Нетрадиционные способы терапии в логопедической коррекции
консультация (логопедия) по теме
Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Любой практический материал можно условно разделить на две группы. К первой группе можно отнести средства, которые непосредственно развивают речь ребенка. Ко второй группе отнесем опосредованный материал – это нетрадиционные методы. Наше учреждение не стало исключением. Нетрадиционными методами терапии коррекционного воздействия являются: фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия, арт-терапия, су-джок терапия, кислородный коктейль, игры с водой и песком, использование персонального компьютера и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нетрадиционные методы в логопедической работе | 54.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Система взаимодействия специалистов ДОУ через использование нетрадиционных форм работы по коррекции речевых нарушений у детей
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов образовательного учреждения. Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, в нашем детском саду разработана модульная система управления, представляющая собой систему субъект – субъектных, субъект - объектных отношений. Ее составляющие – структурные компоненты, выполняющие функциональную роль, уровни подчинения и механизмы воздействия.
Коррекционно-развивающий процесс реализуется взаимодействием специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, старшей медсестры, воспитателей, музыкального руководителя, руководителя ИЗО-студии) в диагностической работе и в реализации коррекционного процесса. На основании этого принципа реализуется конечный результат коррекционного воздействия: преодоление речевых нарушений путём развития речевой функциональной системы и неречевых психических функций.
Особое внимание хотелось бы уделить МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения, которая разработана в процессе нашей работы. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Модель взаимодействия специалистов ДОУ при коррекции речевых нарушений
При создании модели совместно с коллегами составляется календарно-тематический план. Все виды детской деятельности (учебная, игровая, изобразительная, конструктивная и др.) взаимосвязаны, систематизированы в рамках лексических тем, над которыми работают в течение одной недели. Тематическое планирование строится с учетом онтогенеза развития ребенка.
В нашем учреждении успехи коррекционного обучения достигнуты также благодаря четкому взаимодействию педагогов с родителями воспитанников. Коррекционно-педагогический процесс с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно – коррекционный.
Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуальными психологическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.
Консультативный блок представлен индивидуальными формами работы с семьей (организация индивидуальных консультаций специалистами ДОУ, информационных стендов и др.), которые помогают родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.
Собственно коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития ребенка. В данном блоке используются: беседа с родителями, посещение родителями индивидуальных занятий, ежедневная работа по заданию логопеда.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность разнообразных методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, навыков поведения, основ личностной культуры.
Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Любой практический материал можно условно разделить на две группы. К первой группе можно отнести средства, которые непосредственно развивают речь ребенка. Ко второй группе отнесем опосредованный материал – это нетрадиционные методы. Наше учреждение не стало исключением. Нетрадиционными методами терапии коррекционного воздействия являются: фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия, арт-терапия, су-джок терапия, кислородный коктейль, игры с водой и песком, использование персонального компьютера и т.д.
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
В практику работы нашего ДОУ вошли такие нетрадиционные методы:
- Ароматерапия
- Фитотерапия
- Музыкотерапия
- Хромотерапия
- Арт-терапия
- Су - джок терапия
- Кислородный коктейль
- Игры с водой и песком
- Использование персонального компьютера
Ароматерапия – лечение с помощью эфирных масел разных растений.
Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением, повышать работоспособность, уверенность в себе. Ароматы также воздействуют и на концентрацию внимания (у детей – логопатов оно крайне неустойчивое). Японские учёные выяснили, что количество ошибок при письме уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды – на 20%, жасмина – на 25%, лимона – на 50%.
Влияние на психику (психоэмоциональное действие) эфирных масел:
- Гераниевое – снимает стресс и состояние тревоги.
- Лавандовое – снимает стресс и состояние тревоги, депрессию, повышает концентрацию внимания.
- Мятное – повышает настроение.
- Ромашковое (аптечная ромашка) – успокаивает, способствует запоминанию.
- Розмариновое – улучшает память, расслабляет перевозбужденную нервную систему (хорошо применимо в работе с гиперактивными детьми).
- Эвкалиптовое – устраняет повышенную утомляемость, сонливость, выявляет резервные силы в организме, оживляет умственную деятельность, ясность ума.
- Масло чайного дерева – эмоциональный антисептик; ликвидирует истерию и паникёрство, развивает самостоятельность, активизирует процессы восприятия и запоминания, помогает быстро переключиться с одного предмета на другой.
- Пихтовое – устраняет астено-депрессивные состояния, чувство неуверенности, необоснованное беспокойство, антисептическое действие при вирусных инфекциях.
- Кедровое – устраняет нервозность, растерянность, придает уверенность в своих силах.
Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.
Важно привлечь внимание врачей, педагогов, дефектологов и родителей к необходимости использования лекарственных растений как эффективного лечебного и профилактического средства при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранения бессонницы, нервозности, восстановления мышечного тонуса.
При спастической форме дизартрии рекомендуется использовать настои из скорлупы кедровых орешков, из цветков календулы, семян укропа, отвары из донника лекарственного. Хороши ванны из настоя чабреца, отвара свежих пихтовых веток.
При паретичной форме дизартрии хороший эффект дают настои из женьшеня обыкновенного, марьина корня, гречихи посевной, мордовника обыкновенного; ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой.
Для беспокойных дизартриков рекомендуются отвары трав чертополоха и подмаренника мягкого.
Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания рекомендуют отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня, а также сырые овощи, особенно сок свежей капусты.
Эффективно втирание масла из плодов можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К.А. Семеновой. Все это следует делать под строгим наблюдением врача.
Повышает остроту зрения, снижает усталость глаз, улучшает функцию сетчатки отвар из свежих или высушенных листьев черники, собранных до ее цветения; настой плодов шиповника. Сок и варенье из китайского лимонника – усиливают чувствительность периферического и центрального зрения; ягоды рябины влияют на сетчатку глаза;
ягоды облепихи восстанавливают сумеречное зрение.
Укрепление мускулатуры глазных мышц, своевременная коррекция зрения – основа профилактики моторных и оптических дизграфий, для которых характерны потеря строки, сужение полей зрения, смешение сходных по написанию букв, зеркальное письмо.
При неврозоподобном заикании используются сборы лекарственных растений, обладающих противосудорожным и успокаивающим действием. Сбор № 1: вереск, сушеница, пустырник, язвенник, валериана – по 40 грамм. Сбор № 2: корни чернобыльника, лист мать-и-мачехи, корни синюхи, донник, сирень – по 20 грамм.
Разумеется, все рецепты хорошо в каждом конкретном случае согласовать с врачом. Возможно, какое-то лекарственное растение противопоказано из-за сопутствующего заболевания. И поэтому, в нашем учреждении перед началом учебного года проводится анкетирование, опрос родителей, с целью выявления индивидуальной переносимости, аллергий у детей к фитокомпонентам, аромамаслам. В конечном итоге учитываются пожелания родителей, рекомендации педиатра, учителя-логопеда, педагога-психолога.
В результате комплексной коррекционной работы удается с помощью лекарственных трав не только нормализовать сон детей, снять усталость, раздражительность, повысить работоспособность, память, внимание, но и улучшить общее состояние детей с речевой патологией.
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. «Во время прослушивания музыки происходит перестройка биопотенциалов головного мозга, снижение общего уровня кортикальной активности, что обуславливает снятие эмоционального напряжения...» М.И. Киколов
Цель занятий с использованием музыкотерапии:
- создание положительного эмоционального фона в коррекционной работе (снятие фактора неуверенности, тревоги);
- стимулирование двигательных функций (общей, тонкой, мимической моторики);
- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления) и сенсорных способностей;
- развитие дыхательного и артикуляционного аппарата;
- нормализация просодической стороны речи;
- развитие фонематического слуха;
- растормаживание речевой функции.
Приемы музыкотерапии:
- Прослушивание музыкальных произведений
- Ритмические движения под музыку
- Сочетание слушания музыки с работой по развитию ручного праксиса (музыкоизотерапия)
- Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение
Специальные исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладает музыка Р. Вагнера, оперетты Ж. Оффенбаха, «Болеро» М. Равеля с их нарастающим ритмом. Улучшению настроения способствуют произведения Ф. Гайдна, Д. Россини и почти все произведения В. А. Моцарта. Сонаты Л. Ван Бетховена позволяют ускорить и облегчить интеллектуальную деятельность, проявить творчество. Эти произведения оказывают наибольший эффект при работе с вялыми, паретичными детьми.
Было замечено, что лёгкая, спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. «Каприз № 24» Н. Паганини повышает тонус организма, настроение, способствует концентрации внимания. Успокоению и уравновешиванию нервной системы способствуют пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Лунная соната» Л. Ван Бетховена, фонограммы пения птиц.
Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:
- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
Использование музыкотерапии при речевых патологиях оказалось оправданным и очень перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка. Наиболее важным в коррекционной работе для детей является тренировка наблюдательности и развития чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей, тонкой, мимической, артикуляционной моторики.
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Цели применения цветотерапии в коррекционной работе:
- Нормализовать мышечный тонус
- Нейтрализовать негативное состояние
- Изменяя цвет во время индивидуальных коррекционных занятий (на светильник, накинув, шифон определенного цвета) можно благотворно действовать на нервную систему ребёнка.
Воздействие цвета на организм ребенка:
- Синий, голубой – расслабляет, оказывает успокаивающее, тормозящее действие; снимает спазмы, головные боли; стимулирует умственную деятельность.
- Красный, розовый – активизирует, повышает физическую работоспособность, ощущение теплоты; стимулирует психические процессы.
- Зеленый – успокаивает, создает хорошее настроение; оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей.
- Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.
Детский сад – это место, где дети проводят большую часть своего времени, поэтому крайне необходимо, чтобы окружающие их цвета благотворно на них влияли. Так, например, интерьер групповых помещений логопедических групп выдержан в персиковых, абрикосовых тонах. Это связано с тем, что абрикосовый, персиковый тон способствует позитивному самоощущению, открытости, восстанавливает нервные затраты. А светло-зеленый цвет создает легкую и радостную атмосферу, что способствует развитию познавательных способностей у детей.
В зеленых тонах выполнен кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда. Это вызывает у ребенка желание идти на индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и педагогам, работающим с детьми необходимо это учитывать в своей работе.
Арт-терапия – развитие креативности и гармонизация личности через художественное творчество.
Цель занятий: помочь ребенку с нарушениями речи начать осознавать себя и свое место в окружающем мире, научить выражать свои чувства на бумаге, преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Случается так, что для некоторых детей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о своем состоянии.
Задачи:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.
- Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.
- Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
- Развитие познавательных процессов.
- Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
- Расширение эмоционального опыта.
- Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми художественными образами.
- Обучение новым приемам рисования и развитие умения экспериментировать.
В нашем образовательном учреждении руководитель по ИЗО-деятельности проводит занятия арт-терапией в сочетании с музыкотерапией, учитывая рекомендации педагога-психолога и учителя-логопеда. Как подтвердила практика такие занятия наиболее эффективны и позволяют ребенку реализовать свои творческие способности и фантазию, обогатить словарь, а главное – развить коммуникативные умения.
Кроме того, тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Результат коррекционной работы: помочь ребенку посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции.
Су-джок терапия – один из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Цели су-джок терапии:
- Нормализовать мышечный тонус
- Стимулировать точки соответствия речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата
Многочисленные исследования невропатологов, психиатров, физиологов, показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под воздействием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук.
Су-джок акупунктура (су – кисть, джок – стопа) – является достижением восточной медицины. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это «дистанционное» управление созданное для того, чтобы поддержать здоровье при воздействии на определённые точки. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. С помощью мячей – ёжиков, шариков, шишек удобно массировать пальцы рук, что оказывает лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей. Кроме этого очень эффективно использовать терапию с помощью семян (закрепление с помощью пластыря на точки системы соответствия семян гречихи, яблочных косточек).
Таким образом, стимуляция систем соответствия речевых зон по су-джоку выявляет явные преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, снижаются энергетических затраты.
Кислородный коктейль – это густая пена, состоящая из тысячи пузырьков, наполненных драгоценными молекулами О2. В состав коктейля входит кислород, а также сироп шиповника, сироп корней солодки, пенообразователи и фруктовые соки.
Кислород – главный источник жизни, поэтому кислородный коктейль – продукт с многогранными полезными свойствами. Это обогащение клеток организма кислородом, способствующее активизации мозговой деятельности, профилактике заболеваний нервной, сердечно-сосудистой системы; он укрепляет иммунитет, нормализует сон и быстро восстанавливает силы, что особенно важно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В нашем образовательном учреждении коктейль принимают по 200 мл пены 8 раз в месяц в течение года. Коктейль готовится на аппаратах отечественного производства, разрешен к применению городской санэпидстанцией.
Игры с водой и песком – это стабилизация эмоционального, т.е. психофизического состояния. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями речи весьма эффективно. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка, развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Эти игры способствуют развитию речи, внимания, памяти и являются прекрасным средством для профилактики и коррекции. Кроме того, движения рук ребенка в песке и воде снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как ребенок увлечен действием и игрой, а песок и вода обладают релаксационным действием. Через эти игры идет подготовка ребенка к овладению навыками письма, пространственных представлений. У ребенка формируются нравственные формы поведения, обогащается опыт общения.
Именно поэтому в логопедических группах нашего образовательного учреждения активно используются центры песка и воды.
Использование персонального компьютера для исправления и совершенствования речи дошкольников
Задачи:
- Создание положительной мотивационной готовности к обучению и коррекции
- Расширение кругозора, познавательно-исследовательских способностей
- Развитие психических процессов
- Развитие самостоятельности, уверенности в собственных возможностях
- Совершенствование мелкой моторики
- Профилактика дисграфии и дислексии
В нашем детском саду успешно реализуется международный пилотный проект программа раннего обучения «Первые шаги». Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста путем использования информационных и коммуникационных технологий и позволяет осваивать основы естественных наук в игровой форме. В программу входят 4 модуля: модуль времени и пространства, модуль математики, научный модуль, модуль размышлялки. Работа на специальных детских компьютерах позволяет расширить возможности ребенка, повысить уровень компетенции.
Применение компьютерной программы «Веселые звуки», специально разработанной для подготовки к обучению грамоте позволило нам научить детей различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, научить детей читать.
Использование компьютерных программ с детьми с отклонениями в речевом развитии помогают разнообразить коррекционную работу. Дети повышают свой образовательный уровень и приобретают навыки, выполняя творческие задания, играя и обучаясь.
Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. Именно такое сочетание дает возможность сделать коррекционную работу процессом творческим и плодотворным.
Дмитриева Л.Н.,
учитель - логопед МКДОУ д/с № 59
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.
В статье говорится о том, что нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи....
Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе
Преодаление речевых трудностей у детей, при помощи нетрадиционныхметодов....
Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе
Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных ср...
Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе
Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных ср...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
В статье представлен опыт работы учителя–логопеда по коррекции речевых расстройств с применением бесконтактных методов терапии....
Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе
Данная статья раскрывает некоторые нетрадиционные методы терапии, которые можно использовать в логопедической практике. Наибольшее внимание отводится описанию су-джок терапии, кинезиотерапии...
Музыкотерапия - как нетрадиционный метод терапии в логопедической работе.
Еще одним нетрадиционным методом воздействия в работе логопеда при работе с детьми, имеющих нарушения речи, является музыкотерапия. Цели:· Создавать положительный эмоциональный фон....