Автоматизация звука"Р" в словах и предложениях
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Стельмах Светлана Назаровна

Конспект индивидуального логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ind.logop_.zanyatiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического                 занятия

             Тема:     «Автоматизация звука [Р]

В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»

                старший возраст

                                                                                      Учитель-логопед Малукова С.Н.

МДОУ д\с «Ёлочка» 2009 год

Цели:

I        Образовательные:

  1. Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
  2. Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
  3. Развивать   познавательные  процессы:   восприятие,   внимание,   память, мышление, воображение.

II       Коррекционные:

  1. Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звука [Р], правильное речевое дыхание.
  2. Развивать мелкую и общую моторику.

III      Воспитательные:

  1. Стимулировать речевую активность.
  2. Воспитывать умение использовать в работе над текстом интонационные средства выразительности.
  3. Продолжать работу по воспитанию культуры речи.

      Методические приемы:

  1. Специфический метод: (слухозрительно-кинестетический) установление связи между восприятием звука на слух, двигательным ощущением при его произношении.
  2. Дидактические методы:
  • наглядные;
  • словесные с опорой на наглядность;
  • словесные без опоры на наглядность;

     3. Практические методы, которые носят игровой характер;

  • использование музыкально-ритмических композиций.

Предварительная работа:

  1. Ознакомление и закрепление навыков правильной артикуляции звука [Р] изолированно, в словах открытых, закрытых со стечением согласных, в словах, в предложениях.
  2. Упражнения в звуковом анализе слов и деление слов на слоги.
  3. Заучивание чистоговорок.

Оборудование:

  1. Зеркало.
  2. Губная гармошка.
  3. Геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник
  4. Картинки со звуком «Р».
  5. Звуковая дорожка (символы звуковые)
  6. Магнитофон с записью песен из мультфильмов.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие.

Логопед: «Максим к нам сегодня пришли гости, они хотят посмотреть, как ты умеешь красиво говорить. Ну, что  порадуем наших гостей твоими успехами?»

  1. Развитие речевого дыхания.

Логопед: «Давай покажем, как ты умеешь играть на губной гармошке. Я буду играть первая, а ты старайся повторять за мной. Теперь ты играй свою мелодию, я буду повторять.»

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: «Заиграла музыка и значит пришло время веселой зарядке. Давай разбудим наш язычок, чтоб все звуки произносились правильно и красиво.»

(«улыбочка», «качели» «чашечка», «фокус», «лошадка».)

  1. Объявление темы занятия.

Логопед: «Отгадай загадку: К нам во двор забрался крот

                                                Роет землю у ворот

                                                Тонна в рот земли войдет

                                                Если крот раскроет рот.

Что это?»

Ребенок : «Экскаватор».

Логопед: «Какой последний звук в слове экскаватор?»

Ребенок : «Р»

Логопед: «Правильно, сегодня на занятии мы будем учиться, красиво произносить звук «Р». Каким символом обозначается этот звук? Давай вспомним какой это звук?»

Ребенок : «Звук «Р» обозначается синим кружочком, он согл., твер., звон.»

  1. Произношение изолированного звука.

Логопед: «Произнеси звук Р-Р-Р громко, тихо, радостно, грустно, вопросительно»

  1. Произношение звука в слогах.

Логопед: «Максим, посмотри на листочек, на котором изображены геометрические фигуры. На каждый треугольник произнеси слог «РА», на овал-«РО», на квадрат-«РЫ», на круг-«РУ»

Ра-ро-ру-ры

Ро-ру-ры-ра

Ру-ры-ра-ро

Ры-ра-ро-ру

  1. Произношение звука в словах. Фоноритмика.

Ребенок  с помощью рук показывает звук  и произносит слова: рак, работа, жираф, карандаш, комар, помидор.

  1. Упражнение на внимание.

Логопед: «Максим, посмотри сколько здесь картинок, тебе надо отобрать картинки, в названии которых есть звук «Р», а теперь отбери картинки в которых звук «Р» звучит в начале, в середине и в конце слова. Проговаривай их очень старательно. Запомни картинки которые ты оставил со звуком «Р», теперь закрой глаза, я спрячу несколько картинок, а ты вспомни , чего не стало? И еще раз закрой глаза и посмотри, что появилось? Молодец!»

  1. Звуковой анализ.

Логопед: «Слово которое появилось, надо поделить на слоги. А теперь давай вместе из звуковых символов соберем слово АРБУЗ.»

  1. Пальчиковая гимнастика.

Звучит музыка.         Я пришёл сюда из леса

                              Не могу там больше жить

                              Потому что интересно

                              Мне с ребятами дружить

Я добрый мишка плюшевый

Игрушечный медведь

Послушайте, послушайте

Как я умею петь:

Ра-ры-ра-ру

Ра-ры-ра-ры-ра-ры-ру

  1.  Родственные слова.

Логопед: «Почему мишка к нам пришёл из леса?»

Ребенок : «Потому что ему с ребятами дружить интересно»

Логопед: «Правильно и теперь давай подберем родственные слова к слову ДРУЖИТЬ,»

Ребенок : «Дружить, дружный, дружба, дружина( это группа, отряд; напр.: пожарная дружина), дружная.»

  1. Спряжение времени.

Логопед: « Придумай пожалуйста предложение со словом дружба.»

Ребенок : «Я дружу со всеми ребятами в группе. Вчера я дружил с ребятами в группе. Завтра я буду дружить с ребятами в группе.»

  1.  Развитие речевой памяти и автоматизация звука «Р».

Логопед: «Молодец! Ну и на прощание давай вспомним смешную скороговорку про японцев:

Жили-были 3 японца:

Як,  Як-Садрак,  Як-Садрак-Садры- Садрони

Жили-были 3 японки:

Цыпа,  Цыпа-Дрыпа,  

Вот они переженились:

Як на Цыпе,   Як-Садрак на Цыпе-Дрыпе,   Як-Садрак-Садры- Садрони на Цыпе-Дрыпе-Дрыпопони

Появились у них дети:

У Яка с Цыпой - Шах,  у Яка-Садрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах,   у Яка-Садрака-Садры- Садрони с Цыпой-Дрыпой-Дрыпопоней – Шах-Шарах-Шары-Шарони.

Логопед: « Давай вспомним сколько  было японцев? А сколько японок? И сколько у них было детей?»

  1. Итог занятия.

Логопед: « Максим , какой звук мы сегодня повторяли? Вспомни слова в названии которых есть звук «Р». Спасибо тебе за то, что ты всегда хорошо занимаешься, давай скажем нашим гостям до свидания  и пойдем в группу.»

                                           

Resource id #1750

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Рыбалка"для автоматизации звуков в словах и предложениях.

Ведущей деятельностью детей дошкольников, является игровая. Поэтому для достижения лучших результатов в работе с детьми просто необходимо играть. Особенно это важно при автоматизации звуков. Порой про...

Игры по автоматизации звуков в словах и предложениях.

Чтобы сделать процесс автоматизации поставленных логопедом звуков увлекательным, я использую разнообразные игры и приемы....

Игровые приёмы автоматизации звуков в словах, слогах, предложениях.

Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество нагляд...

Речевой материал для автоматизациии звука Р (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты).

Речевой материал для автоматизациии звука Р (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)....

Игровые приемы на этапе автоматизации звуков в словах и предложениях.

автоматизация звуков в словах и предложениях с детьми дошкольного возраста...

И.А.Матыкиной Речевой материал для автоматизации звука Р (слова. словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)

И.А.Матыкиной Речевой материал для автоматизации звука Р (слова. словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)...