Игры для обучения детей чтению
консультация (логопедия) по теме

Ярцева Юлия Владимировна

Небольшая подборка игр и упражнений для подготовки детей к обучению чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_obucheniya_chteniyu.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

        Надо ли, готовя детей к школе, учить их читать, писать и считать? Родители все чаще убеждаются, что эти умения облегчат ребенку начало школьной жизни. Но как же сделать так, чтобы обучение чтению не превратилось в нудную обязанность? Самое важное, на мой взгляд, — создать обстановку непринужденности, когда желание чему-либо научиться возникает как бы само собой.

        Предлагаемая подборка игр использовалась мною в процессе многолетней работы в детском саду, прошла испытание временем и может помочь воспитателям и родителям, желающим, чтобы обучение детей грамоте прошло весело и интересно, не «из-под палки». В свое время в такие игры со мной играли мои родители.

 

ЗВУКОВОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

        Ребенку надо объяснить, что в мире существует много разных звуков, но самые  важные для общения — это звуки речи. Таким образом, ребенок понимает, что наша речь состоит из слов, которые, в свою очередь, состоят из звуков речи. Взрослый может играть с ребенком, выделяя в словах определенные звуки. Есть такая закономерность: чем лучше ребенок осознает звучащую речь, ее построение, тем легче он овладевает осознанным беглым чтением и грамотным письмом. Ведь по существу чтение и письмо — это действия со звуками слова, которые материализуются с помощью букв. Именно поэтому рекомендуемся перед знакомством с буквами дать ребенку представление о звуковой стороне языка.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

        

Взрослый задает вопросы ребенку, например:

—        Как мама укачивает младенца? (A-a-a!)

—        Как гудит поезд? (У-у-у!)

—        Как мы греем ручки? (Х-х-х|)

—        Как жук жужжит? (Ж-ж-ж!)

—        Как дуст ветерок? (Ш-ш-ш!)

—        Как пищит комарик? (З-з-з!)

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ

         

Эта игра развивает слуховое внимание и быстроту мышления. Ребенку дается  такая   инструкция; «Я буду называть слова, а ты внимательно слушай.  Если  в слове услышишь звук [3], то один раз хлопни в ладоши: ЗЗЗабор, дом, роЗЗЗы, стол, ЗЗЗамок, школа, ЗЗЗоопарк и т.д.».

 

СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ

        

Игра на развитие фонематического слуха, быстроты мышления. Взрослый говорит: «Придумай слово, начинающееся со звука [Ш]», и бросает мяч ребенку. Тот ловит мяч, называет слово, например «шарф», и бросает мяч обратно. Потом взрослый называет другой звук, например [М], — «машина» и т.д.

МАГАЗИН

        

Взрослый понарошку отправляет ребенка и магазин за продуктами и просит купить только те продукты, в названиях которых встречается какой-то определенный звук, например [Р]. Ребенок может «купить» каРтошку. огуРцы, помидоРРРы, тоРРРт, РРРыбу, моРРРоженое, саРРРдельки и т.д. А со звуком [С] — мяСССо, колбаСССу, СССметану, СССахар, СССоль, CCCoyCСС, СССухарики и т.д.

МЯЧИК-СМЯГЧИТЕЛЬ

        Эта игра развивает у ребенка фонематический слух, речь и внимание.

1.        Ведущий бросает мяч, произносит слово с твердым согласным звуком в начале, а ребенок, поймавший мяч, произносит то же слово, но заменив 1-й твердый согласный звук на парный мягкий. Например: рад — ряд, мал — мил, лук — люк, нос — нес, воз — вез, ров — рев, мыл — мил, вол — вел и т.п.

2.        Таким же образом можно заменять последний согласный твердый звук на мягкий парный.  Например: угол — уголь, брат — брать, ел — ель, топ - топь, мел - мель, хор — хорь, стал — сталь, пыл — пыль, жар — жарь, был — быль, вес — весь, лез — лезь, обут — обуть и т.п.

ЦЕПОЧКИ СЛОВ

I        вариант

Игра проводится устно. По очереди называются слова. Каждое следующее слово должно начинаться с последнего звука (не буквы!) предыдущего слова, например: ДОМ — МОСТ - ТРОН - НОВОСТЬ - ТЕЛЕФОН - НОЧЬ - ЧАШКА - АПРЕЛЬ-ЛИСА  и т.д.

II        вариант:

Можно сделать карточки с нарисованными на них предметами и разложить их |в таком порядке, чтобы название предмета на карточке начиналось с того же звука, которым закончилось слово, изображенное ни предыдущей карточке. Например: ЛИСТ— ТЕЛЕВИЗОР - РОБОТ - ТАПКИ - ИНДЮК - КАРАСЬ - СИНИЦА -АПЕЛЬСИН.

БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

        

Умение ребенка узнавать графический образ буквы — одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Вы можете сделать обучение ненавязчивым и интересным, учить с ребенком буквы на прогулке, в дороге, в гостях.

Малыш должен понять, что буквы — это такие специальные значки, символы, с помощью которых записываются звуки речи.

Ребенка знакомят с буквами с помощью картинной азбуки, выкладывая изображения букв из спичек, счетных палочек, камешков, шнурка, веревки, рисуя буквы на песке, па подносе с рассыпанной на ней сухой крупой, на снегу, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы на афишах города, вывесках магазинов. Букву можно «писать» в воздухе. Можно пальчиком написать  букву па спинке ребенка, а он пусть попробует отгадать. Потом поменяйтесь ролями. Попробуйте вылепить букву из пластилина или теста. Взрослый может написать контур буквы и попросить ребенка разукрасить или заштриховать ее. Очень полезно, чтобы в процессе запоминании букв активно участвовали  зрение, слух и мускулатура пальцев рук.

НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА?

Можно придумать, на что похожа буква, и попытаться изобразить, «оживить» ее.

ПАЗЛЫ.

Взрослый пишет большую букву и разрезает се на дне, три или больше частей, а ребенок собирает части и целое и называет букву.

БУКВЕННЫЙ КОНСТРУКТОР.

Из плотного цветного картона вырезаются и элементы букв: большие и маленькие дуги, а ташке большие и маленькие полоски. Предложите ребенку составить из таких деталей какую-нибудь букву.

ЗВУКОВОЕ ЛОТО

        Взрослый раздает детям карточки с изображением разных предметов, растений или животных. Потом показывает знакомую детям букву и спрашивает, у кого есть слово на эту букву. Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.

ДОРИСУЙ БУКВУ

        

Взрослый рисует элементы печатных букв, а ребенок должен дорисовать недостающие, чтобы получилась та или иная буква.

Безусловно, полезным дли запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков; моделирование буквы из пластилина или проволоки; обводка, штриховка пли раскрашивание буки. Из всего этого набора упражнений, связанных с развитием мелкой моторики, наверняка найдется какое-нибудь, которое станет увлекательным для вашего ребенка.

СЛОВА-МАТРЕШКИ

        

В русском языке есть слона, похожие на матрешку. Прочитаешь одно слово, а приглядишься повнимательнее — и увидишь, что внутри спрятаны другие слона, покороче. Например: ЯБЕДА (беда, еда), ПОБЕДА (обед, беда, еда), РЫБАК (рыба, бак), ЧЕРЕМУХА (муха, уха), ТАПОЧКИ (почки, очки) и т.д.

РЕБУСЫ

        

В печатных изданиях встречается очень много различных ребусов, Некоторые ребусы мы составляем вместе с детьми. Можно зашифровать в ребусе имена детей.

Пример ребусов:

 

ПРОЧИТАЙ ПО ПЕРВЫМ ЗВУКАМ СЛОВ

         

Шуба

Лиса

ПРОЧИТАЙ ПО ПОСЛЕДНИМ ЗВУКАМ СЛОВ

 

 

 Слон

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

        Когда-то была такая интересная телепередача, в которой одно из заданий для участников было таким: букв данного слова надо составить как можно больше новых слов. Например, из слова АБРИКОСЫ: ас, рис, ор, сыр, бык, бак, сор, сок, коса, кобра, брак и т.д..

Варианты  слов для игры: ГАСТРОНОМ, ПРОСТОКВАША, АПЕЛЬСИН, ЛЕКАРСТВО, КОМАНДИРОВКА и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для обучения раннему чтению. Игры со слогами

Игры для обучения раннему чтению. Игры со слогами...

Презентация Игры для обучения раннему чтению. Игры со слогами.

Презентация Игры для обучения  раннему чтению.Игры со слогами....

"Игры и задания для обучения детей чтению"

Чтение — это общение читающего с письменным текстом.В домашней обстановке вполне возможно научить ребенка читать так же, как научить ходить или говорить....

Дидактические игры для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению.

Материал будет полезен воспитателям выпускных групп,а также родителям,которые могут применять данные игры и в домашних условиях....

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ.

Чтение — это общение читающего с письменным текстом.В домашней обстановке вполне возможно научить ребенка читать так же, как научить ходить или говорить....

Игры для обучения раннему чтению. Чтение по слогам.

Игры для обучения раннему чтению. Чтение по слогам....

методическая разработка "Игры для обучения детей чтению"

Обучение чтению – Комплекс игр и заданий по развитию навыков чтения...