Памятка логопеда в таблицах
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Памятка логопеда в таблицах.
Критические периоды в развитии речевой функции у детей
Первый критический период | Второй критический период | Третий критический период |
Формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие; складываются основы коммуникативного поведения; движущей силой развития речи становится потребность в общении | Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной; | Начало развития письменной речи |
Интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности центра Брока | Рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции | «Срывы» нервной деятельности из-за возрастания нагрузки на ЦНС |
Задержка речевого развития, недоразвитие речи | Заикание, мутизм, отставание речевого развития | Заикание |
Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
( по материалам Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой)
Возраст (месяцы) | Основные показатели довербального и вербального развития |
1 | Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком |
2 | Улыбка при общении |
3 | Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление |
4 | Дифференцированность комплекса оживления, смех |
5 | Дифференциация направления звука, певучее гуление |
6 | Лепет |
7 | Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик – вызванная реакция |
8 | Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба-ба |
9 | Общение с помощью жестов, игра в «ладушки» |
10 | Ситуативное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией |
11 | Использование 3 лепетных слов с соотнесением |
12 | Использование 3-4 лепетных слов с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой |
15 | Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста |
18 | Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов |
21 | Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас – 20 слов |
24 | Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов |
30 | Адекватно использует местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один» |
36 | Словарный запас 250 слов; использует предложения из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «полож и кубик в коробку» |
Недостатки произношения отдельных звуков
Дефектный звук | Фонетический дефект | Фонематический дефект | ||
Название дефекта произношения | Виды дефектного произношения | Название дефекта произношения | Виды замен | |
Звук Р | Ротацизм | Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское»; | Параротацизм | Р – Р’ |
Звук Л | Ламбдацизм | Двугубное, смягченное; | Параламбдацизм | Л – Ы |
Звуки С, С’ | Сигматизм | Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее; | Парасигматизм | С, З, Ц – Ш |
Звук Ш | Сигматизм | Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное | Парасигматизм | Ш, Ж, Щ – Т |
Звук j | Йотацизм | Мягкое нижней и верхней артикуляции | Парайотацизм | J – Л’ |
Звуки К, К | Каппацизм | Голосовое, гортанное | Паракаппацизм | К - Т |
Звуки Г, Г | Гаммацизм | Фрикативное заднеязычное, фарингальное | Парагаммацизм | Г - Т |
Звуки Х, Х | Хитизм | Голосовое, гортанное | Парахитизм | Х - Т |
агностика дизартрии по локализации очага поражения
Дизартрия | Очаг поражения мозга | Патогенез | Синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности |
Бульбарная | Одностороннее (правое или левое) или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов Y, YII, IX, X, XII черепно-мозговых нервов грудного уровня | Избирательные вялые параличи мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, глотки, дыхательных мышц и мышц, поднимающих нижнюю челюсть. | Голос слабый, глухой, истощающийся, гласные и звонкие согласные оглушены. |
Псевдобульбарная | Поражение центральных двигательных кортико-бульбарных и пирамидных нейронов, идущих к передним рогам шейно-грудного уровня. Поражение двустороннее, неравномерно латерализованное | Пирамидные спастические параличи мышц речевого апппарата. | Голос слабый, сиплый, хриплый. |
Корковая апраксическая постцентральная | Одностороннее поражениекоры доминантного полушария мозга (нижних отделов постцентральных полей) | Кинестетическая артикуляторная апраксия | Расстройства выбора слогов, реализующих в речи языковые фонематические обобщения; смешения признаков согласных по способу и месту образования, по глухости – звонкости, по мягкости – твердости. |
Подкорковая | Поражения экстрапирамидных ядер и их связей с другими структурами мозга | Распад или расстройства использования в акте речи врожденных синергий (что делает речь напряженной и неплавной) | Расстройства речевой просодики: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра голоса, акцептуации и мелодики. |
Мозжечковая | Поражения мозжечка и его связей с другими структурами мозга. | Статическая и динамическая атаксия речевых движений | Речь скандированная, недостаточно внятная. |
Диагностика псевдобульбарной дизартрии у детей с ДЦП
(По материалам М.А. Поваляевой)
Показатели | Стертая форма | Дизартрия средней тяжести | Тяжелая дизартрия |
1. Мимика | Выразительная, симметричная; полный контроль за мимикой, управляемость ее | Маловыразительная; незначительная асимметрия лица; недостаточный контроль за положением губ – в покое рот приоткрыт | Стойкая гипомимия (амимия) лица, асимметрия; произвольные мимические движения затруднены; синкинезии. |
2. Дыхание | Тип дыхания смешанный (грудобрюшной). Обе половины диафрагмы работают равномерно | Дыхание поверхностное, ключичное, возможна аритмия | Дыхание слабое, поверхностное, аритмичное. |
3. Голосообразование | Голосоподача мягкая. | Голосоподача жесткая, голос затухающий. | Голос слабый, прерывистый, затухающий, до полного исчезновения, возможна афония. |
4. Рефлекторные движения языка | В полном объеме, достаточном темпе (жевание, облизывание губ) | Объем и темп несколько ограничены; истощаемость речевых функций | Стойкие ограничения движений, объема, темпа (жевание, облизывание) |
5. Формоположения языка | По средней линии, кончик ярко выражен. | Широкий кончик не сформирован, девивации языка (отклоняется в здоровую сторону) | Стойкая ассиметрия, колообразный или паретичный с односторонней атрофией. |
6. Удерживание артикуляционной позы | Без труда под счет до 10 и более. Цианичность отсутствует. Незначительная саливация. | Удерживается до 10, но наблюдаются элементы беспокойства, тремора, цианичности, саливации | Удерживается до 5 с трудом. При спастической и гиперкинетической формах ярко выражен тремор, возбуждение. При паретичной форме – язык выходит из ротовой полости |
7. Произвольные движения языка | Все движения в полном объеме и темпе; незначительные нарушения дифференцированных артикуляторных движений | Легкая асимметрия; темп замедленный; затруднена смена артикуляционных движений; истощаемость речевых функций | Стойкая асимметрия языка. |
8. Мягкое небо | Расположено по средней линии. | Асимметрично, паретично. | Мягкое небо паретично; небно-глоточный затвор не образуется; отмечается утечка воздуха в носовую полость, сильная назализация |
9. Произвольные движения губ: трубочка, вибрация, улыбка | Симметричны, осуществляются в полном объеме и темпе. | Асимметричны в здоровую сторону, движения выполняются в замедленном темпе. | Асимметрия. Темп значительно замедлен. Объем резко ограничен. Сопротивление отсутствует. |
10. Гиперкинезы | Отсутствуют. | Непостоянны | Постоянные, гиперкинезы затрудняют речь. |
11. Оральные синкинезии | Отсутствуют | Непостоянны, слабо выражены | Постоянны, при попытке речи усиливаются, затрудняют общение. |
12. Произношение | Изолированные звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность во всех фонетических группах | Возможно правильное, но отмечается неразборчивость; страдают определенные группы звуков. | Чаще наблюдаются искажения (межзубный, боковой сигматизмы). |
Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии
(По материалам М.А. Поваляевой)
Дислалия | Стертая форма дизартрии |
1. У соматически ослабленных детей. Органики нет. | 1. Связана с поражением центральной нервной системы. |
Развитие языка ребенка (по Н.А Рыбников, А.Н. Гвоздев)
9,5месяцев – 1год 6месяцев | Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, тё-тё, ам-ам (есть) и т.д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п. Все существительные употребляются в именительном падеже, в единственном числе. |
1год 6месяцев- 1год8 месяцев | Попытки связать два слова в фразу («мама, дай!»). Усваивается повелительное наклонение глаголов («иди, иди!», «дай,дай!» и т.п.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение. |
1год8месяцев- 1год10месяцев | Появляются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна). |
1год 10 месяцев- 2года | Словарь доходит до 300слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. От 1года 6мсяцев до 2лет- первый период вопросов «Что это?» Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем родительный, дательный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже. |
3-й год | Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года – соединительные союзы и местоимения. |
4 – 5 лет | Условная форма придаточных предложений. Длинные фразы. Монологи. Заключительная фраза в развитии языка. Второй период вопросов: «Почему?». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка логопеда родителям
Поможет родителям правильно сделать домашнее задание по заданию логопеда...
Памятка логопеда для родителей 5-6 лет
Памятка логопеда для родителей 5-6 лет...
Памятка логопеда для родителей 6-7 лет
Памятка логопеда для родителей 6-7 лет...
Памятки логопеда
Конультаия для родителей...
Памятка "Логопед рекомендует"
В памятке представлены советы для родителей детей первой ясельной группы...
Родителям: памятка логопеда.
Любая работа по коррекции речи проводится в тесном контакте с воспитателями и родителями ребенка. Только в этом случае будут получены желаемые результаты!...
Памятка логопеда для родителей Речевые игры по дороге домой для детей 5-7 лет
Памятка логопеда для родителейРечевые игры по дороге домой для детей 5-7 лет Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в игре. Дети, увлеченные замыслом игры, не замеча...