"Играем со звуками"
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме

Колчанова Анастасия Сергеевна

Одной из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ и семье, является формирование у него грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Выполнить эту задачу возможно лишь при серьезной работе по развитию фонематического восприятия.

Теория и практика логопедической работы показала, что развитие фонематических процессов положительно влияют на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения не возможна без опережающего формирования фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_so_zvukami.doc582.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          «Играем со звуками»

Одной из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ и семье, является формирование у него грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Выполнить эту задачу возможно лишь при серьезной работе по развитию фонематического восприятия.

Теория и практика логопедической работы показала, что развитие фонематических процессов положительно влияют на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения не возможна без опережающего формирования фонематического восприятия. Также очевидна взаимосвязь между развитием фонематического восприятия и лексико-грамматической стороной речи. Благодаря планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, суффиксы, выделяют предлоги и т.д. Отсутствие или недостаточная работа по развитию фонематического восприятия в дальнейшем проявится у детей в затруднениях связанных с дифференциацией акустически близких звуков, неумении определять место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в слове, невозможность подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком. Все это приводит к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.

Развитие фонематического восприятия необходимо осуществлять не только в процессе занятий, но и в не учебное время. Лучший способ для привлечения внимания детей – это игра.

«Звуки спрятались» - это увлекательная игра. Путешествуя по игровому полю, дети смогут отработать навык выделения первого и последнего звука в слове, провести анализ выделенного звука, подобрать слово на заданный звук, составить словосочетание или предложение с предложенным или придуманным словом. Также игровое поле данной игры может использоваться для закрепления навыка слогового анализа слова.

«Скажем правильно» - цель данной игры автоматизация и дифференциация свистящих и шипящих звуков, а так же звуков Р и Л (игра имеет два игровых поля).

«Собери друзей» - игра-соревнование. Участвуя в этой игре, дети смогут закрепить навыки звукового и слогового анализа слов.

Данные игры могут использоваться логопедами на фронтальных и подгрупповых занятиях, а также воспитателями в свободное от занятий время

                                                       

                                                               Игра «Звуки спрятались»

Настольная игра для детей 5-6 лет. Игра направлена на развитие навыков звукового анализа. Возможно использование игры как логопедами на подгрупповых занятиях, так и воспитателями в свободное от занятий время.

Игра рассчитана на 2-6 игроков.

Игровое поле:

Правила и ход игры

Расставляем фишки на поле с надписью «старт». Игроки по очереди бросают кубик и передвигаются на положенное количество ходов вперед. Сделав свой ход, игрок должен выполнить следующее задание:

Вариант 1 - назвать первый звук в слове, определить, гласный он или согласный, если звук согласный, то твердый или мягкий, звонкий или глухой;

Вариант 2 - назвать последний звук в слове, определить, гласный он или согласный, если звук согласный, то твердый или мягкий, звонкий или глухой;

Вариант 3 — определить первый (последний) звук в слове и придумать слово, начинающееся на этот звук;

Вариант 4 (закрепление навыка слогового анализа слов) — определить количество слогов в слове, придумать слово с таким же количеством слогов.

Игрок не справившийся с заданием, пропускает ход.

Если игрок попадает на поле без картинки, то он должен переместиться на указанное стрелкой поле и продолжить игру далее в соответствии с правилами.

Выигрывает тот, кто первым доберется до поля с надписью «финиш».

                                                  Игра «Скажем правильно»

Настольная игра для детей 5-6 лет, состоящая из двух игровых полей. Игра направлена на автоматизацию и дифференциацию звуко Р-Л, свистящих и шипящих звуков. Возможно использование игры как логопедами на подгрупповых занятиях, так и воспитателями в свободное от занятий время.

Игра рассчитана на 2-6 игроков.

Игровые поля:

Поле №1

Поле №2

Правила и ход игры

Расставляем фишки на поле с надписью «старт». Игроки по очереди бросают кубик и передвигаются на положенное количество ходов вперед. Сделав свой ход, игрок должен выполнить следующее задание:

Вариант 1 — правильно произнести слово, назвать звук, представляющий наибольшую сложность в произношении и определить его место в слове;

Вариант 2 — правильно произнести слово, составить предложение с этим словом;

Вариант 3 — правильно произнести слово, определить сложный звук, придумать слово с таким же звуком.

Игрок, не справившийся с заданием пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым доберется до поля с надписью «финиш».

Игра «Собери друзей»

Игра для детей 5-6 лет.

Игра направлена на закрепление навыков звукового и слогового анализа слов.

Возможно использование игры как логопедами на подгрупповых занятиях, так и воспитателями в свободное от занятий время.

Игра рассчитана на 2-4 игроков.

Правила и ход игры

Детям раздаются игровые поля. На столе выкладывается набор карточек.

Вариант 1 — определить первый звук в слове, выбрать из предложенных карточек, те названия которых начинаются с такого же звука;

Вариант 2 — посчитать количество слогов в слове, выбрать из предложенных карточек слова с таким же количеством слогов.

Выигравшим считается тот ребенок, который быстрее всех заполнит свое игровое поле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усвоение детьми 6-7 лет с ОНР системы фонем в ходе совместного моделирования игры "Карусель звуков". (Приложение 1. Видео "Дети играют в игру "Карусель звуков")

Игра «Карусель звуков»  моделируется вместе с детьми в течение учебного года по мере последовательного изучения системы фонем.  В процессе моделирования игры дети  выделяют звук из слов...

Дидактическая игра "Подружим звук "М" с гласными звуками".

Данная дидактическая игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Сначала детей знакомят с артикуляцией  гласных звуков и согласного звука "М", а затем с символами, обозначающими и...

Консультации для родителей Слушаем звуки, играем со звуками.

Консультации для родителей  Слушаем звуки, играем со звуками....

Игра со звуками. Дифференциация звуков с и ш.

В столь сложное время, когда многие учебные заведения переходят в дистанционное обучение, специалисты  дошкольных учреждении вынуждены работать на удалёнке. Для доступной и интересной рабо...

Консультация для родителей "Cлушаем звуки, играем со звуками"

Консультация для родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"....

Консультация для родителей" Слушаем звуки, играем со звуками".

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фоне...

Консультация для родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"

 Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фон...