Упражнения для игры и для развития родного языка
учебно-методический материал по логопедии по теме

Костыряченко Ольга Анатольевна

Комплекс развивающих упражнений для  проведения психокоррекционной работы с детьми правильного произношения, дикции и автоматизации звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для игры и

для развития родного языка

Правильное произношение, дикция и автоматизация звуков

Муха

Взрослый отчётливо проговаривает стихотворение и показывает движения, соответствующие стихотворным строкам, ребёнок повторяет:

Летит муха вокруг уха: ж-ж-ж…

Летят осы вокруг носа: с-с-с…

Летит комар вокруг головы: з-з-з…

Мы его – хлоп! – И к уху.

Он там: ш-ш-ш…

Отпустили.

Ветерок

Взрослый отчётливо проговаривает стихотворение и показывает движения, соответствующие стихотворным строкам, ребёнок повторяет:

Веет тёплый ветерок: ш-ш-ш…

Тучки пригнал: ч-ч-ч…

Дождик закапал: кап- кап- кап…

Лужа большая – вот такая!

Вышла уточка гулять: кря-кря-кря…

А за ней курочка: ко-ко-ко…

Кого курочка зовет: цып-цып-цып?…

Цыплята запищали: пи-пи-пи…

Запрыгали лягушки: ква-ква-ква…

Пришла коровушка: му-у-у…

Пришла лошадка: и-и-и-го-го…

Прибежала собачка: гав-гав-гав…

Все испугались и разбежались.

руки подняли;

собирающие движения;

пальцами потрясли;

показываем величину;

«переваливаемся»;

хлопаем крылышками;

крутим головами – ищем;

показываем цыплят;

прыгаем по-лягушачьи4

делаем рожки;

скачем;

сели по-собачьи;

бег.

Оса

Взрослый отчётливо проговаривает стихотворение и показывает движения, соответствующие стихотворным строкам, ребёнок повторяет:

Са-са-са – вот оса летит.

Сы-сы-сы – не боимся мы осы.

Су-су-су – вы не видели осу? И т.д.

Развитие фонетического слуха и слухового внимания

Где звук?

Поиск заданного звука в слове. Есть ли он вообще в данном слове? Для старших детей: определить, где звук находится: в начале, середине, конце слова. Поиск первого и последнего звука в предложенных словах. Определить, у кого в имени (фамилии) есть данный звук.

Самовар, собака, сумка

Поиск слов (предметов, изображений на каточках), начинающихся на одну букву (звук). Можно использовать специальный ящик с отделениями, где написаны буквы.

Похлопаем

На определенный звук хлопнуть в ладоши.

Вариант: узнать в перечисляемых цифрах (цветах и т.д.) определенную цифру. Можно заменить хлопки на прыжки или поднятие руки и т.п.

Сортировка по звукам

Сортировка слов по начальной, конечной и средней букве (звуку).

Работа проводится с предметами и картинками.

Можно использовать специальный ящик с отделениями, где написаны буквы.

Придумаем слово

Придумывание слов:

  • где есть определённый слог;
  • близких по звучанию (сон – сом)
  • близких не только по звучанию, но и по смыслу (птичка – синичка).

Запретные слова, цифры и движения

Взрослый сообщает ребенку. Что он не должен реагировать на определенное слово, цифру или команду, и затем дает запретное слово.

Развитие речевого дыхания

Использовать традиционные гимнастические упражнения и игры из методической литературы («пузырь», «дровосек», «насос», Одуванчик» и т.д.).

Активизация усвоенной лексики

Что бывает круглое?

Варианты: что бывает квадратное (синее, железное и т.д.).

Называем по 2-3 предмета, один из которых ниже, а другой – выше, холодный – горячий.

Какой может быть стол? (круглый, квадратный, кухонный, письменный).

Что за чем?

Перечислить из каких слов состоит какое-либо действие. Например, «шить» или «варить».

Кто это делает?

Назвать, что или кто может: летать, свистеть, бежать, плавать и т.п.

Кому это нужно?

Кому что нужно: самолет – летчику, швейная машинка – портнихе и т.п.

И обратный вопрос: что нужно для работы учителю, моряку, врачу, повару и т.п.

Кто сделал эти предметы: костюм, пирог, дом и т.п.

Усложненный вариант: назвать части целого (предмета), например, у дерева есть корни, стол, ветки, листья. А что есть у машины?

Кто что делает?

Кто что делает? (повар – жарит, варит, парит, строитель - …….).

Что мы делаем с посудой, одеждой, полом?

Когда это бывает?

Когда это бывает: на лыжах катаемся, в речке купаемся?

Что бывает (что делаем) летом, зимой?

Краски

Материал: цветные таблички. Раздать детям.

Задание: дети, получившие красную табличку, ассоциируют себя с красными предметами (Я – мак, Я – огонь) и т.д. с разными цветами.

Загадки

Место, где продают лекарства? (аптека).

Часть суток от конца дня до начала ночи? (вечер).

Сильная метель, снежная буря? (вьюга).

Важно, чтобы ребёнок аргументировал свой ответ. Позднее можно предложить детям самим придумывать загадки.

Кто это?

Ходит, жует, мычит………..  

Летает, клюет, прыгает……….  

Ползает, шипит, жалит…….

Что где находится?

Сахар – в сахарнице.

Хлеб – в ………….(Далее: масло, книги, соль, игрушки, сухари…..)

Найди и исправь ошибку

У птицы крылья больше, а у бабочки – цветные.

Лист клёна резной, а лист рябины зеленый.

Кто кем будет?

Яйцо – цыпленком.  Зёрнышко - ……….  Гусеница - …………

Семьи

Перечислить членов «семей» зверей и птиц (лев, львица, львята; ворон, ворониха, воронята).

Многозначные слова

Взрослый предлагает ребёнку сказать, что такое «ручка». (Бывает у человека, двери, у чашки и т.д.). Возможны наводящие вопросы.

Синонимы

- Я скажу слово «высоко», а ты ответишь «низко», «далеко - …», «узкий - широкий», «день – ночь», «над – под».

Обобщение и классификация

Взрослый говорит: «мебель», ребенок называет Какой-нибудь предмет мебели. И наоборот.

  • Игра «Я знаю пять…» Взрослый называет по пять предметов из каких-либо родовых категорий. (профессии, мебель, одежды, продуктов…). Например, «Я знаю пять фруктов: это – банан, яблоко…..». А ты?
  • Игры «Третий лишний», «Четвертый лишний». Игры могут проводиться как на слух, так и с использованием предметов. Главное, чтобы ребёнок обосновал свой ответ, употребив родовое понятие.
  • Что изменилось? Ребёнок отвечает по образцу на вопросы типа: была длинная лента, а стала короткая, что изменилось?
  • Учитель предлагает назвать одним словом стол, стул; чашку, вазу и т.п. Затем обсудить, чем эти предметы отличаются. Дети раскладывают в произвольном порядке несколько наборов карточек, затем делятся на  группы, каждая группа собирает свою категорию за время, учитель присоединяется к слабой группе. Контроль и обсуждение.
  • Игра «Я по лесу шла».  Игра для расширения и активизации словаря, для развития навыков общения и классификации. Группы по 2-3 человека. Каждая группа получает задание, например, собрать только ягоды, только грибы, или только овощи и т.п.
  • Игра «Кто, где живёт».  Эта игра связана также с космическим воспитанием. На большой карте дети раскладывают картинки с изображениями животных по климатическим поясам или континентам.

Формирование разговорной речи

Беседа

Этот вид работы может быть включён как в раздел развития родного языка, так и в раздел космического воспитания. Может быть итоговым занятием в рамках какого-либо проекта, связанного с текущими событиями, такими как смена времён года, праздники, или иногда возникать спонтанно.

Примеры:

Беседа на тему: «Условия и развитие жизни на Земле»

Цель: формирование разговорной речи; космическое воспитание.

Материал: круглый поднос, некоторое количество земли в специальном мешочке, разноцветные платки – жёлтый, синий и прозрачный, фигурки или карточки с изображением растений и животных.

Учитель и дети сидят на линии на стульчиках или на полу. Учитель предлагает детям по очереди пощупать землю в завязанном мешочке, поделиться своими ощущениями, отгадать, что там может быть. Учитель всыпает землю на стоящий в центре поднос. Вопрос: может ли что-нибудь вырасти на этой земле? Почему не может? Что нужно для того, чтобы выросло? Дети отвечают: «вода». Учитель достаёт синий платок и кладёт его с одного края подноса; «солнце» - кладётся желтый платок; «воздух» - прозрачный платок. Вопросы далее анолагичные. Можно более подробно остановиться на некоторых категориях животных. Возраст: 5-6 лет.

Беседа на тему: «Календарь»

Цель: активизация словаря, систематизация знаний.

Материал: большой настенный календарь со специальными кармашками, в которые вкладывается информация о текущем числе, дне недели, месяце, времени года, погоде, праздниках и днях рождениях; листки бумаги, карандаши или заранее подготовленные карточки.

Если беседа проводиться впервые, то она планируется на конец декабря. В этом случае учитель демонстрирует разные виды календаре.

Взрослый с помощью прямых или наводящих вопросов предлагает детям высказаться по поводу текущей даты, вчерашнего и завтрашнего чисел, названий вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дней недели; наступившего и последующего месяцев, вспоминает прошедшие даты и т.п. Ответивший верно ребёнок заполнят календарь. Возраст: 3,5-6 лет.

Формирование грамматического строя речи.

Морфология

Сколько слов?

Цель: дать понятие о слове.

Материал: 5-6 предметов (кукла, карандаш, куб, мяч и т.д.).

Взрослый объясняет, что эти все предметы имеют свои названия, и просит ребёнка назвать их. Ещё раз повторяет эти названия с опорой на предметы.

Взрослый: «Теперь называть предметы буду я. Послушайте сколько я скажу слов. Дом, цветок». Спрашивает, какое первое, второе. Предлагает детям самим придумать слова, главное, чтобы они не соединялись союзом «и». Возраст: около 3 лет.

Кому что нужно?

Склонение существительных единственного числа.

Упражнение проводиться с предметами и без них. Предлагается несколько разновидных существительных и отрабатывается как4ой-либо падеж. Дети поочередно или в произвольном порядке отвечают на вопросы по образцу:

- Чего не стало? (ведра, пирамидки, мячика);

- Кому что нужно? (самолет – летчику, юбка - девочке);

- О чем ты мечтаешь? (о мяче, о книге, о лете).

На витрине апельсины

Окончание существительных множественного числа в родительном падеже.

  • Упражнение с картинками «Чего не стало» (чулок, носков, блюдец, апельсинов).
  • Упражнение с картинками «Закончи предложение». Пример: «Стоит много…(Кресел). На вешалке много…(полотенец)».
  • Работа по образцу: «На витрине – апельсины, мне не нужно апельсинов».

У лисы – лисята, а у львицы – львята

Детеныши животных во множественном числе.

  • Работа с картинками. Дети получают картинки, на каждой из которых изображено несколько детенышей животных, и по очереди называют их.
  • Работа с мячом. Получивший мяч отвечает по данному образцу на вопрос типа: у лисы – лисята, а у львицы?

На витрине апельсины

Род существительных.

Род существительного определяется по согласованному с ним прилагательному, числительному «один» или притяжательному местоимению.

  • Работа с картинками или предметами. Взрослый с детьми раскладывает предметы или картинки по родам. Например, один карандаш – одна книга – одно яблоко; Красный помидор – черная шапка – голубое ведро. Словосочетания произносятся вслух.
  • Упражнение «Назови какой». Работа с картинками, предметами и на слух. Взрослый: «Как сказать о снеге, какой он?» (белый, грязный). «Как сказать о дереве, какое оно?» (цветущее, пожелтевшее).
  • Подбор существительного к прилагательному. Вариант для старших детей. Взрослый: «Красный бант, красный карандаш…О чем еще можно сказать – красный?». Окончание прилагательного подчеркивается интонацией.
  • Вопросы – загадки. Выделяя интонацией окончание прилагательных, спрашивайте: «Голубое, кружевное, нарядное – что это, платье или кофта?».

Ещё вкуснее

Сравнительные степени прилагательных.

Детям предлагается закончить предложения: «Лента длинная, а скакалка еще длиннее. Печенье сладкое, а мед еще…и т.п.».

Затем возможна работа только с прилагательными.

Что делать этому фанту?

Глагольные формы.

  • Кто что делает?

Взрослый подзывает одного ребёнка и шепотом просит его начать, например, рисовать. Другому дает другое задание. Остальных детей спрашивает: «Что делает Саша?» Дети: рисует, сидит, играет, думает.

Взрослый: «какое слово было первым, вторым? Ко всем этим словам можно задать вопрос: что делает? Эти слова обозначают действия. Теперь я буду называть действия, а вы ставьте к ним вопросы». Взрослый употребляет глаголы в разных лицах, временах, числах. Возраст: около 4,5.

  • Взрослый, используя картинки или на слух, предлагает детям окончить предложения на одну из трудных глагольных форм. Например: «Эта девочка хочет петь, и все остальные тоже… хотят. Эти спортсмены бегут, и этот тоже… что делает?».

Пойди и принеси

Повелительное наклонение глагола.

Одного ребенка взрослый или дети просят сделать что-либо, употребляя повелительное наклонение. Взрослый просит прокомментировать его действия глаголами разного вида и времени. Можно обратить внимание детей на переходные и непереходные глаголы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.

Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком....

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...

Памятка для родителей РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...

Памятка для родителей Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком.

Памятка для родителей Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком. Словарь и словообразование.К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сф...