Занятие "Зимой в лесу".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Занятие "Зимой в лесу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatzimoy_v_lesu.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимой в лесу».

Задачи:

  1. Закреплять названия диких животных и их детенышей, их места обитания, питания, способ передвижения.
  2. Различать понятия «домашнее животное» и «дикое животное».
  3. Учить образованию родственных слов.
  4. Упражнять в использовании слов-названий животных в родительном и дательном падежах.
  5. Закреплять значение предлогов на, под, за, у.
  6. Учить слушать вопрос и в соответствии с ним ставить существительное в нужном падеже.
  7. Развивать зрительное восприятие  (узнать по силуэту), мышление (вычленить лишнее животное).
  8. Ввести в активный словарь слова лакомство, петлял, рыскал, перепрыгивала.

Оборудование: карточки с силуэтами диких животных; набор кормов для животных; игрушки «Дикие животные»; снеговик; ободки на голову с изображением диких животных.

Ход занятия.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зимний лес.

                Темный лес, что шапкой,

                Принакрылся чудной

                И заснул под нею

                Крепко, непробудно.

Логопед: Ребята, посмотрите, как сказочно красиво в зимнем лесу.

(Дети любуются красотой зимнего леса).

 Логопед: Объясните, пожалуйста, что хотел сказать автор этих строк Иван Суриков.

(Дети объясняют выражение, «что шапкой, принакрылся чудной»).

Логопед: Ребята, отгадайте загадку: «Скатерть бела, всю землю одела».

(Дети отгадывают загадку).

Логопед: А какие еще можно подобрать родственные, похожие друг на друга  слова  к слову «снег».

Сначала отгадайте  загадки:

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

                           Села и растаяла на моей ладошке.

Следующая загадка:

                           Меня не растили – из снега слепили.

                           Вместо носа ловко вставили морковку.

                           Глаза – угольки, ручки – сучки.

                           Холодная, большая. Кто я такая?

Еще одна загадка:

                         Красна девица грустна: ей не нравится весна,

                         Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка.

                        Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.

                        С первым снегом на рябине он появится опять.                      

(Дети отгадывают загадки и объясняют: отгаданные слова (снежинка, снеговик, снежная баба, снегирь) являются родственными словами.)

Логопед: А какие еще родственные слова вы знаете?

Дети: 1. Снегопад, снегопад,

              Станет белым двор и сад.

           2. Двор станет заснеженным.

           3.  Дети зимой любят играть в снежки.

Логопед: Ребята, поиграем  в игру «Снежок».

(Проводится игра «Снежок»).

Логопед: Ребята, а кто живет в лесу?

Дети: Дикие животные.

Логопед: А давайте поищем. Может быть найдем кого-нибудь из диких животных в нашем лесу.

На дереве прикреплено чучело белки, за деревом игрушка волка, под кустом заяц, около дерева лиса и кабан.

(Дети ищут игрушки и приносят их).

Логопед: Расскажите, кто кого нашел в нашем лесу и где.

(Дети отвечают предложениями. Например: «Я нашел волка за деревом».)

Логопед: Посмотрите, кто здесь лишний?

Дети: Собака.

Логопед: А почему она лишняя?

(Дети отвечают).

Игра «Дикие и домашние животные».

Логопед: А всех ли диких животных мы нашли сегодня в лесу? Кого нет?

Дети: Мы сегодня не нашли в лесу ежа, медведя.

Логопед: Почему мы их не смогли найти?

Дети: Эти животные зимой спят.

Логопед: Кто расскажет стихотворение о медвежатах в берлоге?

(Дети читают  стихотворение «Есть в лесу под елкой хата…».

Есть в лесу под елкой хата,

                                          Там уснули медвежата,

А  меньшой не хочет спать:

                                          Маме стал надоедать.

    Капризуля косолапый просит:

                                         - Ужин мне состряпай!

                                          Принеси скорей сюда

                                          Меду, рыбки из пруда!

                                          - Баю, бай, - надо спать –

                                          Напевает сыну мать,

                                          Ты  уснешь, и сон придет –

                                          Все в корзинке принесет.)

Логопед: Ребята, а вы знаете загадки о диких животных?

Ребенок: По веточкам скачет, да не птица

                Рыжая, да не лисица.

Ребенок: Комочек пуха, длинное ухо.

                Прыгает ловко, любит морковку.

Ребенок: Сам рогатый, рога лопатой,

                Зовут «сохатый».

Ребенок: Чуткий нос, пушистый хвост,

                Ее не тронь, шубка как огонь.

Ребенок: Под снегом пятачком рыщет,

                Желуди и корни ищет.

Ребенок: Чтоб в небе луна не скучала одна,

                Поют они песни и всем не до сна.

(Дети отгадывают загадки, дополняя их своими рассказами о повадках, внешнем виде, месте обитания и питании данного животного.)

Логопед: Покажите движения животного.

(Дети выполняют задание.)

Логопед: А что делал заяц? (Петлял.)

Лиса? (Заметала следы).

Волк? (Рыскал).

Белка? (Перепрыгивала с дерева на дерево).

Кабан? (Роет землю пятачком).

Лось? (Роет копытом).

(Дети надевают на голову ободки с изображением животных.)

Игра «Посчитай животных».

Логопед: А почему вы гуляете в лесу одни, без своих деток? Послушайте внимательно мои вопросы и отвечайте.

  1. Белочка-стрелочка, есть ли у тебя детки? Кто они? Где? (Бельчата, они в дупле.)
  2. А ты, лисичка-сестричка, для кого корм добываешь? Где они? (Для лисят, они в норе.)
  3. А ты, волк-зубами щелк, кому добычу носишь? Где они, в берлоге?

        (Волчатам, не в берлоге, а в логове.)

  1. А ты, зайчик-побегайчик, почему один сидел под кустом? (Мои зайчата выросли и разбежались по лесу.)

Логопед: А теперь, ребята поиграем в игру «Найди себе пару».

(Дети получают силуэты диких животных.)

Логопед: Узнайте, какое животное вырезано из бумаги и найдите, у кого такое.

(Дети выполняют задание.)

Логопед: А у кого мы погостили в лесу?

Логопед: Диким животным, как и птицам, зимой голодно в лесу, не всегда удается найти корм, поэтому нужно оставить угощение, лакомство для них. Что такое лакомство? (уточняет, если необходимо)

                На поляне в зимний день

                Мы накрыли стол для зверей.

               Вот набор кормов.

Игра «Накорми зверей».

Логопед: Сегодня мы с вами погостили в зимнем лесу.

Что мы там видели? Кого встретили? В какие игры играли?

                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".

Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познание" "Что растёт в лесу?" Кто растёт в лесу?"

Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно...

Беседа о лесе и правилах поведения в лесу

Материал об обитателях леса:деревьях,насекомых,птицах,зверях,,грибах,ягодах,растущих в лесу и бережном отношении к ним,о правилах поведения в лесу....

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Цель акции важна и благородна: привлечение внимания населения и, в первую очередь, дошкольников, к проблеме вырубки ёлок в канун Нового года....

Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!»

Двухнедельный праздник не стоит целой жизни замечательного дерева...

Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка – и пусть в лесу живёт!»

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...