Консультация "Требования к речи воспитателя"
консультация по логопедии по теме
В консультации имеется теоретическое обоснование данного вопроса с практической частью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_rechi_vospitatelya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к речи воспитателя
Консультация для педагогов ДОУ
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической) в различных видах и формах детской деятельности;
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Учить следует детей на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным, отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, т.к. в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать) , а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недостатки могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться.
Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства. Воспитатель должен говорить ясно (кто ясно мыслит, тот ясно говорит), четко артикулируя каждое слово, не торопиться, не искажать звуков, не «съедать» слогов и окончаний.
Если воспитатели не следят за своей речью или говорят неправильно, нечетко, то до уха ребенка многие слова доходят искаженно ( «грит», «покладу», «положь», «положьте», «ножница'ми», «дадено», «детя'ми», «ляжь на кровать», «бежи ко мне», «ихние» т.д.)
Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных и бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу. Речь педагога должна быть для детей образцом. Это требование относится ко всем сотрудникам детского сада. Работа с детьми при наличии дефектов речи недопустима. Заведующий должен обращать на это серьезное внимание при приеме на работу.
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети начинают быстро отвлекаться, смотреть по сторонам, затем и вовсе перестают слушать.
Речь воспитателя воспринимается лучше, если она эмоционально насыщена, богата интонациями, достаточно громка и нетороплива. Слегка замедленный темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи.
К сожалению многие воспитатели мало разговаривают с детьми, говорят отрывисто, однообразно, главным образом в связи с организацией отдельных процедур: «Пойдемте мыть руки», «Одевайтесь скорее» и т.д.
Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок повышенный тон, доминирование над голосами детей, крик. Если все- таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что доводить ее нужно до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное содержание является необходимым качеством педагога.
Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами речи, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, пусть это будут даже сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, т.к. нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений.
Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего благодаря правильному и точному употреблению слов.
В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (Танечка, чашечка, ручки, спинка и др.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, как говорится, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей, т.е. неуместное использование звукоподражательных слов.
Рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество пословицы, поговорки , фразеологические обороты.
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обращать внимание на следующее:
1.Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся недостатки речи.
2.Иметь четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.
3.Использовать в своей речи литературное произношение.
4.Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
5.В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости голоса.
6.Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции соответственно возрасту детей.
7.Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона и грубых выражений.
С техперсоналом следует проводить серьезную работу, разъяснять, что они помощники воспитателя, что они должны помогать воспитывать детей, разговаривать с ними, отвечать на вопросы, шутить, создавать радостное настроение и т.д.
Сотрудникам дошкольного учреждения всегда следует помнить, что их речь – это визитная карточка учреждения, где воспитывают маленьких детей.
Практическая часть
- Поставить ударение в следующих словах:
шасси, жалюзи, иначе, свекла, досветла, потупить, творог, углубить, мышление, втридорога, втридорога, втридешево, углубленный, звонит, квартал
- Подобрать антонимы к следующим словам:
смелость (………), родина (…………..), зависимость (………..),
подлинный (…………), заурядный (………….), активный (………….), отставной (……………..), одобрять (…………..), освобождать (………………).
- Проранжировать слова по степени значимости:
зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться, воспламениться.
- Исправить ошибки в следующих выражениях:
Отсутствует наличие стульев.
В нашем саду имеется свободная вакансия воспитателя.
- * Найти общее (закономерности):
Коту скоро сорок суток.
Аргентина манит негра.
6. Поставить в родительном падеже слова: чулки, носки, помидоры, апельсины.
7. Написать прописью: 12 .11. 2013г. , в 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль речи воспитателя в развитии речи детей"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация «Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »
Консультация«Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непрем...
Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особе...
Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26304283","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...