Логопедические игры в саду и дома
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Бондарева Светлана Владимировна

Логопедические игры помогут ребенку накопить и обоготить словарный запас, развить навыки связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Это подготовка к звуковому и слоговому анализу слов.

Упражнения и игры:

Как звучит слово?

Есть слова, которые звучат немножечко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок.

Или, что можно сказать про слова: резина, корзина? Правда похоже?
Давайте подберем похожие слова к слову зайка! (незнайка, зазнайка, побегайка…)

Найду тебя по имени.

Ребенок громко и отчетливо называет свое имя и откликаются ребята, чьи имена похожи (рифмуются). 
Например: Саша – Маша, Митя – Витя, Майя – Рая.

Какой звук потерялся?

Логопед читает стихотворение и пропускает звук, например: 

«Подготовлен …амолет, он отправиться в полет».
В каком слове не хватает звука? Какой это звук? Назовите его?

Можно использовать загадки-добавлялки.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису)

Ты не бойся – это гусь,
Я сама его … (боюсь)!

Зайку бросила хозяйка-
По дождем остался … (зайка).

Где обедал, воробей? 
В зоопарке у … (друзей)

Я рубашку сшила мишке, 
Я сошью ему …(штанишки).

-Голосок твой так хорош -
Очень сладко ты …(поешь)

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …(живот)

Слово можно прошагать.

Узнать длинное или короткое слово можно по шагам.
Логопед произносит «суп» и одновременно шагает, обращает внимание детей, что у него получился один шаг – вот какое коротенькое слово!
Теперь предлагает детям назвать самые длинные слова.
Кто назовет длинное слово, тот и победитель!

Молчанка

Детям предлагается посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова.
Выбирается ведущий – он ходит по группе и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет он должен остановиться и хлопнуть в ладоши. Остальные дети на своих звуковых дорожках отмечают, правильно ли он выполнил задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.

Поймай мяч

Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу. Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Начинается игра по сигналу.

Что получится?

Логопед показывает картинку, на которой изображен «кот» и говорит, что короткое слово кот можно превратить в длинное. Ребенок называет слова: котенок, котишка, котик, киска, котеночек.

Короткое слово проговаривают протяжно и следят за последовательным расположением звуков на своих звуковых дорожках.

Длинные слова логопед демонстрирует на своей звуковой дорожке.

Звуки в слове можно выделить.

Предлагаются игровые упражнения, где детей учат слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенными звуками.

Логопед выставляет картинки на стенде и просит ребят назвать каждый изображенный предмет, сказать для чего он нужен и какие звуки слышны в его названии. Ответы должны быть индивидуальные.

Затем просит назвать картинки, в названии которых слышится звук «Л», затем просит назвать картинки со звуком «Т».

Логопед следит за тем, чтобы дети правильно произносили название предмета, выделяли голосом нужный звук.

Загадка Петрушки.

Логопед говорит, что получил письмо от Петрушки, он пишет, что живет на даче, ходит в лес по грибы. Отгадайте, какие я грибы собираю – в названии которых есть звук «с»: сыроежки, свинушки, маслята, грузди, рыжики, боровики, подосиновики.

Анализируя ответы, логопед отмечает – есть ли в слове заданный звук, достаточно ли громко и четко ребенок выделяет его голосом.

Дети этого возраста (шестого года жизни) должны усвоить терминологию, связанную со звучащим словом, научиться запоминать и осмысленно выполнять задания.

Дети приучаются самостоятельно думать, активно использовать уже усвоенные знания, наблюдать за словом, следить за его изменениями.

Очень важно учить детей самостоятельно придумывать задания. Вот примерные задания:

«Назовите марки машин со звуком «а»; «Чем отличается лук и жук, лис и лист?; «Найдите в комнате предметы с длинными названиями»; «Про что здесь можно сказать коротким словом?»; «Подберите к слову мишка слова, похожие по звучанию»; «Мне подарили две игрушки, в названии их слышится звук «И». Что это?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры родителей с детьми дома

Логопедические игры родителей с детьми дома...

«Пальчиковые игры в саду и дома»

Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому форм...

«Пальчиковые игры в саду и дома»

Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует б...

РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В САДУ И ДОМА.

Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом…Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.Макарен...

Мастер-класс с родителями «Нейроигры. Играем в саду и дома»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В тоже время - это период, в течение которого ребенок находится в полной за...