"Весенняя мозаика".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Муравлева Елена Анатольевна

Интегрированное заняти  по применению технологий  здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе. 

Задачи: обучить детей приёмам сохранения здоровья   восстановления сил, снятия напряжения развития переключаемости, стимуляции работоспособности и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennyaya_mozaika._integrirovannoe_zanyatie.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

        Интегрированное занятие « Весенняя мозаика».

(Здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда)

Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

обучить детей приёмам сохранения здоровья:

                  восстановления сил,

                  снятия напряжения,

                  развития переключаемости,

                  стимуляции работоспособности и мышления.

 

Коррекционно-образовательные:

учить детей правильно высказывать свои мысли,

расширять, уточнять , актуализировать  словарь  по теме "Весна".

Коррекционно-развивающие:

развивать интонационную выразительность речи, речевой слух;

активизировать творческую речевую деятельность;

развивать память, мышление, образное восприятие;

развивать зрительное внимание;

развивать  общую и мелкую  моторику;

развивать речевое  дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми;

обеспечение эмоционального позитивного настроя;

 воспитание эмоциональной отзывчивости, инициативности, самостоятельности.

Ход  занятия:

Дети проходят в зал под музыку.

Логопед:  Придумано кем-то просто и мудро,

Улыбаясь, здороваться: “Доброе утро!”

И каждый становиться добрым, доверчивым,

И доброе утро продлится до вечера.

Сегодня у нас, ребята, очень много гостей. Поприветствуйте их.

 Дети – Доброе утро!

Логопедическая разминка: «С добрым утром»

С добрым утром , глазки. Вы проснулись?- дети протирают кулачками глазки

С добрым утром ,щёчки. Вы проснулись?- растирают ладошками щёчки

С добрым утром, ушки. Вы проснулись?-  растирают ушки

С добрым утром, ручки. Вы проснулись?- растирают ручки

С добрым утром, ножки. Вы проснулись?-  похлопывают по коленям

С добрым утром, солнышко. Мы  проснулись!-  протягивают руки вверх.

Как хорошо, что мы сегодня вместе собрались! Мы спокойны и добры, приветливы и дружелюбны. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя всю свежесть, доброту и красоту этого дня, а выдохните через ротик все обиды и огорчения.(3-4 раза вдох- выдох).

А чтобы мы всегда были веселы и здоровы, давайте сделаем самомассаж «Неболейка»

Солнце утром рано встало,               (поднять руки вверх, потянуться)

Всех детишек приласкало                  (сделать руками фонарики)

Гладит грудку,                                      (помассировать дорожку на груди снизу вверх)

Гладит шейку,                                       (погладить шею большими пальцами сверху вниз)

Гладит носик,                                       (кулачками растирать крылья носа)

Гладит лоб,                                           (поводить пальцами от середины лба к вискам)

Гладит ушки,                                         (растирать ладонями уши)

Гладит ручку.                                        (растирают ладони)

Загорают дети – вот !                          (поднять руки вверх).

Наше солнышко постоянно трудится, согревает всё вокруг. Давайте и мы потрудимся и поработаем своим язычком, а наши ручки нам помогут

Артикуляционная гимнастика с элементами  биоэнергопластики :

Логопед:

-Если тянем губы к ушкам, получается лягушка – («тянут» губы указательными пальцами).

-Потяну и перестану и нисколько не устану .Губы не напряжены и расслаблены.

 -Если губки соберём, в гости к нам приходит слон – (больщой , средний и безымянный пальцы правой руки сложены «щепотью»).

-Подражаю я слону, губы хоботком тяну. А  теперь их  отпускаю и на место возвращаю.

-Часики тикают: тик-так. Весну призывают: вот так!-( пальцы прижаты друг к другу, ладони  обеих рук опущены вниз.  Движения  вправо- влево, одновременно с движениями языка.)

Ребята, послушайте меня внимательно: Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?

Дети отвечают: Весной.

Логопед; Правильно. Встаньте, пожалуйста.  Протяните руки к солнышку, подставьте свои лица весенним лучам. Вам тепло, приятно( расслабление).Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек , покажите, как вам холодно( напряжение). Опять засветило солнышко ( расслабление).

А ну-ка, улыбнитесь хитро, как весеннее солнышко. А теперь нахмурьте брови, как хмурится весенняя тучка.

Какое прекрасное время года - весна! Ребята, скажите,   пожалуйста, по каким признакам мы узнаём о приходе весны?

Дети отвечают:

– день становится длиннее ;

 – звенят веселые ручейки;

 – тает снег;

 – возвращаются с юга птицы;

 – появляются первые зеленые  листочки и травка ;

Логопед: Сейчас  мы немного поиграем.

Дидактическая  игра « Подбери слово» Солнце, какое оно? Подойдите к нашему солнышку и,  говоря ему комплименты, вытаскивайте  ленточки-лучики.( Дети играют: лучистое, яркое. Весеннее. весёлое, тёплое, ласковое,  красивое, доброе, ласковое.)

 А что это у солнышка в лукошке ?( су-джок колечки)

( Пальчиковая гимнастика с су –джок массажерами) :

Здравствуй, солнце золотое !   -     большой палец

Здравствуй, небо голубое !      -      указательный

Здравствуй, вольный ветерок !-    средний

Здравствуй, маленький дубок !  -   безымянный

Мы живем в родном краю         -      мизинчик

Всех  я вас приветствую .

Посмотрите на наше солнышко .  Какое оно красивое и очень заботливое. Поднимите ручки вверх.

 Речевое упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает -  дети ритмично скрещивают над головой руки

 Лучик, лучик, лучик.

 И им смело разгоняет -  плавно покачивают руки вверху

 Тучи, тучи, тучи.

 Летом нежно согревает - ритмично потирают щёки

 Щечки, щечки, щечки.

 А весной на носик ставит Точки-точки-точки. Золотят веснушки деток. Очень нравится им это! – ритмично  постукивают по носу пальцами.

Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Вы видите маленькие солнечные тарелочки, в которых насыпан тёплый солнечный песок  . Прикоснитесь к нему ладошкой. Почувствуйте согревающее тепло солнышка. .. А теперь нарисуйте по маленькому лучистому солнышку(дети рисуют на песке). Молодцы!

Вы знаете, что весной всё пробуждается ото сна. Всё живое тянется к теплу, к солнечному свету. Появляются чудесные цветы. Я предлагаю вам отправиться на поиски этого весеннего чуда.

Отправляемся в дорогу. (Дети встают в круг.)

Игра «Собирайся, детвора!»

Собирайся, детвора! - Дети шагают под музыку по кругу

 По лесу нам идти пора!

 Будем по лесу гулять,

 Свежим воздухом дышать.

 На носочках по тропинке - Идут на носочках.

 Друг за другом мы пойдем.

 В маленькие лужицы не наступим, обойдем.- Идут, высоко поднимая колени.

 Встали деревья  на пути,

 Нам их нужно обойти.- Идут змейкой.

 Идти мы будем осторожно,

 О ветки уколоться можно!

 Друг за другом вслед пойдем.- Идут вслед друг за другом.

Все преграды мы пройдем.- Идут хороводом.

Ребята, в нашем лесу все деревья распространяют вокруг себя  необычный аромат. А вы знаете, что дыхание может быть лечебным? Сделаем упражнение «Очищающее дыхание».

Дыхательная гимнастика «Очищающее дыхание» . (  звучит « музыка леса»).

Правую ноздрю закрываем указательным пальцем правой руки, левой ноздрей сделали тихий, продолжительный вдох;

Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихий, продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

А теперь посмотрите на облако .  Следим глазками за  волшебной палочкой и делаем зрительную гимнастику. ( по кругу-2-3- раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой стрелки и лежачие восьмёрки- в разные стороны).  Молодцы!  Сейчас  закройте глазки и помассируйте  их круговыми движениями. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение). Зажмурьте глазки крепко …, а теперь откройте широко.

 - Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

Представим, что наши глазки --- путешественники.  Не поворачивая головы, одними глазами найдите тот предмет, который я назову.(Найдите птичку на дереве. Найдите  белочку  в  дупле …)

Ребята, посмотрите, какие  яркие воздушные шары. Сейчас мы с ними  поиграем. Пусть каждый возьмёт себе шарик. ( Кирилл…, Эля….) Посмотрите внимательно  какое настроение у вашего шарика  и с таким же настроением скажите  чистоговорки: « Весной в оконце светит солнце», «К солнцу тянутся цветы. Это знаем я и ты!» А сейчас отпустим наши шарики в гости к солнышку .Подуйте на свои шарики , чтобы они подлетели ближе к лучикам.

Пальчиковая гимнастика "Цветы».

Наши милые цветки распускают лепестки . – (складывают пальцы бутоном )

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет . – (дуют на «лепестки» и шевелят пальчиками)

Наши милые цветки закрывают лепестки .- (складывают пальцы в бутон)

Головой качают, тихо засыпают . ( сжимают кулачки).

Весенние цветы радуют нас своей красотой и тонким ароматом ( вокальный  самомассаж: Ах……Ах….).

 Давайте вдохнем аромат цветов. ( Вдох  носом.  Выдох  ртом с  произнесением  « Ах, как чудно пахнет цветок».)

Но представим, что они ещё и музыкальные. ( Вибрационно-вокальный самомассаж: А……А…. с одновременным постукиванием указательными пальцами по крыльям носа. О…О…-постукивание кончиками пальцев одной руки или обеих  рук по верхней части грудной клетки.

Над цветами летают пчёлы и жужжат: ЖЖЖ—тянуть звук и одновременно постукивать кончиками пальцев нижнее надгубное пространство.

Я предлагаю вам на время стать художниками и тоже создать картину “Цветы ”? Помните, мы уже рисовали ластиками дома, деревья? А сейчас попробуем нарисовать цветы. Намечаем  овальные середины цветов  более темным фоном. Уголком ластика “рисуем” (потрем) лепестки цветов .  Не забывайте чистить ластик о деревянные дощечки. Пририсуем к цветкам стебли. Тонкими штрихами наметим на лепестках прожилки (дети выполняют свои работы, звучит “Шутка” Баха).

Предлагаю объединить наши рисунки в поле из цветов (дети на магнитной доске  размещают  свои рисунки, рассматривают).

Сколько цветов  выросло на поляне ? (1 цветок , 3 цветка, 5 цветков и т.д. )

Вам нравится наша поляна ?

Цветы мы с вами рисовали --  наши пальчики  устали.

Развитие мелкой моторики (с применением су-джок терапии).

Логопед:

Чтоб занятье продолжать,

 Надо пальчики размять:

 Я мячом круги катаю, (круговые движения между ладоней)

 Взад-вперед его гоняю, (движения руками вперед назад)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку .- ( смена рук)

И сожму его немножко, - (сжимаем мяч в правой руке)

 Как сжимает лапу кошка. (сжимаем мяч в левой руке)

 Каждым пальцем мяч прижму -(соответственно)

 И другой рукой начну.- (смена рук)

А теперь последний трюк: (перебрасывать  мяч из руки в руку)

Мяч  летает  между  рук.

Мы отлично потрудились.

И немного утомились

Приготовьтесь все ребятки! (Хлопки в ладоши. )--------Танцевальная зарядка! (Игра  с лошадкой.)

Ребята, мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот:

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь «низко»,

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь «близко».

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь «пол».

Скажу я слово «потерял» --- ответишь ты «нашёл»

Скажу я слово «трус» --- ответишь ты «храбрец».

Теперь  «начало» я скажу, ответишь ты «конец».

Вот и подошло  к концу наше занятие  .  Думаю,  вы порадовали не только меня, но и всех наших гостей. Спасибо вам большое. Ребята, чтобы всем было весело, а на земле становилось красивее, хорошо бы устроить сказочный салют. Сейчас мы будем творить это простое волшебство. Когда дети пускают мыльные пузыри, настроение волшебным образом улучшается. Мыльные пузыри живут всего лишь несколько секунд, но за это время успевают подарить миру все цвета радуги. Хотите  устроить салют прямо в зале? ( Дети пускают мыльные пузыри).

Логопед:

Летят и летят пузырьки к потолку.

 С собою уносят хандру и тоску.

И на память о нашем занятии  подарим всем присутствующим весенние пожелания и наше хорошее настроение.

(Дети дарят  взрослым маленькие  солнышки  с  пожеланиями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного музыкального занятия Тема: « Весенняя мозаика цветных звуков» (для детей старшего дошкольного возраста)

Данный материал музыкального интегрированного занятия имеет несколько образовательных задач, с которыми дети в ходе всего занятия справляются при помощи знакомых игровых ситуаций и уже ,имеющегося муз...

Весенняя мозаика

Музыкально-литературная композиция концертного варианта детьми старшего дошкольного возраста. Направлена на формирование нравственно-эстетических качеств личности в концертной деятельности дошкольника...

Конспект НОД «Весенняя мозаика» (мастер-класс от мам приготовление витаминного салата)

Цель: Создать условия для закрепления понятий «овощи» и «фрукты».Задачи: Добиться уточнения знаний в правильном назывании овощей;Обеспечить применение на практике нарезания ово...

Фотоотчёт "Весенняя мозаика"

Чудесное время года-весна! Как мы любим это время пробуждения не только природы, но и человеческих чувств....