Заикание, его предупреждение и устранение.
консультация (логопедия) по теме

Рощина Елена Анатольевна

Заикание относится к распространненым расстройствам речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и, при отсутствии необходимой помощи, может сохранятся долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, темпе речи. Также отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaikanie.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание, его предупреждение и устранение.

Заикание - функциональное нарушение речи, внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, гортани, грудных мышц, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах. Заикание трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив.

Заикание является нарушением речевого ритма, нередко связанного с несовершенным ритмом движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях). Иногда судороги ритмично повторяются: пе-пе-пе-тух. Такая форма заикания называется клонической. Иногда ребенок из-за судорог совсем не в силах вымолвить нужный звук или надолго задерживается на нем п— петух. Эта форма заикания называется тонической.

Судороги проявляются то преимущественно в дыхательном аппарате речи, то в голосовом, то в артикуляторном. У многих заикание сопровождается судорожными или привычными движениями рук, ног, головы.

Одновременно с судорожными проявлениями у заикающегося наблюдаются разнообразные болезненные явления. В разговоре он волнуется, заранее боится, что не сможет хорошо сказать. Некоторые смущаются, избегают разговоров, говорят тихо, краснеют и т.д.

Подобные переживания плохо действуют на психику ребенка, портят его характер (нередко он становится раздражительным, мнительным, болезненно обидчивым, нелюдимым, иногда озлобленным). Они закрепляются и усиливают заикание.

Дети заикаются лишь в присутствии других людей - детей или взрослых, в одиночестве же говорят нормально. Поют они также без заикания. В одной обстановке или в беседе с одними лицами ребенок не заикается, при других обстоятельствах и людях заикается.

Заикание возникает то внезапно, иногда после некоторого периода немоты, то исподволь, постепенно усиливаясь. Последнее происходит чаще всего в результате истощающих нервную систему болезней.

При благоприятных условиях жизни и развития организма ребенка оно может постепенно исчезнуть. Но если окружающие в присутствии ребенка начинают усиленно обращать внимание на порок речи, много говорить об этом, охать. Если у малыша возникает боязнь оказаться смешным при разговоре с другими, если нервная система при этом ослаблена, то заикание, наоборот, усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей, падающих на мозг ребенка.

Заикание возникает в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, вовремя которого запинки отмечаются у большинства детей. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова. Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже.

Благоприятную почву для возникновения заикания представляет болезненное состояние нервной системы ребенка, обусловленное рядом обстоятельств: неблагоприятные условия беременности, тяжелые роды, детские болезни, особенно коклюш, тяжелые условия жизни в семье и т.п. В результате дети часто оказываются капризными, непоседливыми, раздражительными, с тревожным сном. Это предрасполагающие причины заикания, которые не всегда обязательно вызывают заикание. Испуг, внезапное изменение обстановки, страх, даже во сне, боязнь темноты, одиночество, ожидаемо наказания и т.п.

Возможно заикание детей и вследствие медленного развития речи и: плохого произношения некоторых звуков. В этом случае какая-то недостаточность в речедвигательной системах мозга вызывает заикание.

Заикание у детей, особенно у нервных, в старшем возрасте может произойти из-за болезненного самовнушения, нередко "при помощи" окружающих и вследствие неудач в речи (искажение звука, трудности выразить свою мысль словами и т.д.). Случайные остановки, запинки вызывают у таких детей уверенность, что это и в будущем повторится.

У некоторых дошкольников подобное происходит от чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая быстрой речи окружающих стремясь, в силу своей повышенной возбудимости, быстро высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках и начинает заикаться.

Некоторые дети не выдерживают непосильной для них речевой нагрузи Для них вредна излишняя стимуляция и принуждение много рассказывать и декламировать по всякому поводу различным лицам, слушать часто чтение слух.

Физические травмы (ушибы головы, падение с высоты) нередко также вызывают нарушение мозговой функции даже у детей с крепкими нервами.

Нередко заикание вызывается инфекционными заболеваниям истощающими ребенка, раздражающими нервную систему.

Встречаются случаи заикания по подражанию: нервные, психически неустойчивые дети, слушая речь заикающихся или передразнивая их, невольно в силу рефлекса подражания, сами начинают заикаться. Бывает, что левши, когда их насильно переучивают владеть правой рукой, начинают заикаться.

В большинстве случаев заикание можно рассматривать как невроз речи т. е. нарушение, срыв нормальной деятельности в результате чрезмерных раздражителей нервной системы. Заикание иногда появляется в результате одновременного действия раздражителей противоположного характера (возбуждения и торможения).

Не является ли заикание наследственным? По наследству может передаться лишь неполноценность нервной системы.

Итак, заикание тесно связано с состоянием нервной системы, со всей личностью ребенка и его взаимоотношениями с окружающими.

Поэтому, в качестве профилактики, нужно беречь от ушибов голову ребенка, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения. Поскольку устная речь развивается по подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с заиканием, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.

Чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2 — 3 г. учить правильно произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом может привести к заиканию. 

Если ребенок заикается. Советы родителям.

Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более 2 месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше - закрепившимся.

При остро возникшем заикании первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз. При инициальном заикании специальные занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, дети подражают речи окружающих взрослых.

Постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности. Употребляйте простые слова.

 Приучите ребенка к настольным играм. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук

  •  Полезно петь, двигаться под музыку.
  •  Поощряйте игры с водой, песком. Они укрепляют нервную систему.
  •  Рисовать лучше всего гуашью большими кистями на больших листах бумаги.
  •  До 6-ти лет не посещайте зрелищные мероприятия.
  •  Пройдите обследование у врача-психиатра. Он назначит медикаментозное лечение. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача-психиатра достаточно долго после того, как речь нормализуется. Это способствует предупреждению обострений, которые могут возникнуть в кризисные периоды (7-9-11-13 лет).
  •  С 3-х лет можно начать заниматься с логопедом.
  • Помните, что для заикания характерна волнообразность. В моменты ухудшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание. В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.
  •  Не готовьте ребенка к предстоящим событиям. Ожидание (даже приятное) создает напряжение. Жизнь должна быть рутинной: все идет своим чередом, нет никаких оснований для волнений.
  •  Многие дети разговаривают без запинок с игрушками, животными или, надев маску. Поощряйте это.
  •  Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Всхлипывание само по себе часто приводит к повторению слов, слогов и у незаикающихся людей. Сначала надо любым способом успокоить ребенка, отвлечь, приласкать.
  •  Не делайте замечаний, если ребенок употребил какое-то лишнее слово («а», «ну» и т. д.). Это позволяет лучше сосредоточиться, подготовить артикуляцию. Таким образом, ребенок помогает себе справиться с запинками.
  •  Подумайте, как организовать жизнь ребенка, чтобы его не надо было подгонять.
  • Дневной сон полезен вне всяких сомнений. Если ребенок категорически отказывается спать днем, не стоит создавать из укладывания стрессовую ситуацию. Он может провести послеобеденное время, слушая знакомую сказку или кассету.
  •  Пусть вас не раздражает, если ребенок постоянно что-то крутит в руках. Это снимает напряжение, отвлекает от речевых трудностей.
  •  Не заставляйте ребенка здороваться и прощаться. Сначала надо снять напряжение, а потом обучать речевому этикету.
  •  Не просите ребенка читать вслух стихи перед посторонними, пока он сам этого не захочет.
  •  Некоторым детям помогает «жвачка», которая дает «законные» основания мямлить, а значит, собираться с мыслями и говорить без запинок.
  •  С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.

Литература:

1. Поварова И.А. Практикум для заикающихся (учимся говорить правильно и красиво). - СПБ.:"Союз", 2000.

2. Рау Е.Ф. и Синяк В.А. Логопедия.  - М.: "Просвещение", 1969.

3. Селиверстов В.И. Заикание у детей.  - М.: "Просвещение", 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Капризы, их причины, меры предупреждения и устранения

Иногда родители жалуются, что их маленькие дети ночью часто пробуждаются, неспокойно ведут себя, капризничают, раздражаются, плачут из-за каждого пустяка.Капризы детей, как правило, результат их нервн...

Предупреждение и устранение дисграфии у детей дошкольного возраста

Чтение и письмо является сложным, многоувровневым психофизиологическим процессом, который осуществляется деятельностью различных анализаторов (зрительного, речедвигательного и речеслухового) и различн...

Консультация для педагогов " Предупреждение и устранение речевых запинок"

В  статье рассматриваются вопросы речевго развития дошкольников с нарушениями речи....

Консультация для педагогов и родителей «Дисграфия: предупреждение или устранение?»

Консультация для педагогов и родителей о этиологии, речевой симптоматике, формах дисграфии, предупреждении и устранении предпосылок дисграфии....

Капризы, их причины, меры предупреждения и устранения

Капризы детей, как правило, результат их нервного переживания, нервности. Нервность может проявляться и у ребенка раннего возраста.Большое внимание родителей к ребенку, забота о нем, выполнение совето...