"Фонематическая система речи. Способы и приемы ее формирования у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи".
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме
В данном пособии освещены теоретические аспекты, посвященные физиологии фонематической системы, ее структуре и формированию в онтогенезе. Пособие содержит методические рекомендации по планированию коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование фонематической системы речи у детей 5-7 лет с ОНР, приведены примеры игровых приемов, способствующих формированию фонематической системы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №45 Невского района г. Санкт-Петербурга.
Учебно-методическое пособие
«Фонематическая система речи. Способы и приемы ее формирования у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи»
Подготовила
Учитель-логопед
Бизюк Надежда Николаевна
г. Санкт-Петербург
2013г.
Содержание.
Глава I. Структура фонематической системы речи. Ее формирование в онтогенезе………………………………………………………………………………………...3
- Физиологические основы фонематической системы речи……………………………………………………………………………………….3
- Структура и функции фонематической системы речи……………………………………………………………………………………….3
- Развитие фонематической системы речи в онтогенезе………………………………..6
Глава II. Методические рекомендации по формированию фонематической системы речи у детей 5-7 лет с ОНР.......................................................................................................................8
2.1. Старшая группа. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза ………………………………………………………………………….........................................8
2.2. Подготовительная к школе группа. Совершенствование всех видов фонематического анализа и синтеза. Дифференциация звуков…………………………………………………………………………………………....16
Глава III. Игровые приемы формирования фонематической системы речи. Примеры дидактических игр, направленных на формирование фонематической системы речи……………………………………………………………………………………………...25
3.1. Игры, направленные на формирование простых форм фонематического анализа и синтеза ………………………………………………………………………………………….25
3.2. Игры, направленные на формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза …………………………………………….……………………………………………28
3.3. Игры, направленные на формирование фонематических представлений…………………………………………………………………………………..31
Учебные вопросы и задания…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы……………………………………………………….....34
Глава 1.
Структура фонематической системы речи.
Ее формирование в онтогенезе.
- Физиологические основы фонематической системы речи.
В норме каждый человек от рождения обладает так называемым биологическим слухом, т.е. способностью воспринимать звуковые колебания органами слуха (слуховое восприятие). У человека и высших животных звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки (среднее ухо) передаются в улитку лабиринта (внутреннее ухо), где колебания т. н. основной перепонки вызывают возбуждение чувствительных нервных окончаниях кортиева органа, которое передается в головной мозг. Человек воспринимает колебания частотой от 10-20 Гц до 20кГц.
Для обозначения фонематического слуха в современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
Под термином фонематический или речевой слух подразумевается способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно.. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.
Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.
Проводниковый отдел передает информацию к коре головного мозга, частично её анализируя - определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (VIII пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние).
Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей - левого), центр Вернике, где осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков.
1.2. Структура и функции фонематической системы речи.
Орфинская (1946) дает следующее определение фонематической системы речи. Фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется определенными смыслоразличительными признаками.
В русском языке такими признаками являются звонкость или глухость, твердость или мягкость, место образования, способ образования, участие нёбной занавески.
Если фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, то это звуки далекие, не сходные между собой. Если фонемы отличаются только одним смыслоразличительным признаком, тогда они являются близкими, оппозиционными.
Известный лингвист Г.А. Климов в своей работе «Фонема и морфема» дает следующее определение (1967, с.24): «Фонема - единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц - морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них - и для опознавания и различения слов. Фонема - инвариантная единица языка».
Таким образом, фонема - основная незначимая единица языка, связанная со смыслоразличением лишь косвенно. Она выполняет перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (различительную) функции.
Фонематическая система речи состоит из следующих компонентов:
1. Фонематическое восприятие (фонематический слух, слухопроизносительная дифференциация фонем).
В ходе анализа литературных данных можно встретить наряду с понятием «фонематический слух» понятие «фонетический слух»
Понятие «фонематический слух» Л.А. Пиотровская (1999 г.) предложила использовать для характеристики процесса восприятия речи, тогда как понятие «фонетический слух» – для характеристики процесса порождения речи.
Таким образом, фонематический слух – это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию. Следовательно, основой для формирования фонематического слуха является бессознательный анализ речи окружающих его людей. Как указывает Л.В. Бондарко , если бы фонематический слух не формировался достаточно рано, ребенок не мог бы понимать обращенную к нему речь окружающих его взрослых. Узнать слово – значит узнать, из каких фонем оно состоит и в какой последовательности они в нем следуют.
Слухопрозносительная дифференциация звуков речи позволяет различать слова на основе восприятия каждой фонемы, входящей в состав слова. Одни авторы, например, Н.Х. Швачкин (1948), Л.Ф. Спирова (1957), Р.Е. Левина (1968), называют эту функцию «фонематическим восприятием», другие, такие как М.Е. Хватцев (1959), Е.И. Исенина (1967), А.И. Максаков (1970), - «фонематическим слухом». Но термин «фонематический слух» не отражает в полной мере сущность данной функции: он предполагает лишь слуховой компонент. В то же время установлено (В.И. Бельтюков, 1964, 1977; Л.В. Бондарко, 1977), что восприятие звуков речи осуществляется на основе слухового и произносительного образов звуков, т.е. носит сенсомоторный характер.
Таким образом, фонематическое восприятие (или слухопроизносительная дифференциация фонем) – это процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются на свои составные части, и их звуковой состав не осознается. Узнавание слов происходит в зависимости от условий восприятия либо с опорой на отдельные элементы, либо на признаки всего слова в целом. Это дает основание относить процесс фонематического восприятия к более простым функциям, в формировании которых основную роль играют речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а также такие психические процессы, как внимание и память.
- Фонематический анализ:
Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Фонематический анализ может быть простым и сложным. В.К. Орфинская (1946) выделяет следующие формы оперирования фонемами:
I. Простые формы фонематического анализа:
1. Узнавание звука на фоне слова (есть / нет заданный звук в слове);
2. Позиционный фонематический анализ подразумевает определение позиции звука в слове (начало, конец, середина).
II. Сложные формы фонематического анализа:
- Последовательный фонематический анализ предполагает определение последовательности звуков в слове;
- Количественный фонематический анализ предполагает определение количества звуков в слове;
- Определение места звука в слове по отношению к другим звукам (назови «соседей» заданного звука).
По данным В.К. Орфинской, простые формы фонематического анализа, у детей дошкольного возраста появляются спонтанно (с четырех – пяти лет), а сложные формы фонематического анализа появляются лишь в процессе специального обучения (с шести лет).
3. Фонематический синтез – это умственное действие по синтезу звуковой структуры слова, слиянию звуков в слово. Как считает Т.Г. Егоров (1956), процесс фонематического синтеза не только не уступает по трудности фонематическому анализу, но значительно сложнее анализа.
4. Фонематические представления – это способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений. Фонематические представления формируются на базе сформированных фонематического восприятия и фонематического анализа. Помимо указанных выше процессов, в их развитии большую роль играют внимание и память.
1.3. Развитие фонематической системы в онтогенезе.
В онтогенезе развитие и становление фонематической стороны речи происходит постепенно.
Реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни младенца. Первая реакция на звук проявляется у малыша расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.
В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте слово воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Входящие же в его состав звуки воспринимаются им еще диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками.
Фонемный период начинается с одного года и продолжается до семи лет. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов.
Нормально развивающийся ребенок уже к 2 годам способен различать все тонкости родной речи, понимать, и реагировать на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска). Так формируется фонематический слух . От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях.
К 3 – 4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые согласные и, наконец - сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. К этому же времени или чуть позже (к 5 годам) у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Формирование правильного произношения зависит, в том числе, и от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И, Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М, Лямина доказали, что для дальнейшего обучения грамоте, необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Глава 2.
Методические рекомендации по формированию фонематической системы речи у детей 5-7 лет с ОНР.
2.1. Старшая группа (5-6 лет).
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
№ | Тема. | Кол-во час. | Фонематическое восприятие, представления. | Навыки фонематического анализа и синтеза. | Навыки чтения и письма. |
1. | Звуки речи и неречевые звуки. Органы речи. | 2 | - Дифференциация звуков речи и неречевых звуков. - Восприятие и воспроизведение различных ритмов. | - | - |
2. | Гласные звуки. Звук и буква «А» | 2 | Понятие «гласный звук», «согласный звук». Дифференциация гласных - согласных звуков. - выделение звука «А» на фоне других звуков, слогов, слов. | Определение первого ударного гласного в слове. | - |
3. | Звук и буква «У» | 2 | - выделение звука «У» на фоне других звуков, слогов, слов. | Определение первого гласного в слове. | Анализ и чтение звукосочетаний «АУ», «УА». |
4. | Звук и буква «И» | 2 | - выделение звука «И» на фоне других звуков, слогов, слов | Определение первого гласного в слове. | Анализ и чтение звукосочетаний «ИА». |
5. | Звук и буква «О» | 2 | - выделение звука «О» на фоне других звуков, слогов, слов | Определение последнего гласного в слове. | Анализ и чтение звукосочетаний «АУ», «УА», «ИА». |
6. | Обобщение. Гласные звуки и буквы «А», «У», «И», «О». | 2 | - выделение пройденных гласных звуков на фоне других звуков, слогов, слов. | - Определение первого и последнего гласного звука в слове. - последовательный звукобуквенный анализ звукосочетаний АУ, ИА, УА | Анализ и чтение звукосочетаний «АУ», «УА», «ИА». |
7. | Согласные звуки и буквы. Звук и буква «М». | 2 | - выделение звука «М» на фоне других звуков, слогов, слов | - Определение первого и последнего согласного звука в слове. - последовательный звукобуквенный анализ слов: АМ, ИМ, УМ, МИ, МУ. | - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «М» с договариванием до целого слова. - Анализ коротких слов – слогов: АМ, ИМ, УМ, МИ, МУ. |
8. | Звук и буква «Н». | 2 | - выделение звука «Н» на фоне других звуков, слогов, слов | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ слов: ОН, НА, НУ, НО. | - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «Н» с договариванием до целого слова. - Анализ коротких слов – слогов: ОН, НА, НУ, НО. |
9. | Звонкие и глухие согласные. Звук и буква «К | 2 | - дифференциация на слух звонких – глухих согласных звуков по силе голоса и по работе голосовых связок. - выделение звука «К» на фоне других звуков, слогов, слов. | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ слов: КОТ, ТОК, КОК, КОМ, КИТ. | - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «Н» с договариванием до целого слова. - Анализ коротких слов – слогов: ИК, КУ, КО. - чтение и анализ трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога: КОТ, ТОК, КОК, КОМ, КИТ. |
10. | Звук и буква «П» | 2 | - характеристика звука (согласный, глухой). - выделение звука «П» на фоне других звуков, слогов, слов. | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ слов: МАК, ПА-ПА, МА-МА, МУ-КА, КО-НИ. | - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «П» с договариванием до целого слова. - Анализ коротких слов – слогов: ОП, АП, ПИ. - чтение и анализ трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога: МАК, ПАМ. - чтение и анализ слов, состоящих из двух прямых слогов: ПА-ПА, МА-МА, МУ-КА, КО-НИ. |
11. | Звук и буква «Т». | 2 | - характеристика звука (согласный, глухой). - выделение звука «Т» на фоне других звуков, слогов, слов. | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ слов: ТОМ, ТУТ, ПОТ, ТО-МА, ПУ-МА, КУ-МА, НО-ТА. | - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «П» с договариванием до целого слова. - Анализ коротких слов – слогов: ТУ - чтение и анализ трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога: ТОМ, ТУТ. - чтение и анализ слов, состоящих из двух прямых слогов: ТО-МА, ПУ-МА, КУ-МА, НО-ТА. |
12. | Обобщение. Анализ и синтез слов, состоящих из одного закрытого слога; из двух прямых слогов. | 4 | - определение наличия – отсутствия заданного звука на фоне слова. - дифференциация гласных – согласных звуков, звонких – глухих согласных звуков. | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога. - последовательный звукобуквенный анализ слов, состоящих из двух открытых слогов. | Чтение и анализ слов, изученной слоговой структуры. |
13. | Твердые и мягкие согласные. Звуки и буква «Б», «Бь». | - дифференциация на слух твердых – мягких согласных звуков изолированно, в слогах. - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Б», «Бь». - придумывание слов со зв. «Б» | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ одно – двусложных слов, типа: БОК, БУ-КА, КУ-БИК, БАН-КА. | Анализ и чтение одно – двусложных слов, типа: БОК, БУ-КА, КУ-БИК, БАН-КА. | |
14. | Звуки и буква «Д», «Дь». | 2 | - дифференциация на слух твердых – мягких согласных звуков изолированно, в слогах, в начале слова. - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Д», «Дь». - придумывание слов со зв. «Д» | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ одно – двусложных слов, типа: ДОМ, ДНО, ДИ-МА, ДО-МИК, О-ДИН. - Последовательный звукобуквенный анализ трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов, типа: ПО-МА-ДА. | Анализ и чтение одно – двусложных слов, типа: ДОМ, ДНО, ДИ-МА, ДО-МИК, О-ДИН. - анализ и чтение трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов: ПО-МА-ДА. |
15. | Звуки и буква «Г», «Гь». | 2 | - дифференциация на слух твердых – мягких согласных звуков изолированно, в слогах, в начале слова. - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Г», «Гь». - придумывание слов со зв. «Г» | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ одно – двусложных слов различных типов, трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов. | Анализ и чтение одно – двусложных слов, типа: ГОД, ГНОМ, КНИ-ГА, ГУ-ДОК, ОГ-НИ. - анализ и чтение трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов: БУ-МА-ГА. |
16. | Звуки и буква «С», «Сь». | 2 | - дифференциация на слух твердых – мягких согласных звуков изолированно, в слогах, в начале, в конце слова. - акустико-артикуляторная характеристика зв. «С», «Сь». - придумывание слов со зв. «С» | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ одно – двусложных слов различных типов, трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов. - навыки последовательного количественного звукобуквенного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. | Анализ и чтение одно-двусложных слов всех типов; трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов. |
17. | Звук и буква «Ы». | 2 | - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Ы». - придумывание слов со зв. «Ы» | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд | Анализ и чтение одно-двусложных слов всех типов; трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов. |
18. | Дифференциация звуков «Ы»-«И» | 2 | - дифференциация твердых – мягких согласных изолированно, в слогах, в словах. | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд | - Анализ и чтение одно-двусложных слов всех типов; - - трехсложных слов, различных типов (в том числе со стечением согласных). |
19. | Слово. Слог. | 4 | - понятие «слово», «слог». - дифференциация понятий «слово» - «слог» - «звук». - деление слов на слоги с опорой на отхлопывание. - слоговой анализ и синтез двух-трехсложных слов | Анализ и чтение одно-трехсложных слов различных типов. | |
20. | Звуки и буква «В», «Вь». | 2 | - акустико-артикуляторная характеристика зв. «В», «Вь». -дифференциация звуков «В» - «Вь» изолированно, в слогах, словах. - придумывание слов со зв. «В», «Вь». | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого звука в слове. Слова – квазиомонимы. | Анализ и чтение слов различной слоговой структуры. |
21. | Звуки и буква «З», «Зь». | 2 | - акустико-артикуляторная характеристика зв. «З», «Зь». -дифференциация звуков «З» - «Зь» изолированно, в слогах, словах. - придумывание слов со зв. «З», «Зь». | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. Слова – квазиомонимы. | Анализ и чтение слов различной слоговой структуры. |
22. | Звуки и буква «Ф», «Фь» | 2 | - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Ф», «Фь». -дифференциация звуков «Ф» - «Фь» изолированно, в слогах, словах. - придумывание слов со зв. «Ф», «Фь». | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. Слова – квазиомонимы. | Анализ и чтение слов различной слоговой структуры. |
23. | Звук и буква «Ш». | 2 | - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Ш». - придумывание слов со зв. «Ш». | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. | Анализ и чтение слов различной слоговой структуры. |
24. | Звуки и буква «Х», «Хь». | 2 | - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Х», «Хь». -дифференциация звуков «Х» - «Хь» изолированно, в слогах, словах. - придумывание слов со зв. «Х», «Хь». | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. | Анализ и чтение слов различной слоговой структуры. |
25. | Звук и буква «Ж». | 2 | - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Ж». - придумывание слов со зв. «Ж». | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. | Анализ и чтение слов различной слоговой структуры. |
26. | Звук и буква «Э» | 2 | - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Э». - придумывание слов со зв. «Э». | - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. | Анализ и чтение слов различной слоговой структуры. |
27. | Предложение. | 4 | - | - понятие «предложение». - дифференциация «слово» - «предложение». - правила письма предложений. - анализ предложений на слова. Схема предложений. - восстановление деформированных предложений. | - чтение и письмо предложений. - правила графического оформления предложений. |
28. | Повторение. | 6 | - повтор изученных характеристик звуков (гласные – согласные, звонкие – глухие согласные, твердые – мягкие согласные). - Дифференциация речевых звуков по оппозиционным признакам. - придумывание слов на заданный звук. | Закрепление всех видов фонематического анализа (позиционный, последовательный, количественный). - закрепление навыка фонематического синтеза деформированных трех – четырехбуквенных слов. - формирование навыка отгадывания ребусов. - формирование навыка решения кроссвордов. | Чтение и письмо слов различной слоговой структуры, предложений. |
2.2. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Совершенствование всех видов фонематического анализа и синтеза.
Дифференциация звуков.
№ | Тема | Кол-во час. | Фонематическое восприятие, представления. | Навыки фонематического анализа и синтеза. | Навыки слогового и языкового анализа и синтеза. | Навыки чтения и письма. |
1. | Повторение. Гласные звуки и буквы. Ударный гласный в слове. | 4 | - акустико-артикуляторные характеристики гласных звуков. - выделение ударного гласного в слове. - придумывание слов на заданный звук. | Позиционный анализ слов (начало, середина, конец). | - деление слов на слоги с опорой на «отхлопывание» и с опорой на гласные звуки. - способ нахождения ударного гласного в слове. | - чтение 1-3-сложных слов различной слоговой структуры. - графическое обозначение ударного гласного в слове. |
2. | Повторение. Согласные звуки и буквы. | 2 | - акустико-артикуляторные характеристики согласных звуков. - дифференциация звонких – глухих согласных, твердых – мягких согласных. - придумывание слов на заданный согласный звук. | Последовательный, количественный звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд. | - деление слов на слоги с опорой на «отхлопывание» и с опорой на гласные звуки | - чтение 1-3-сложных слов различной слоговой структуры. |
3. | Повторение. Навыки языкового и слогового анализа и синтеза. | 2 | Выделение ударного гласного в слове. | - | - Дифференциация понятий «предложение»-«слово»-«слог»-«звук». - слоговой анализ и синтез деформированных трехсложных слов. - анализ предложений на слова. - выделение предлога в качестве самостоятельного слова. - синтез деформированных предложений. | - Чтение и анализ предложений, коротких текстов. - графическое обозначение предложений на письме. Схема предложения. |
4. | Твердые и мягкие согласные. Звук и буква «Й». | 2 | - дифференциация твердых- мягких согласных на уровне звуков, слогов, слов. - Акустико-артикуляторная характеристика звука. - придумывание слов со зв. «Й» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец). | -последовательный количественный звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд. - определение «соседей» звука в слове. - навыки фонематического синтеза деформированных четырехбуквенных слов. - ребусы. | - Деление слов на слоги с опорой на гласные звуки. - анализ предложений на слова. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов. |
5. | Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква «Ь». | 2 | - дифференциация твердых- мягких согласных на уровне звуков, слогов, слов. | Смотри №4. | Смотри №4. | Смотри №4. |
6. | Обозначение мягкости согласного звука с помощью гласных II ряда. Буква «Е». дифференциация букв «Е» - «Э». | 2 | - дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов. - акустико-артикуляторная характеристика буквы «Е». - придумывание слов с буквой «Е». | -последовательный количественный звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд. - определение «соседей» звука в слове. - навыки фонематического синтеза деформированных четырехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. - навык решения кроссоврдов. | - слоговой синтез деформированных трехсложных слов. - анализ предложений. | - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов. - правописание букв «Е» - «Э» с опорой на мягкость – твердость последующего согласного звука. |
7. | Буква «Ё». дифференциация букв «О» - «Ё». | 2 | - дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов. - акустико-артикуляторная характеристика буквы «Ё». - придумывание слов с буквой «Ё». | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов. - правописание букв «Ё» - «О» с опорой на мягкость – твердость последующего согласного звука. |
8. | Буква «Ю». дифференциация букв «У» - «Ю». | 2 | - дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов. - акустико-артикуляторная характеристика буквы «Ю». - придумывание слов с буквой «Ю». | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов. - правописание букв «Ю» - «У» с опорой на мягкость – твердость последующего согласного звука. |
9. | Буква «Я». Дифференциация букв «А» - «Я». | 2 | -дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов. - акустико-артикуляторная характеристика буквы «Я». - придумывание слов с буквой «Я». | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов. - правописание букв «Я» - «А» с опорой на мягкость – твердость последующего согласного звука. |
10. | Обобщение. Твердые и мягкие согласные звуки. | 2 | -дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов. | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов. - обозначение мягкости согласного звука на письме 2 способами. |
11. | Звонкие и глухие согласные звуки. Дифференциация звуков «П» - «Б». | 4 | -дифференциация звонких – глухих согласных звуков с опорой на работу голосовых связок и на силу голоса. - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «П»-«Б». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы). |
12. | Дифференциация звуков «В» - «Ф». | 4 | - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «В»-«Ф». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы). |
13. | Дифференциация звуков «К» - «Г». | 4 | - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «К»-«Г». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы). |
14. | Дифференциация звуков «Т» - «Д». | 4 | - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Т»-«Д». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы). |
15. | Дифференциация звуков «С» - «З». | 4 | - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «С»-«З». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы). |
16. | Дифференциация звуков «Ш»-«Ж». | 4 | - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ш»-«Ж». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы). |
17. | Звук и буква «Ц». | 2 | - акустико-артикуляторная характеристика звука «Ц». - придумывание слов со звуком «Ц» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец). | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. |
18. | Звук и буква «Ч» | 2 | - акустико-артикуляторная характеристика звука «Ч». - придумывание слов со звуком «Ч» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец). | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. |
19. | Дифференциация звуков «Ц»-«С» | 4 | - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ц»-«С». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. | Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы). |
20. | Дифференциация звуков «Ч»-«Ть» | 4 | - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ч»-«Ть». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. | Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы). |
21. | Дифференциация звуков «Ц»-«Ч» | 4 | - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ц»-«Ч». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. | Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы). |
22. | Звук и буква «Щ» | 2 | - акустико-артикуляторная характеристика звука «Щ». - придумывание слов со звуком «Щ» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец). | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. |
23. | Дифференциация звуков «Ч»-«Щ» | 4 | - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ч»-«Щ». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. | Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы). |
24. | Звуки и буква «Л», «Ль». | 2 | - акустико-артикуляторная характеристика звуков «Л», «Ль». - придумывание слов со звуками «Л», «Ль» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец). | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. |
25. | Звуки и буква «Р», «Рь». | 2 | - акустико-артикуляторная характеристика звуков «Р», «Рь». - придумывание слов со звуками «Р», «Рь» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец). | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. |
26. | Дифференциация звуков «Л»-«Р» | 2 | - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Л»-«Р». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. | Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. | Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы). |
27. | Обобщение всего пройденного материала | 2 | Обобщение и систематизация всего пройденного материала. | Обобщение и систематизация всего пройденного материала. | Обобщение и систематизация всего пройденного материала. | Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. |
Глава 3.
Игровые приемы формирования фонематической системы речи. Примеры дидактических игр, направленных на формирование фонематической системы речи.
3.1. Игры, направленные на формирование простых форм фонематического анализа.
1. «Посылки»
Цель: Закрепление навыка позиционного анализа слов (нахождение позиции заданного звука в начале, конце или середине слова).
Описание: Детям предлагается собрать посылки трем сказочным героям. В первый ящик необходимо собрать все картинки (предметы), в названии которых заданный звук находится в начале слова, во второй ящик – все картинки (предметы), где заданный звук находится в конце слова, и в третий ящик – те предметы (картинки), где заданный звук спрятался в середине слова.
2. «Цепочки слов».
Цель: - Закрепление навыка позиционного фонематического анализа слов (нахождение первого и последнего звука в словах).
-Формирование фонематических представлений.
Описание: Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего.
Например: мост - телефон – носки – иголка – автобус….
3. «Звук убежал».
Цель: - Формирование навыков элементарного фонематического синтеза.
- Закрепление навыка позиционного фонематического анализа слов (позиция звука в начале и конце слова).
Описание: Ребенку объясняется, что звук – «озорник» убежал из начала слова, а без этого звука непонятно, что это было за слово. Давайте поможем его отыскать. Вы начинаете слово этим звуком, а я говорю слово дальше. Какое слово получилось?
Аналогично – звук убежал из конца слова. Я начинаю слово, а вы его заканчиваете заданным звуком. Какое слово получилось?
4. «Светофор».
Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец».
Описание: Педагог показывает картинку, называет слово, а ребёнок должен определить, где должна находиться фишка (заданный звук): в начале, в середине или в конце слова.
5. «Клумба».
Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.
Описание: Перед ребёнком панно «3 клумбы» и тюльпан. Педагог просит определить место заданного звука в слове и показать на какой клумбе будет расти тюльпан: в начале, в середине или в конце.
6. «Грибочек».
Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.
Описание: На шляпке грибочка расположена решётка с тремя окошками для определения места звука в слове. В травке под грибочком располагается картинка. Ребёнок определяет место заданного звука в слове, т.е. с помощью фишки-листочка показывает, куда упал листочек, где звук: в начале, в середине или в конце. Аналогично используется фишка «божая коровка». Нужно показать, где сидит божая коровка: в начале, в середине или в конце.
7. «Застегнём пуговицу на рубашке».
Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.
Описание: Педагог показывает рубашку, с тремя кружочками (места для пуговиц) и фишку – пуговицу. На левую сторону рубашки прикрепляется карман – картинка. Ребёнок называет слово и показывает, какую пуговицу нужно застегнуть, т.е. где заданный звук: в начале, в середине или в конце.
8. «Рыбка».
Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.
Описание: Педагог показывает разрезанную на три части рыбку, объясняя, что рыбка – это слово: начало – рот рыбки, конец – хвост, тело и плавники – середина. Ребёнок с помощью рыбки определяет место заданного звука: звук в начале слова – рот рыбки, в середине или в конце – хвостик рыбки.
9. «Звуковые грядки».
Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.
Описание: Используется «звуковая дорожка с тремя грядками» и фишки – овощи. Ребёнок должен показать, на какой грядке растёт выбранный овощ, т.е. где заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце.
3.2. Игры, направленные на формирование сложных форм фонематического анализа и фонематического синтеза.
1. «Вот что с буквами случилось» (по С.Погореловскому).
Цель: формирование навыка полного фонематического анализа слов.
Описание: Логопед рассказывает сказку:
«Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину «ПОБЕДА». Написал под картинкой буквами слово ПОБЕДА (логопед может предложить выложить из букв это слово). Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась Ежику буква «П». «Поставлю ее,- думает, - перед своим домом.- Хорошие будут ворота». Взял букву и унес ее (другой ребенок снимает букву «П»).
Пришел хмурый Медведь и жаловаться стал: - нет у меня сегодня…
- ОБЕДА – подсказали буквы
- Верно! – рявкнул Медведь.- Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки. Взял букву «О» под мышку и потопал на пасеку (третий ребенок снимает букву «О»).
А на лужайку прыгнул Зайчик. Дрожит, озирается. Он увидел страшное слово БЕДА
- Ой! Где беда? – заметался Зайчик. Налетел с перепугу на букву «Б». Отскочила она, за рябину упала. А Зайчик умчался в лес (четвертый ребенок снимает букву «Б»).
Прилетел Аист. Вкусное слово увидел – ЕДА. А в траве, и правда, еда: лягушек – сколько хочешь. Приделал Аист к букве «Е» палочку. Получилась вилка. Поел Аист и унес вилку с собой (пятый ребенок снимает букву «Е»).
2. «Наборщик».
Цель: - закрепление навыка полного фонематического анализа и синтеза слов;
- совершенствование фонематических представлений.
Описание: Ребенку предлагается из букв исходного длинного слова придумать как можно больше других слов. Можно использовать только буквы, которые есть в исходном слове и только в том количестве, в котором они представлены в нем.
Если взять большое слово,
Вынуть буквы –
Раз и два,
А затем собрать их снова –
Будут новые слова!
Например:
СМОРОДИНА: род, дом, сор, мина, народ, рис, мода, родина, сом, один, мир…
4. «Путаница».
Цель: - закрепление навыка фонематического синтеза слов;
- формирование фонематических представлений.
Описание: Ребенку объясняется, что Незнайка перепутал все буквы в слове. Необходимо переставить буквы таким образом, чтобы получилось слово. Начинать следует с трехбуквенных слов, затем четырехбуквенные слова, состоящие из двух открытых слогов; другие четырехбуквенные слова и далее по нарастанию количества букв.
Например: У, П, С = СУП
О, И,К,Н = КОНИ…
5. «Живые буквы».
Цель: закрепление навыка фонематического синтеза слов.
Описание: Каждому ребенку выдается по одной букве слова. Дальше детям называется слово и предлагается встать в таком порядке, в каком идут буквы в этом слове.
6. «Морской бой».
Цель: - закрепление навыка фонематического синтеза слов;
- закрепление навыков чтения.
Описание: Ребенку предлагается поле для морского боя, в котором на пересечении квадратов находятся буквы. Ребенку задаются определенные квадраты, из букв которых он должен составить слово.
А | Б | В | Г | Д | Е | |
1 | Ж | Ю | И | Ь | Щ | Д |
2 | Ы | А | М | О | Б | С |
3 | Е | З | У | А | М | Л |
4 | З | П | Г | Е | Н | Ж |
5 | Ф | И | А | Ц | Р | Т |
6 | К | Я | Й | Э | Ч | Д |
7 | Р | В | Н | С | Ш | Ъ |
Например: А6, Г2, Е5 – КОТ.
7. «Чудесные превращения» .
Цель: - закрепление сложных форм фонематического анализа и синтеза слов;
- формирование фонематических представлений.
Описание :
Из данных ниже слов получить другие, путем последовательной замены одной буквы в слове.
Точка – кочка, качка, каска, кашка, кошка, мошка, мишка, миска…
Балка - …
Лук - …
Ком - …
День - …
Педаль - …
Сыр - …
Кот - …
8. «Найди спрятавшееся слово».
Цель: - закрепление сложных форм фонематического анализа и синтеза слов;
- формирование фонематических представлений.
Описание: Логопед предъявляет детям написанные слова. Задание: «В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Попробуйте найти его».
Хлев – лев
Столб - …
Щель - …
Укол - …
Зубр - …
Коса - …
Полк - …
Волк - …
9. «Умные часы».
Цель: Учить находить картинку, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков и найти ей пару.
Описание: На циферблате часов вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Установив одну стрелку против картинки, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков, предлагается ребенку найти ей пару: установить стрелку против другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.
10. «Пирамида».
Цель: Формирование умения определять последовательность и количество звуков в слове.
Материал: Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.
Описание : Перед каждым ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом — три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Педагог раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше — из четырех и, наконец, — из трех.
3.3. Игры, направленные на формирование фонематических представлений.
1. «Кто больше».
Цель: формирование фонематических представлений.
Описание:
Детям предлагается прослушать стихотворение:
Вот сколько на «К» я сумею сказать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор…
- Ой, хватит! И звук тоже может устать!
А вот, что на «Т» сумеешь назвать?
- Топор, табуретка, тарелка и ложка…
- Ты, кажется, что-то напутал немножко!
- Ну ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на «С» назову я посуду:
Стакан, сковородка, солонка и…кошка.
- А кошка откуда?
- Залезла в окошко!
- Спроси лучше кошку – откуда пришла
И вся ли посуда на кухне цела?
Логопед называет звук. Дети придумывают и называют слова с этим звуком. За каждое правильно придуманное слово ребенок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек. Выигрывает тот, у кого их больше.
2. «Слушай и запоминай».
Цель: - совершенствование фонематического восприятия;
- формирование фонематических представлений;
- развитие произвольной слухоречевой памяти.
Описание: Логопед читает детям какой-либо текст, стихотворение, где часто встречается заданный звук. Детям дается инструкция: найти и запомнить как можно больше слов с заданным звуком. После прочтения, дети называют слова, которые запомнили. Текст читается 2 раза.
3. «Любопытный».
Цель: - закрепление навыка позиционного фонематического анализа слов (начало, конец, середина);
- формирование фонематических представлений;
- формирование навыка синтеза предложений.
Описание: Ведущий задает вопросы. Дети в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук.
Например:
Кто? Что сделал? Кому? Что?
Папа принес Пете пластилин
Соня связала сестре свитер
Учебные вопросы и задания
1. Дайте определение фонематической системе речи.
2. Дайте определение фонематическому слуху.
3. Каковы физиологические механизмы фонематического восприятия.
4. Какова структура фонематической системы речи?
5. Что такое фонематический анализ?
6. Что такое фонематический синтез?
7. Что такое фонематические представления?
8. В какие возрастные периоды формируется фонематическая система речи?
9. Какова структура планирования коррекционно-развивающей работы по формированию фонематической системы речи?
10. Приведите примеры игровых приемов, направленных на формирование фонематической системы речи.
Список литературы.
1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964.
2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – М.: Акцидент, 1995.
3. Егоров Т.Г. Очерки психологии усвоения грамоты. – М.: Учпедгиз, 1956.
4. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во МГУ, 1975.
5. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968.
6. Пиотровская Л.А. Разграничение понятий фонематического и фонетического слуха. // Речевая деятельность в норме и патологии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С.44-4
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). СПб., изд-во «МиМ»; 1997.
- Садовникова И.Н. нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., изд-во «Владос»; 1997.
- Козырева Л.М. различаем звонкие и глухие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль. Изд-во «Академия развития». 1999.
- Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.,2000.
- Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М., 2003.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка читать и говорить. М., 2007.
- Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. Санкт-Петербург.: Издательство РПГУ им. А.И. Герцена, Издательство «Союз», 2000.
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., Просвещение, 1994.
- «Формирование фонематических функций у дошкольников 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи». Автор-составитель: Дубинина.А. Санкт – Петербург.: издательский Дом «Литера», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....
Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыков чтения посредством использования звукового и слогового анализа и синтеза
Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деят...
Комплекс коррекционных игр и упражнений на формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыка составлять различные синтаксические конструкции.
Этапы коррекционной работы способствуют отработке навыка правильного использования грамматических конструкций, что способствует более успешному развитию грамматического строя речи детей с ОНР. Д...
Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.
Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которое проявляется в случае несформированности операции грамматического структурирования (исхо...
План по самообразованию на тему: "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Актуальность.Нарушения речи у детей – достаточно распространенное явление. У детей с нарушениями речи в той или иной степени присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонема...