Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"
консультация (подготовительная группа)

Шабанова Ирина Олеговна

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_detey.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР

РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №41 « РАДУГА»

Консультация для родителей

« Артикуляционная гимнастика для детей»

                                                                                                              Провела:

                                                                                                      учитель – логопед Шабанова И.О.

г. Видное

2013г.

Артикуляционная гимнастика для детей.

       Ребёнок говорит неправильно, а почему? Когда мы говорим, наш язык во рту в постоянном движении. Но эти движения не хаотичны, а строго чёткого порядка, при котором язык при произнесении звука занимает только определённое положение этого звука. Малейшее отклонение языка от правильного положения, и  звучание становится нечистым, невнятным.

       В силу чрезмерной подвижности языка или наоборот его вялости, движе-ния  языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребёнок совершает множество замен одних звуков на  другие. Ребёнок растёт, крепче становятся его мышцы. Язык растёт, становится эластичней, гибче и при помощи слуха находит правильное положение. Меньше возникает ошибок при звукопро-изношении, совершенствуются двигательные навыки языка, переходя в авто-матизм, и ребёнок говорит чисто. А там, где подвижность языка осталась вялой или напряжённой, языком закрепляются неверные положения. Поэто-

му для развития правильного звукопроизношения необходима артикуляци-онная гимнастика.

      Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для разви-тия подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.

      Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов,  где язык нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целена –правленых движений.

     При произнесении определённого звука язык занимает только определен-ное положение. При малейшем отклонении языка от этого места  звук стано-вится нечистым.

      Для детей 2-4х лет артикуляционная гимнастика поможет языку обрести целенаправленную ловкость движений. В этом возрасте взрослый помогает малышу достичь правильного звукопроизношения.

       Для детей 5-6ти лет и далее артикуляционная гимнастика поможет пре-одолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

       В начальный период обучения артикуляционную гимнастику необходимо выполнять  только перед зеркалом. Ребёнок должен видеть то, что делает язык. Ведь мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в данный мо-мент (за верхними или нижними зубами). Это у нас происходит автоматически ( автоматизированный навык), а ребёнку необходимо через зрительное  восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если артикуляционные упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, при-знаваясь ему: « Смотри, и у меня не получается пока, давай попробуем вмес-те». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. У Вас всё  получится!

                     Артикуляционная гимнастика

                       (выполнять перед зеркалом).

  1. «Трубочка» - вытянуть губы вперёд, удерживать в этом положении 10-15 сек.
  2. «Заборчик» - губы растянуть в широкую улыбку ( все зубы видны, зубы вместе, сомкнуты), удерживать 10-15 сек.
  3. «Заборчик»- « Трубочка», чередовать упражнения. Повторить8-10 раз.
  4. «Лопатка» - рот открыт, высунуть вперёд  широкий язык и положить на нижнюю губу. Подержать на счёт 1, 2…10. Спрятать язык вглубь рта, рот не закрывать ( следить, чтобы язык не дрожал). Повторить 8-10 раз.
  5.   «Иголочка» - рот открыт ,высунуть вперёд узкий язык. Удерживать на счёт 1,2…10.Повторить 8-10раз.
  6. «Часики» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык, тянуть его в сторо-ны влево – вправо (« тик- так»). Повторить упражнение 8-10раз.
  7.  «Качели» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык, попеременно тя-нуть  вверх – вниз  то к носу ,то к подбородку( «кач – кач»). Повторить упражнение 8-10 раз.
  8. «Вкусное варенье» - широким языком облизать сверху – вниз верхнюю губу. Повторить 8-10 раз. Затем облизывать верхнюю губу, потом нижнюю губу ( круговые движения по часовой стрелке и наоборот).
  9.  «Маляры» - рот открыт, водить кончиком языка по  «потолочку» ( твёрдому нёбу) вперёд -  назад, затем в стороны, влево -  вправо. Пов-торить 8-10раз.
  10.  «Лошадка» -  рот открыт, щёлкать языком по твёрдому нёбу, « лошадка скачет».
  11.  Останавливать «лошадку» губами: тпррру…
  12. « Грибок» - рот открыт, «присасывать» широкий язык к твёрдому  нёбу и удерживать в этом положении. Нижнюю челюсть сильно оттянуть вниз.
  13. « Накажем непослушный язычок» - шлёпать широкий язык губами: бя-бя-бя…
  14. «Пожалеем, погладим язычок» - гладить губами широкий язычок, просовывая его между губами ( движения вперёд – назад).

            Каждое упражнение выполняется в медленном

               темпе, чётко и повторяется 10-15 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"

Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....

Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.

Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....

Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"

Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...