Конспект НОД "Звуки Л-Л*"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №72 г.Томск
Конспект НОД
Тема: «Звуки Л - Л*»
(речевое развитие)
Подготовили :Учитель-логопед Прокопьева Т.В.
Тема: Звуки[ л], [л].
Цель: Упражнять детей в проведении звуко-слогового анализа слов при стечении согласных. Дифференцировать мягкий и твёрдый звук на слух. Совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность на уровне слова и предложения. Учиться преобразовывать слова. Развивать мелкую мускулатуру рук.
Материалы: Демонстрационные картинки с изображением предметов, включающих звуки [л], [л]. Линейки и фишки для анализа слов.
Ход:
1. Организационный момент.
* Развитие мелкой моторики.
Коврики Кузнецова.
Игра «Запомни и назови».
Части тела птиц.
Клюв; клюв-голова; клюв-голова-ноги; клюв-голова-ноги-крылья; клюв-голова-ноги-крылья-грудка…
Каждый следующий ребёнок называет слова, названные ранее другими детьми и добавляет новое.
Игра заканчивается, дети убирают коврики, растирают ладошки мячиками.
* Пальчиковая игра «Птица и птенчики»
-На дереве было гнездо с птенцами
(левая рука: пальчики щепоткой в правой руке шевелятся)
-Птенцы были голодные, громко просили есть
(пальчики шевелятся, дети «пи-пи»)
-Прилетела мама-птица
(дети машут скрестно поставленными ладошками)
-Мама дала птенцам по две букашки
(дети прижимают пальцы, как бы пощипывают ими)
-Птенцы наелись и мама стала чистить им клювики
(поочерёдно массажируется каждый пальчик при помощи колечка «су-джока»)
2.
*Логопед выставляет на доску картинки, включающие в названия звуки [л], [л].. Доска разделена на две части: с одной
стороны кубик-туда мы будем ставить картинки с твёрдым звуком [л]; а с другой прикреплён мягкий пушок-с этой стороны дети выставляют картинки с мягким [л].
Логопед показывает картинку с изображением лестницы. Вопрос логопеда: «Какой звук живёт в слове «лестница», твёрдый или мягкий?» Дети решают: «Мягкий.» «Значит мы ставим картинку справа, где пушок. Разбираем столько картинок, сколько детей находится на занятии.
*
Характеристика звука [л].
Звук согласный, твёрдый, звонкий. Губки слегка в улыбке, зубы сближены. Язык крепко упирается к верхним зубам. Горлышко работает.
Дети называют сами слова с этим звуком.
*
Характеристика звука [л].
Звук согласный, звонкий, мягкий. Губы слегка в улыбке, зубы сближены. Язык упирается в нёбо подальше, чем тогда, когда произносится твёрдый [л]. Горлышко работает.
Дети вспоминают слова с мягким звуком.
*
Дидактическое упражнение «Ответь на вопросы».
-Ваня шёл впереди Пети. Кто шёл последним?
-Лес позади дома. Что впереди?
-Автобус идёт впереди грузовика. Что позади?
-Кошка больше собаки. Кто меньше?
-Мальчик выше девочки. Кто ниже?
-Дедушка старше бабушки. Кто моложе?
*
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [л].
Л, г, з, л, к, т, л, л, м, н…
В слогах: па, ла, лу, ны, са…
В словах: нос, ложка, полка, мышь, волк.
*
Убери из слов звук [л].
Клок-кок, плот-пот, слон-сон, слова-сова, глаз-газ, клуб-куб.
*
Разделить слова на слоги, поменять первый и второй слог местами. Какое слово получилось.
Жи-лы, ма-ма, ска-ла.
*Замени первый звук в словах на [л].
Мёд, вес, тюк, пень, печь, песок.
*
Физминутка «Ласточки»
Мы ласточки-касаточки
На веточках сидели,
Дунул ветер- полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова побежал
Ласточек он испугал-
Ну они и полетели
Закружились и запели.
*
Выучить скороговорки:
-Белый снег, белый мел
Белый заяц тоже бел,
Ну а белка не бела
Белой даже не была.
-Маланья-болтунья молоко болтала
Болтала, да не выболтала.
*
Анализ слов. Дети выкладывают слово(у каждого своя картинка) из фишек. Красный –гласный звук, синий-твёрдый согласный, мягкий-зелёный.
*
Составление предложений из 3-4 слов. Анализ.
Белка прыгает по деревьям.
3. Итог.
О чём шёл разговор на занятии.
Используемая литература:
- Т.Ю. Бардышева «Логопедические занятия в детском саду»москва издательство «Скрипторий 2003» 2010.
- Л.Ю.Бондарева «Упражнения на каждый день: Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Ярославль академия развития., 2008.