Артикуляционная гимнастикапо сказкам.
картотека по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Картотека «Артикуляционная гимнастика по сказкам».
ТЕМА: « ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН» Язычок подружился с лошадкой, но вместе они жить не могли. Лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга. В зоопарке у язычка появились новые знакомые. Самым большим был бегемот Боня. Он широко открывал рот и ждал какого – нибудь лакомства. Получив его , захлопывал огромную пасть и начинал жевать. Самой доброй и безобидной была змея. Она только на первый взгляд казалась страшной, особенно когда высовывала длинный и узкий язык. Самой веселой была обезьянка. Она любила всех смешить, поэтому все время строила рожицы: высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась дотянуться языком до носа, до подбородка. Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спинку. Для своих новых друзей язычок приносил лакомства (вкусное варенье). Они были очень рады (улыбка). | ТЕМА: « СЕМЬЯ» Этот маленький дружок – твой веселый язычок Чтоб он ловким был, умелым, чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай, перед зеркалом шутя! Вот проснулся язычок и выглянул в окошко. Видит: спинку выгнула розовая кошка. Расстелил половичок на крылечке язычок, Взял он клещи, взял топор и пошел чинить забор. Д-д-д- стучит молоточек Т-т-т- вот забит гвоздочек Светит солнышко с утра - в гости к тетушке пора. Тетушка щечка племянничка ждет, Блинчики с маком к обеду печет Кашку сварила, чай заварила, Даже варенья банку открыла. На лошадке по дорожке скачет язычок, И копытами лошадка – цок, цок, цок В горку медленно идет, а с горы стрелой несется Тетушка племянничка весело встречает Чай ему с вареньем тут же предлагает Ах, какое сладкое, вкусное варенье Да и каша манная просто объедение Ням-ням-ням |
ТЕМА: « ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» Однажды после утренней зарядки язычок присел отдохнуть ( лопатка). Ярко светило солнышко, дул ветерок(подуть), язычок задремал. Вдруг он услышал как кто – то мяукает. Язычок наклонился ( к подбородку) и увидел маленького пушистого котенка. Язычок погладил его (расческа), но котенку это не понравилось. Он выгнул спинку (горка). Тогда язычок решил его покормить. Он налил котенку теплого молока в миску (чашка). Котенок стал лакать (змейка). Когда молока не осталось, он облизнулся (облизать губы). Язычок решил снова погладить котенка(расческа). Но на этот раз котенок не сердился, выгнул спинку от удовольствия и замурлыкал. С тех пор котенок стал жить вместе с язычком. | Тема: « Грибы» Наступила осень – пора сбора грибов. Язычок взял большую корзинку (чашечка) и отправился в лес. По дороге в лес он увидел ручеек (подуть на высунутый язык). Язычок подставил ладошку и почувствовал какая холодная вода в ручейке. Язычок долго ходил по лесу и наконец нашел полянку (лопатка), увидел на ней много – много грибов. Язычок перебегал от одного гриба к другому (часики). Набрав полную корзину (чашечку) он вернулся домой. |
ТЕМА: « ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ». Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял тарелку (лопатка) и стал замешивать тесто (пропускать язык между зубами назад – вперед). Когда тесто было готово язычок, стал лепить пирожки (пирожок). Внутрь каждого пирожка он положил малиновое варенье (вкусное варенье). Вдруг кто-то постучался в дверь (произнести «т-т-т»). Это пришли гости к язычку: мишутка (надуть щеки), зайка - попрыгайка( пощелкать языком), волчок - серый бочок ( оскал). Усадил язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем (чашечка) с пирожками ( пирожок). | Тема: « Музыкальные инструменты» Язычок любил музыку, и ему очень хотелось научиться играть на разных музыкальных инструментах. Он купил барабан, дудочку, гармошку. Сначала язычок стал брать уроки игры на барабане (дятел). Палочки звонко отбивали дробь. Освоив барабан язычок стал учиться играть на дудочке ( свернуть пирожком и подуть). Самым трудным, оказалось научиться играть на гармошке. Язычок очень старался, поэтому учеба его шла успешно. Скоро он мог исполнять на своих музыкальных инструментах любые мелодии. |
Тема: « ДОМ. СЕМЬЯ.» Из – за постоянной сырости, язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом. Для этого он сначала открывал одну дверь – губы, вторую дверь – зубы. Потом язычок красил потолок (маляр), стены (щеки). Выполнив эту работу, он все мыл (чистим верхние и нижние зубы) | Тема: « Деревья» К нам на занятие залетел листочек: « Легкий, воздушный, ветерку послушный» Этот листочек очень веселый. Улыбнитесь ему в ответ. Положите свой язычок на губку и подержите так же спокойно, как лежит листочек (лопатка). Ветерок поднимает листочек и опускает (качели), качает вправо – влево (часики). А вот и солнышко протянуло ему свой лучик (иголка). Вдруг по листочку закапал дождик (лошадка). Кончился дождик, поднялся ветер и закружил листочек (облизать губы) |
Тема: « НАСЕКОМЫЕ» Жила – была божья коровка. Вышла она однажды из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало её теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровке, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые вокруг стали над ней смеяться. Даже солнышко скрылось за тучки. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку свое личико, и они стали улыбаться друг другу. – Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно много трудиться. -Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило ей книжку. Божья коровка её долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. На картинках она увидела: лопатку, чашечку, лошадку, грибок, гармошку. Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки. - Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко. - Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку. Они попили чай с вареньем и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок. | Тема: « НАСЕКОМЫЕ» Одну красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв. А бабочка ему говорит: Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки! Перестав плакать, птенчик сказал: « Это что, про меня? А бабочка все свое: Летом в болоте, вы её найдете. Зеленая квакушка, улыбается от ушка до ушка. Птенчик стал улыбаться как лягушка. У этого зверя огромный рост, сзади у зверя маленький хвост, спереди у зверя хвост большой. Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это (слон) хоботок. - Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? - Я остался один потому и плакал. Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился ещё летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку: Сегодня все ликует! В руках у детворы, от радости танцуют воздушные ( шары). И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался. И не заметили как прошло время. А что всегда идет, а с места не сходит? И снова птенчик отгадал загадку (часики). А тут и мама прилетела. Она поблагодарила бабочку. |
Тема: « ВЕСНА. ПТИЦЫ. Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него. Испугался он, хотел обратно залезть в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке. Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог – маленький еще был, не научился летать. Сел воробышек и громко заплакал. Проползала мимо змейка -Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда выпал - Я бы рада тебе помочь, но у меня рук нет. Иди по тропинке, найдешь там помощь. Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Навстречу ему лягушонок (улыбка). Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама – воробьиха – летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Все вместе горюют, а придумать ничего не могут. Слышат, стучит дятел. Позвали его, совета спросить. Дятел подумал и сказал: там, на поляне ребятишки в футбол играют, позови их, и они тебе помогут. Ребята подбежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них – благодарил. | Тема: « Насекомые» Гусеница Обжорка все время хотела кушать. Она лопала все, что попадало в поле её зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась, посмотрела на себя в зеркальце и сказала: ой, какой у меня бледный вид! И гусеничка решила позаниматься, чтобы у неё стал вид более здоровый (лопаточка – иголочка). Но она быстро проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела. Но вскоре опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки. Настало время для обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно её убаюкивала и раскачивала вверх – вниз (качели). В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. |
Тема: « ОГОРОД. ОВОЩИ.» Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку. Копает зайчик землю, да песни распевает, а мимо белка скачет, где – то грибок засушенный нашла. Удивилась белка, похвалила зайца и совет дала: только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. Только белка ушла – медведь идет, банку с вареньем несет. Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. - Смотри рассаду не съешь. А я после прейду посмотреть, что у тебя вырастет. И ушел косолапый. Заяц дальше копает, песенки поет ( а-о-э-у-и). А перед самым вечером волк идет чашку несет. - Ой, заяц, какой ты молодец! До чего додумался. Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка. Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи капался заяц, а на утро еще и мостик сделал(горка). Чтобы удобнее было воду для поливки носить. Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал. А когда осень наступила, все увидели, что капуста на славу уродилась. Срезал заяц капусту, сложил её, получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам. Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. | Тема: « ШКОЛА» Жила – была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям, потому что при её появлении каждый восклицал: « Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса! Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! Решила она принарядиться. Зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпу (маляр). Но все, кто её видел, снова махали руками и кричали: « Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!». Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку(маляр). Но и это никто не оценил. Она снова услышала: « Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло (щеки и зубы). Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым. И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла она желтой краски и окрасилась в яркий солнечный цвет(маляр). Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречался, в ужасе кричал: « Какая желтая клякса! Как блин!» (лопатка). В это время пролетала(часики) сова – мудрая голова. Сова не узнала Кляксу и сказала: « Здравствуйте, дорогая и красивая незнакомка! Вы случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что её приняли за Луну. И они вместе отправились качаться на качелях. |
ТЕМА: « ВЕСНА» Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель ( цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). « Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их, то в одну сторону, то в другую (часики). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко ( рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме. | ТЕМА: « ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» Однажды в зимний день язычок выглянул в окошко ( открыть рот, высунуть язык, удержать под счет до 5) и очень удивился ( округлить губы). Все вокруг – и скамейки, и качели, и дорожки – было укрыто белым снегом. Он улыбнулся (улыбка), посмотрел вверх на солнышко, потом вниз на снежок (качели) и решил слепить снеговика. Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку), и наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (пя-пя-пя). Когда снеговик был готов, язычок посмотрел по сторонам (часики) и призадумался: « Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговицы и вставил снеговику глазки ( зажмурить один глаз, потом другой), из морковки получился длинный нос (иголка). Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигивание). Вот какого снеговика слепил язычок. |
ТЕМА: « ТРАНСПОРТ» Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда ( чашечка), мимо стройных берез (грибок). дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул. | ТЕМА: « НАСЕКОМЫЕ» Наступил солнечный денёк. Язычок проснулся рано (рот открыть, медленно вытягивать язык к подбородку). Он взял с собой ведерко (чашечка), грабли (пропускать язык сквозь зубы), лопату (лопатка) и отправился в сад. В саду было много работы. Взяв грабли, язык стал аккуратно сгребать засохшую траву (пропускать язык между зубами, назад - вперед). Потом язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну щеку, то в другую). Обрадовался язычок, что теперь в саду стало чисто и красиво. Вдруг он услышал, что кто – то жужжит (ж-ж-ж) в стороне (звукоподражание). Это была пчела. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого (облизать губы, то в одну сторону, то в другую). Ещё где-то слышалась песенка комара (з-з-з). Под вечер язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали (щик-щик-щик). Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее ( открыть широко рот и медленно закрывать). Язычок прилег на качели и не заметил, как задремал. Ночью около язычка кружилось много светлячков, которые охраняли чудесный сад (облизать губы). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"
Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу или на прием к логопеду. Дан...
Артикуляционная гимнастика-сказка "У бабушки с дедушкой"
В презентации представлен комплекс артикуляционной гимнастики для детей в стихах....
Артикуляционная гимнастика "Сказка о Язычке"
Развивать артикуляционный аппарат с помощью упражнений артикуляционной гимнастики поможет "Сказка о Язычке". К тексту сказки прилагаются описание и символический рисунок к каждому упражнению. Рекоменд...
Артикуляционная гимнастика - сказка "У бабушки с дедушкой"
Любой из нас пришел на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всем при этом Должны мы научиться - ГОВОРИТЬ...
Артикуляционная гимнастика. Сказка "Зима".
Артикуляционные упажнения в стихах....
Артикуляционная гимнастика "Сказка о весёлом язычке"
Артикуляционная гимнастика для детей от 4 до 7 лет "Сказка о весёлом язычке"...