В чем разница между монологической и диалогической речью?
статья по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:
-Совершенствование содержательности и связности речи (диалога и монолога);
-Развитие речевого творчества, выразительности речи;
-Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
-Подготовка к обучению чтению.
Диалогическое общение- это такое общение, когда беседуют два (и более) партнера на какую- либо тему.
Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность, это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное - это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности.
В диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.
Умению вести диалог – важнейшей сфере коммуникативной самодеятельности – необходимо учить.
Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.
Все эти умения и навыки необходимы и для развития монологической речи детей.
Монолог – это высказывание одного человека.
Совершенствование монологической речи – главная задача развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста, представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средства связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.
В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.
По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.
Вышеназванные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).
Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнения.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая, она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д.
Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.
Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь.
Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗНИЦА МЕЖДУ ОТВЕРЖЕНИЕМ И ОТКАЗОМ
разница между отвержением и отказом...
памятка для родителей"В чем разница между гриппом и другими вирусными инфекциями?"
памятка для родителей...
В чем разница между гриппом и другими вирусными инфекциями?
В чем разница между гриппом и другими вирусными инфекциями?...
Для вас, родители. Что такое коронавирусы? Как защитить себя от заражения коронавирусом? В чем разница между коронавирусом и вирусом гриппа? Правила при короновирусе
Коронавирусы — это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но в некоторых случаях могут передаваться человеку. Обычно заболевания, вызванные коронавирусами, протекают в лёг...
Разница между утренней гимнастикой и занятиями по физическому воспитанию.
Утренняя гимнастика является основополагающим средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся детей утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодро...
Памятка для родителей "Как объяснить детям разницу между гласными и согласными звуками".
В памятке даются рекомендации для родителей по закреплению знаний детей о гласных и согласных звуках при обучении грамоте....
КАК ОБЪЯСНИТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ
Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его п...