Адаптация в коллективе и обеспечение комфортного эмоционального состояния детей с моторной алалией
статья по логопедии по теме

Кудрявина Ольга Юрьевна

Адаптация в коллективе и обеспечение комфортного эмоционального состояния детей с моторной алалией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация в коллективе и обеспечение комфортного эмоционального состояния детей с моторной алалией.

 Одним из центральных компонентов социально-психологической структуры личности является её отношение к самой себе и к людям, составляющим её непосредственное окружение.

  Личность - система отношений индивида с окружающей средой, целостная, организованная система активных, избирательных, сознательных и социальных связей с реальностью (В.Н. Мясищев).

Если эти аспекты перевести относительно ребёнка дошкольного возраста, то в силу потребности в окружающей информации, общение выходит на первый план в развитии ребёнка. Но в случае моторной алалии, процесс общения у детей становится затрудненным по причине органических нарушений речи центрального характера. Моторным алаликам просто необходима помощь не только логопедов и дефектологов, но и психологов, особенно в  адаптационный период при поступлении в детский сад.

У ребёнка с алалией заметно ограничены возможности овладения системой языковых знаков и самим инвентарём языковых средств различных уровней. Оказывается  несформированным уровень внутренней речи. Недоразвитие речи сочетается с несформированностью мотивации общения, с нарушением активности разных компонентов деятельности. Отсутствие стремления к общению связано с трудностями общения и усугубляет их.

Проводя обследование детей с моторной алалией, для своей курсовой работы, я столкнулась с рядом трудностей. Было довольно сложно установить контакт с алаликами, одни дети были расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, что затрудняло проведение обследования, другие, вялые, заторможенные, инертные, не хотели ничего делать. У многих детей был ярко выражен негативизм, замкнутость, раздражительность. Даже был случай, когда воспитатель привела ко мне на обследование мальчика, который перешел не так давно из другого детского сада, так этот ребенок настолько не хотел общаться, что залез под кровать и вылез только после того, как воспитатель сказала ему, что пора кушать. Только это на него повлияло в тот момент. Воспитатель рассказала, что он с самого начала себя так вел,  на групповых занятиях он сидит отдельно от других, если к нему обращаются с вопросами, то он часто резко на них реагирует и проявляет агрессию. Данные особенности личности ребёнка связаны не только с тем, что ребенок находится не так давно в коллективе, но и с недоразвитием центральной нервной системы и являются результатом того, что речевая неполноценность выключает ребёнка из детского коллектива и с возрастом всё больше травмирует его психику.

Ребёнок-алалик, впервые пришедший в детский сад, как и все дети испытывает стрессовое состояние: страх, крик, плач, выраженное психомоторное возбуждение или, наоборот, заторможенность и пассивность. Кроме того, в силу нарушенного развития, не всегда легко и охотно вступает в контакт со взрослыми людьми. Через некоторое время это состояние может закрепиться или усугубиться. Через два года ребёнок-алалик попадает в логопедическую группу: опять меняется обстановка, меняется социальное окружение, что оказывает на психику ребёнка более травмирующее действие. Сверстники, в силу своего возраста,   уже выборочно относятся к партнёрам по игре, поэтому алалику могут отказать. Тот негативизм к ребёнку, который складывается в психологической атмосфере группы, наносит непоправимый урон в развитии моторного алалика.

Основной задачей первого – адаптационного - периода должно стать не обучение ребёнка, а обеспечение комфортного эмоционального состояния. Он должен почувствовать себя нужным и максимально защищённым. Педагог должен  помочь алалику влиться в детский коллектив, чтобы он почувствовал доброту и отзывчивость, понимание окружающих его детей и взрослых.

Дружелюбие педагога, интересные, но не шумные и не резкие игры, предоставление ребенку свободного поведения, помогают постепенно создать у алалика чувства безопасности и доверия, и только затем у него может возникнуть заинтересованность игрой. Доброжелательность и внимание, проявленные к таким детям, своевременное и чуткое реагирование на изменение эмоционального состояния и потребности ребёнка способствуют установлению эмоционального контакта.

В адаптационный период для обеспечения комфортного эмоционального состояния необходимо использовать игры, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, на формирование атмосферы сотрудничества, на создание доверительных отношений между ребёнком и взрослым.

Примеры таких игр:

«Приветствие».

Педагог собирает детей возле себя. «Давайте сейчас сядем на пол. Но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас». (создание круга). Когда дети рассаживаются в круг, педагог говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнёт здороваться мой сосед». (взрослый заглядывает в глаза каждому ребёнку по кругу и слегка кивает головой; когда он поздоровался со всеми детьми, дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

«Щенок»

Цель: помогает детям выразить свои эмоции, снять напряжение, проявить способность к сопереживанию.

Инструкция: «Кто хочет, чтобы ему подарили щенка? А у кого есть дома собака? Представьте: мама принесла домой маленького щеночка. Он испуган. Он ведь первый раз в новом доме. Кто может показать, как двигается этот щенок? Мы сейчас разобьёмся на пары, и один из пары будет изображать такого щеночка. Выходите, щенята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим щеннком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. Приласкает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «щенята» заснут, игра заканчивается.

«Салют»

Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций. В игре все имеют шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Материал: листы цветной бумаги, салфетки.

Ход игры: дети выбирают для себя материал, затем в течение нескольких минут рвут его на мелкие кусочки, подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребёнок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а остальные ему хлопают.

       

         Значительный интерес в работе с детьми-алаликами представляет куклотерапия и сказкотерапия. Их нацеленность на развитие самосознания ребенка обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими.

Дальнейшее развитие речи напрямую зависит от эмоционального контакта моторного алалика со взрослыми и сверстниками, от коррекции его эмоционально-волевой сферы и психологического состояния. Комплексная система работы при алалии должна быть направлена не только на создание механизмов речи, но и на формирование речи как средства коммуникации и развития психической деятельности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности при формировании математических представлений»

Музыка в нашем детском саду занимает важное место в развитии личности дошкольника. Музыка звучит не только в музыкальном и физкультурном залах, но и в каждой из 13 групп ДОУ....

«Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников»

Статья для музыкальных руководителей "Использование музыкального дизайна для создания эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"...

«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»

«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»...

«Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно-математических представлений»

laquo;Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно-математических представл...