Значение биоэнергопластики в оказании помощи детям с проблемами речевого развития.
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Значение биоэнергопластики в оказании
помощи детям с проблемами речевого развития.
Важнейшей проблемой развития педагогических технологий на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.
В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков А.П. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.
В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Н.А., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартрией – Лопатина Р.В., Серебрякова Н.В.).
Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. В своих консультациях, я рассказывала, что такое биоэнергопластика, но напомним еще раз биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместно с движениями руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биотоков в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
В своей коррекционной работе я уже более двух лет использую новую технологию артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Внедрение биоэнергопластики предусматривает несколько этапов:
- Диагностический.
Цель: определить структуру дефекта, оптимальные направления коррекционной работы.
- Подготовительный.
Цель: установить доверительные отношений с ребенком, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес к коррекционной деятельности(индивидуальная работа у зеркала, разнообразная наглядность, игровые персонажи, музыкальные физминутки, логоритмические упражнения, посильные задания).
- Основной.
Цель: осуществить логопедическое воздействия на речевой дефект, коррекция и развитие познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы.
- Автоматизация полученных навыков.
Примечание:
На первом занятии дети знакомятся с артикуляционными упражнениями по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении упражнений перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирует каждое упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.
На следующих занятиях дети подключают к артикуляции движения сначала одну кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движениями обоих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Такая пальчика – речевая гимнастика продолжается весь учебный период.
Я слежу за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяю счет, стихотворные строки. При этом двумя руками продолжаю давать четкий образец движения.
Я могу самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кистей рук, их ритмичности четкости.
Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в группе. Выбор конкретного упражнения определяется этапом логопедической работы и темой непосредственной образовательной деятельности.
Комплекс, подобранных и разученных с детьми упражнений содержит два статистических на удержание и три динамически - двигательных. По истечении недели одно хорошо усвоенное упражнение заменяется новым. Так осуществляется преемственность и постепенное усложнение работы.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие в кору головного мозга от языка.
Комментарии
Биоэнергопластика
Дорогие Логопеды, используйте этот метод в своей работе, и Вы увидите положительную динамику в коррекции речи у ребенка.