Занятие "Зимой в лесу".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Зимой в лесу».
Задачи:
- Закреплять названия диких животных и их детенышей, их места обитания, питания, способ передвижения.
- Различать понятия «домашнее животное» и «дикое животное».
- Учить образованию родственных слов.
- Упражнять в использовании слов-названий животных в родительном и дательном падежах.
- Закреплять значение предлогов на, под, за, у.
- Учить слушать вопрос и в соответствии с ним ставить существительное в нужном падеже.
- Развивать зрительное восприятие (узнать по силуэту), мышление (вычленить лишнее животное).
- Ввести в активный словарь слова лакомство, петлял, рыскал, перепрыгивала.
Оборудование: карточки с силуэтами диких животных; набор кормов для животных; игрушки «Дикие животные»; снеговик; ободки на голову с изображением диких животных.
Ход занятия.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зимний лес.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Логопед: Ребята, посмотрите, как сказочно красиво в зимнем лесу.
(Дети любуются красотой зимнего леса).
Логопед: Объясните, пожалуйста, что хотел сказать автор этих строк Иван Суриков.
(Дети объясняют выражение, «что шапкой, принакрылся чудной»).
Логопед: Ребята, отгадайте загадку: «Скатерть бела, всю землю одела».
(Дети отгадывают загадку).
Логопед: А какие еще можно подобрать родственные, похожие друг на друга слова к слову «снег».
Сначала отгадайте загадки:
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
Следующая загадка:
Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза – угольки, ручки – сучки.
Холодная, большая. Кто я такая?
Еще одна загадка:
Красна девица грустна: ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка.
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять.
(Дети отгадывают загадки и объясняют: отгаданные слова (снежинка, снеговик, снежная баба, снегирь) являются родственными словами.)
Логопед: А какие еще родственные слова вы знаете?
Дети: 1. Снегопад, снегопад,
Станет белым двор и сад.
2. Двор станет заснеженным.
3. Дети зимой любят играть в снежки.
Логопед: Ребята, поиграем в игру «Снежок».
(Проводится игра «Снежок»).
Логопед: Ребята, а кто живет в лесу?
Дети: Дикие животные.
Логопед: А давайте поищем. Может быть найдем кого-нибудь из диких животных в нашем лесу.
На дереве прикреплено чучело белки, за деревом игрушка волка, под кустом заяц, около дерева лиса и кабан.
(Дети ищут игрушки и приносят их).
Логопед: Расскажите, кто кого нашел в нашем лесу и где.
(Дети отвечают предложениями. Например: «Я нашел волка за деревом».)
Логопед: Посмотрите, кто здесь лишний?
Дети: Собака.
Логопед: А почему она лишняя?
(Дети отвечают).
Игра «Дикие и домашние животные».
Логопед: А всех ли диких животных мы нашли сегодня в лесу? Кого нет?
Дети: Мы сегодня не нашли в лесу ежа, медведя.
Логопед: Почему мы их не смогли найти?
Дети: Эти животные зимой спят.
Логопед: Кто расскажет стихотворение о медвежатах в берлоге?
(Дети читают стихотворение «Есть в лесу под елкой хата…».
Есть в лесу под елкой хата,
Там уснули медвежата,
А меньшой не хочет спать:
Маме стал надоедать.
Капризуля косолапый просит:
- Ужин мне состряпай!
Принеси скорей сюда
Меду, рыбки из пруда!
- Баю, бай, - надо спать –
Напевает сыну мать,
Ты уснешь, и сон придет –
Все в корзинке принесет.)
Логопед: Ребята, а вы знаете загадки о диких животных?
Ребенок: По веточкам скачет, да не птица
Рыжая, да не лисица.
Ребенок: Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку.
Ребенок: Сам рогатый, рога лопатой,
Зовут «сохатый».
Ребенок: Чуткий нос, пушистый хвост,
Ее не тронь, шубка как огонь.
Ребенок: Под снегом пятачком рыщет,
Желуди и корни ищет.
Ребенок: Чтоб в небе луна не скучала одна,
Поют они песни и всем не до сна.
(Дети отгадывают загадки, дополняя их своими рассказами о повадках, внешнем виде, месте обитания и питании данного животного.)
Логопед: Покажите движения животного.
(Дети выполняют задание.)
Логопед: А что делал заяц? (Петлял.)
Лиса? (Заметала следы).
Волк? (Рыскал).
Белка? (Перепрыгивала с дерева на дерево).
Кабан? (Роет землю пятачком).
Лось? (Роет копытом).
(Дети надевают на голову ободки с изображением животных.)
Игра «Посчитай животных».
Логопед: А почему вы гуляете в лесу одни, без своих деток? Послушайте внимательно мои вопросы и отвечайте.
- Белочка-стрелочка, есть ли у тебя детки? Кто они? Где? (Бельчата, они в дупле.)
- А ты, лисичка-сестричка, для кого корм добываешь? Где они? (Для лисят, они в норе.)
- А ты, волк-зубами щелк, кому добычу носишь? Где они, в берлоге?
(Волчатам, не в берлоге, а в логове.)
- А ты, зайчик-побегайчик, почему один сидел под кустом? (Мои зайчата выросли и разбежались по лесу.)
Логопед: А теперь, ребята поиграем в игру «Найди себе пару».
(Дети получают силуэты диких животных.)
Логопед: Узнайте, какое животное вырезано из бумаги и найдите, у кого такое.
(Дети выполняют задание.)
Логопед: А у кого мы погостили в лесу?
Логопед: Диким животным, как и птицам, зимой голодно в лесу, не всегда удается найти корм, поэтому нужно оставить угощение, лакомство для них. Что такое лакомство? (уточняет, если необходимо)
На поляне в зимний день
Мы накрыли стол для зверей.
Вот набор кормов.
Игра «Накорми зверей».
Логопед: Сегодня мы с вами погостили в зимнем лесу.
Что мы там видели? Кого встретили? В какие игры играли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".
Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познание" "Что растёт в лесу?" Кто растёт в лесу?"
Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно...
Беседа о лесе и правилах поведения в лесу
Материал об обитателях леса:деревьях,насекомых,птицах,зверях,,грибах,ягодах,растущих в лесу и бережном отношении к ним,о правилах поведения в лесу....
Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"
Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...
Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"
Цель акции важна и благородна: привлечение внимания населения и, в первую очередь, дошкольников, к проблеме вырубки ёлок в канун Нового года....
Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!»
Двухнедельный праздник не стоит целой жизни замечательного дерева...
Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка – и пусть в лесу живёт!»
Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...