Артикуляционная гимнастика
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык – основная мышца органов речи, и гимнастика для него просто необходима. Кроме того, для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные губы и мягкое нёбо. Для того, чтобы не возникло проблем со звукопроизношением и нужна артикуляционная гимнастика, т.е. комплекс специальных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Первый комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков с, з, ц.
- Загнать мяч в ворота
1.Вытянуть губы вперед трубочкой
2.Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками
- Месим тесто
1.Улыбнуться
2.Немного приоткрыть рот
3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»
4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5
- Блинчик
1.Улыбнуться
2.Приоткрыть рот
3.Положить широкий язык на нижнюю губу
4.Удерживать под счет от 5 до 10
- Остудим блинчик.
1.Улыбнуться
2.Положить широкий язык на нижнюю губу
3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.
- Чистим зубки
1.Улыбнуться
2.Показать зубы, приоткрыть рот
3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы
- Заборчик
1. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
- Дудочка
1. С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
2. Выполнить динамические упражнения заборчик-дудочка 10-15 раз
- Киска сердится
1. Губы в улыбке, рот открыт
2. Кончик языка упирается в нижние зубы
3. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
4. Покатили верхние зубки с горки «гладим киску» со звуком «ссс», зубки закрыли в красивый забор «ссс…»
Второй комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков ш, ж, щ, ч.
- Вкусное варенье
1.Слегка приоткрыть рот
2.Улыбнуться
3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
- Месим тесто
1.Улыбнуться
2.Немного приоткрыть рот
3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»
4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5
- Блинчик
1.Улыбнуться
2.Приоткрыть рот
3.Положить широкий язык на нижнюю губу
4.Удерживать под счет от 5 до 10
- Остудим блинчик.
1.Улыбнуться
2.Положить широкий язык на нижнюю губу
3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.
- Заборчик
1. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
- Дудочка
1. С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
2. Выполнить динамические упражнения заборчик-дудочка 10-15 раз
- Лошадка
1. Вытянуть губы
2. Приоткрыть рот
3. Поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
4. Лошадка спотыкается: губы-«заборчик» - губы-«Дудочка» продолжаем цокать.
- Грибочек
1.Улыбнуться
2.Показать зубы, приоткрыть рот
3.Поцокать языком, будто едешь на лошадке
4.Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).
- Гармошка
1.Улыбнуться, приоткрыть рот
2.Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу)
3.Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
- Парашютик
1.Улыбнуться, приоткрыть рот
2.На кончик носа положить ватку
3.Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
- Чашечка
1. Улыбнуться
2. Широко открыть рот
3. Высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)
Третий комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л
- Месим тесто
1.Улыбнуться
2.Немного приоткрыть рот
3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»
4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5
- Вкусное варенье
1.Слегка приоткрыть рот
2.Улыбнуться
3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
- Качели
1.Улыбнуться
2.Приоткрыть рот, показать зубы
3.Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет)
4.Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение
- Часики
1. Улыбнуться, открыть рот
2. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
- Орешки
1. Рот закрыт
2. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
3. На щеках образуются твердые шарики - "орешки"
- Пароход гудит
1.Губы в улыбке
2.Рот приоткрыт
3.Длительно произнести звук «ы-ы-ы»
- Индюки болтают
1.Приоткрыть рот
2.Положить язык на верхнюю губу
3.Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл»
Четвертый комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р
- Чистим зубки
1.Улыбнуться
2.Показать зубы, приоткрыть рот
3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы
- Маляр
1.Губы в улыбке
2.Приоткрыть рот
3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад
- Блинчик
1.Улыбнуться
2.Приоткрыть рот
3.Положить широкий язык на нижнюю губу
4.Удерживать под счет от 5 до 10
- Остудим блинчик.
1.Улыбнуться
2.Положить широкий язык на нижнюю губу
3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.
- Часики
1. Улыбнуться, открыть рот
2. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
- Орешки
1. Рот закрыт
2. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
3. На щеках образуются твердые шарики - "орешки"
- Вкусное варенье
1.Слегка приоткрыть рот
2.Улыбнуться
3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
- Индюки болтают
1.Приоткрыть рот
2.Положить язык на верхнюю губу
3.Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл»
- Барабанщик
1.Улыбнуться
2.Открыть рот
3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...