезен родителям будущих первоклассников....