Картотека народных подвижных игр.
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) по теме

Лазарева Татьяна Германовна

Самые любимые игры для детей – те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность.

Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки, в которых дети принимают различные позы и не двигаются какие- то мгновения.

А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_narodnykh_podvizhnykh_igr.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Народные подвижные игры

«Тай, тай, налетай в интересную игру!

Всех принимаем, никого не обижаем!»

Самые любимые игры для детей – те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность.

Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки, в которых дети принимают различные позы и не двигаются какие- то мгновения.

А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений.

Дударь” - (старый игрок на дудке)

1 вариант

Дети свободно идут к “дударю” и дразнят его:

- Дударь, дударь, дударище.

Старый, старый, старичище.

Ну его в колоду, ну его в сырую,

Ну его в гнилую! – дударь догоняет обидчиков

2 вариант

Дети идут хороводом вокруг “дударя” и дразнят его (1 вариант).

В конце говорят:

“Дударь, дударь, что болит?”

Дударь отвечает (нога, нос, рука у соседа, нога у соседа).

Все поднимают ногу или то, что названо и продолжают игру.

Когда дударь скажет:- “Всё болит!” он догоняет детей, пойманный становится “дударем”.

Игра Новгородской области

“Рыбаки и рыбы”

Считалкой выбираются двое “рыбаков” остальные ”рыбы”. Водится хоровод.

В воде рыбки живут,

Нет клюва, а клюют.

Есть крылья, не летают,

Ног нет, а гуляют,

Гнёзда не заводят,

А детей выводят.

По окончанию текста “рыбы” разбегаются в разные стороны. “Рыбаки” берутся за руки и ловят “рыб”. Пойманные “рыбы”, (а ими считаются те, которых “рыбаки” берут руками в захват) составляют с рыбаками “невод”. Они присоединяются к “рыбакам” и ловят оставшихся “рыб”.

Игра Калужской области

“Коршун и воробьи”

Считалкой выбираем “коршуна”. “Коршун” присев “роет ямочку”. “Воробьи” стайкой идут к “коршуну”, делая один шаг на каждую фразу, приговаривая

(“коршун” отвечает):

- Что ты там делаешь?

- Ямочку капаю!

- Зачем тебе ямочку?

- Копеечку ищу!

- Зачем тебе копеечка?

- Иголочку куплю!

- Зачем тебе иголочка?

- Мешочек сошью!

- Зачем тебе мешочек?

- Камушки сложу!

- Зачем тебе камушки?

- В воробушков кидать!

“Коршун” ловит ”воробьёв”. Пойманный становится “коршуном”.

“Летели кукушки”

Летели кукушки

Через три избушки.

Так суетились,

Так торопились,

Головками вертели,

Крыльями махали-

А куда летели,

Так и не сказали!

С началом текста 2-3 детей (кукушки) скачут поскоком врассыпную. С концом текста останавливаются. Ведущий спрашивает у кукушек, куда они торопились, кукушки придумывают ответ: (летим в другой лес, ищем детей)… Диалог продолжается вопросами: - А когда вы вернетесь? Почему улетаете так далеко?

Создаются условия для импровизированного диалога.

“Тетёра”

Выбираются воротики-2 ребёнка и ведущий - тетёра. “Тетёра” ведёт детей цепочкой под воротиками.

Все поют:

Тетёра шла, моховая шла.

Шла по каменью, по залавинью.

Сама прошла, всех детей провела,

Сама лучшего детёночка оставила!

“Воротики” ловят ребёнка, который встаёт сзади “воротиков”, игра продолжается. Пойманным детям “тетёра” задаёт задания, дети помогают (рассказать стихотворение, потешку, прокукарекать, попрыгать на одной ножке) и т.д.

Игра Новгородской области

“Король и молодцы”

Выбирают “короля”, сажают на “трон”.

- Здесь сиди на нас гляди,

- Только  не подслушивай!

“Молодцы” договариваются, что будут показывать “королю”,  идут к нему.

1 вариант

- Здравствуй, дедушка король!

-Здравствуйте,  молодцы!

Что делать умеете?

- А вот что!

( Дети имитируют трудовые движения), король угадывает: - Лесорубы мне нужны! (…). Если “король” угадал -  догоняет. Кого догнал – тот « король». Если не угадал, его дразнят: - Ты не догадался без работников остался!

2 вариант

- Здравствуй, дедушка король!

Вот и мы пришли!

- Где вы были, что делали?

-  Где мы были, мы не скажем,

А что делали, покажем.

Дети показывают действием.

“Слепой козёл”

Один - “слепой козел”, ему завязывают глаза, стоит чуть в стороне и стучит, дети спрашивают:

- Кто здесь?

- Слепой козел!

Дети: - Слепой козёл!

Не ходи к нам ногой,

А поди-ка в кут,

(где холсты ткут), там блины пекут

И тебе блин дадут.

“Козел” опять стучит

- Кто здесь?

- Афанас!

Все:- Афанас, не бей нас!

Ты лови скорее нас!

Дети убегают от «козла»,  а он ловит. Пойманный и узнанный становиться “козлом”.

“Кот и мышь”

Дети стоят в кругу. В середине круга двое детей: “мышка” с колокольчиком руке, “кошка” с завязанными глазами.

Все говорят:

Колокольцы - бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Дин-дин—дин-дон,

Отгадай, откуда звон?

“Кошка” должна по звуку колокольчика поймать “мышку”.

“Дядя Трифон”

Дети стоят в хороводе, ведущий - дядя Трифон - внутри хоровода: (все идут в хороводе, говорят)

- Как у дяди Трифона

Было семеро детей,

Было семеро детей,

Было семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели!

Ведущий - Дядя Трифон: “Разом делали вот так!”

Дядя Трифон показывает фигуру, которую должны все успеть повторить. Кто не успел становиться ведущим.

Игра распространена во многих областях.

Кто быстрее?”

(Игра на Масленицу)

Дети соревнуются в ловкости. Все играющие стоят в кругу. Ведущий (Масленица) с платком на плече идёт по кругу и поёт:

А я масленица.

Я не падчерица.

Я с платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

На плече платок лежит,

Кто быстрее добежит?

После последнего слова, ведущий взмахивает платком между двумя детьми, которые после этого разбегаются в разные стороны снаружи круга. Кто первым вернётся на свое место и схватит платок, тот становится “Масленицей”.

Заключение

Народные подвижные игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Мой девиз: «Ни дня без игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека народных подвижных игр

описание народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Подборка народных подвижных игр для детей дошкольного возраста...

Картотека народных подвижных игр

Материал предназначен в помощь воспитателю детского сада при проведении  подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Народные подвижные игры – это, как правило, игры, которые передаются из поколения в поколение. Для дошкольников они просты и интересны, и без всяких на то усилий ребенок знакомится с обычаями, особенн...

картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...