Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"
консультация (подготовительная группа)
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_detey.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №41 « РАДУГА»
Консультация для родителей
« Артикуляционная гимнастика для детей»
Провела:
учитель – логопед Шабанова И.О.
г. Видное
2013г.
Артикуляционная гимнастика для детей.
Ребёнок говорит неправильно, а почему? Когда мы говорим, наш язык во рту в постоянном движении. Но эти движения не хаотичны, а строго чёткого порядка, при котором язык при произнесении звука занимает только определённое положение этого звука. Малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание становится нечистым, невнятным.
В силу чрезмерной подвижности языка или наоборот его вялости, движе-ния языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребёнок совершает множество замен одних звуков на другие. Ребёнок растёт, крепче становятся его мышцы. Язык растёт, становится эластичней, гибче и при помощи слуха находит правильное положение. Меньше возникает ошибок при звукопро-изношении, совершенствуются двигательные навыки языка, переходя в авто-матизм, и ребёнок говорит чисто. А там, где подвижность языка осталась вялой или напряжённой, языком закрепляются неверные положения. Поэто-
му для развития правильного звукопроизношения необходима артикуляци-онная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для разви-тия подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.
Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целена –правленых движений.
При произнесении определённого звука язык занимает только определен-ное положение. При малейшем отклонении языка от этого места звук стано-вится нечистым.
Для детей 2-4х лет артикуляционная гимнастика поможет языку обрести целенаправленную ловкость движений. В этом возрасте взрослый помогает малышу достичь правильного звукопроизношения.
Для детей 5-6ти лет и далее артикуляционная гимнастика поможет пре-одолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
В начальный период обучения артикуляционную гимнастику необходимо выполнять только перед зеркалом. Ребёнок должен видеть то, что делает язык. Ведь мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в данный мо-мент (за верхними или нижними зубами). Это у нас происходит автоматически ( автоматизированный навык), а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если артикуляционные упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, при-знаваясь ему: « Смотри, и у меня не получается пока, давай попробуем вмес-те». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. У Вас всё получится!
Артикуляционная гимнастика
(выполнять перед зеркалом).
- «Трубочка» - вытянуть губы вперёд, удерживать в этом положении 10-15 сек.
- «Заборчик» - губы растянуть в широкую улыбку ( все зубы видны, зубы вместе, сомкнуты), удерживать 10-15 сек.
- «Заборчик»- « Трубочка», чередовать упражнения. Повторить8-10 раз.
- «Лопатка» - рот открыт, высунуть вперёд широкий язык и положить на нижнюю губу. Подержать на счёт 1, 2…10. Спрятать язык вглубь рта, рот не закрывать ( следить, чтобы язык не дрожал). Повторить 8-10 раз.
- «Иголочка» - рот открыт ,высунуть вперёд узкий язык. Удерживать на счёт 1,2…10.Повторить 8-10раз.
- «Часики» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык, тянуть его в сторо-ны влево – вправо (« тик- так»). Повторить упражнение 8-10раз.
- «Качели» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык, попеременно тя-нуть вверх – вниз то к носу ,то к подбородку( «кач – кач»). Повторить упражнение 8-10 раз.
- «Вкусное варенье» - широким языком облизать сверху – вниз верхнюю губу. Повторить 8-10 раз. Затем облизывать верхнюю губу, потом нижнюю губу ( круговые движения по часовой стрелке и наоборот).
- «Маляры» - рот открыт, водить кончиком языка по «потолочку» ( твёрдому нёбу) вперёд - назад, затем в стороны, влево - вправо. Пов-торить 8-10раз.
- «Лошадка» - рот открыт, щёлкать языком по твёрдому нёбу, « лошадка скачет».
- Останавливать «лошадку» губами: тпррру…
- « Грибок» - рот открыт, «присасывать» широкий язык к твёрдому нёбу и удерживать в этом положении. Нижнюю челюсть сильно оттянуть вниз.
- « Накажем непослушный язычок» - шлёпать широкий язык губами: бя-бя-бя…
- «Пожалеем, погладим язычок» - гладить губами широкий язычок, просовывая его между губами ( движения вперёд – назад).
Каждое упражнение выполняется в медленном
темпе, чётко и повторяется 10-15 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...
Консультация "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Консультация для родителей....
Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"
Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....
Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.
Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....
Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."
Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...
Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....
Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"
Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...