Рекомендации для родителей по выполнению дыхательных игр «Волшебный ветерок».
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Дыхательные игры «Волшебный ветерок».
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ваш ребёнок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым. Ведь для того, чтобы можно было легко произнести развёрнутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха.
Основой дыхательных игр «Волшебный ветерок» является развитие у детей объёма речевого дыхания, нормализации его ритма, выработка плавного, длительного, экономного выдоха при звучащей речи, правильном усвоении звуков и способности изменять силу их звучания. В дошкольном возрасте важное условие правильной речи – плавный, длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно, с использованием дыхательных игр.
В каждой игре «Волшебный ветерок» внимание детей направляется на спокойный, ненапряжённый выдох, чтобы при вдохе поза ребёнка была свободной, плечи опущены. Игры выполняются по 3 – 5 раз с паузами. Контролировать правильность речевого вдоха необходимо своей ладонью, которую кладут на область диафрагмы.
Главная ценность данных дыхательных игр заключается в том, что они не только развивают произвольное речевое дыхание, способствуют правильно звучащей речи, но и направлены на оздоровление всего организма детей, так как движение диафрагмы осуществляет естественный массаж всех органов живота.
Для тренировки речевого дыхания рекомендую дыхательные игры «Волшебный ветерок»:
Ø «Футбол» - задувать на выдохе кусочек ватки – «мяч» или фасолинку через трубочку для коктейля в «ворота» между двумя кубиками.
Ø «Снегопад» - на выдохе сдувать снежинки, держа ладонь с предметами на уровне рта, добиваясь взлёта снежинки – «снегопад».
Ø «Одуванчик» - на выдохе сдувать цветочки из бумаги, держа ладонь с предметом на уровне рта.
Ø «Задуй горящую свечу» - губы округлены, вытянуты. На выдохе задувать горящую свечу, чтобы она потухла.
Ø «Буря в стакане воды» - дуть на выдохе через трубочку для коктейля на воду, добиваясь бурления воды.
Ø «Бабочка» - на выдохе дуть бумажную бабочку на нитке, на уровне лица ребёнка, чтобы она «полетела».
Ø «Фокус» - выдвинуть вперёд нижнюю челюсть, положить на кончик носа перышко или кусочек ваты. На выдохе с кончика носа сдувать предметы, добиваясь их взлёта.
Ø Сдувание кусочков ватки со стола на выдохе.
Ø «Живые предметы» - дуть на карандаш, лежащий на столе, добиваясь катания карандаша по столу.
Ø «Кто сильнее?» - надувание воздушных шаров.
Ø «Ах, как пахнет!» - при вдохе дать ребёнку понюхать цветок, духи, фрукты, надушенный платочек, яблоко, апельсин, мандарин и т.д.
Ø а на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!».
Ø «Подуй» - на выдох дуть на пригоршни рук, имитируя дутьё на горячий чай, на озябшие руки, при этом произнося шепотом на выдохе «ф – ф – ф».
Ø «Понюхать ветку» - держать ветку в руке, на вдох подняться на носочки к веточке, опускаясь, - выдохнуть воздух.
Ø «Шторм в стакане воды» - дуть в трубочку для коктейля в стакан с водой, чтобы забурлила вода.
Ø «Пожалей» - дуть на «ушибленное» место руки – вдохнуть через нос, на выдох дуть на «ушибленное» место руки – на палец, ладонь и др.
Ø «Хорошо» - на вдох понюхать платочек, на выдох произнести одно слово «хорошо» - спокойно, медленно по слогам: хо – ро – шо. Потом на выдох произносить фразу в два – три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».
Ø «Останови лошадку» - на выдохе дуть на расслабленные губы, происходит вибрация губ + голос «Тпруу».
Ø «Шарик» - сделать вдох, как можно сильнее втянув живот. На выдохе представить, что в животе надувается «шарик», фиксируя живот ладонью.
Ø «Ф – Ф – Ф» - медленно вдохнуть через нос. Немного приоткрыть рот и не спеша выдохнуть со звуком «ф».
Ø «ХА!» - вдохнуть через нос, поднимая руки вверх. Сделать выдох через рот. Наклониться вперёд и выдохнуть воздух через рот, произнося звук «ха».
Ø «Трубочка» - вдохнуть через нос. А затем на выдохе сделать три коротких выдоха через рот, сложив губы «трубочкой.
Ø «Воздушные сказки» - на белый ватман или бумагу ставим стаканчики с водой, в них добавляем немного краски гуашь и несколько капель жидкого мыла. На выдохе дуем в трубочку для коктейля и выдуваем мыльные цветные пузыри на ватман, получая «воздушные замки», которые можно обыграть и придумать интересные сказки.
Ø «Листопад» - на выдохе сдувать листики, вырезанные из бумаги или натуральные, держа ладонь с предметами на уровне рта, добиваясь «листопада».
Учитель – логопед: Мануилова Т. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по выполнению дыхательных игр «Волшебный ветерок».
Дыхательные игры «Волшебный ветерок». Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Послуш...
Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики
Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики...
Мастер-класс для родителей: «Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики. Правила выполнения».
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе....
Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики
Цель:создание условий для оздоровления детей, для формирования у них культуры здоровья, речевого развития...
Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики
Представлены рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики...
Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики
Дыхание – залог красивой и правильной речи...
Рекомендации для родителей по выполнению дыхательной гимнастики
Правильное дыхание необходимо для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхатель...