Профилактика нарушений голоса у педагогов
консультация по логопедии на тему

Ступаченко Вера Григорьевна

План:

1.Классификация нарушений голоса.

2.Причины нарушений голоса.

3.На что нужно обратить внимание?

4.Гигиена голоса и предупреждение дисфонии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof_narush_golosa_u_pedagogov_stupachenko.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

1.Классификация нарушений голоса.

          По характеру нарушений голосовые расстройства делятся на органические и функциональные.

         Функциональные нарушения имеют временный характер. Органические нарушения голоса  связаны с изменениями структуры органа или тканей. Функциональные нарушения могут переходить в органические.

Функциональные нарушения голоса у взрослых:

  1. психогенная афония (чаще всего её причиной является стрессовое состояние – крик, конфликт- которое выступает как пусковой механизм, приводящий  к полной потери голоса),
  2. гипотонусная дисфония (из-за постоянного перенапряжения голосового аппарата, после острых воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей),
  3. гипертонусная дисфония (чаще всего связана с использованием твёрдой таки голосообразования и чрезвычайно высоким голосом),
  4. гипо – гипертонусная (смешанная) дисфония (после  острого ларингита, трахеита),

Органические нарушения голоса:

  1. при остром  и хроническом  ларингите
  2. краевой и односторонний хордит,
  3. парезы гортани (частичное ограничение подвижности голосовых связок сроком до 6 мес.),
  4. параличи гортани (полная неподвижность голосовых связок сроком более 6 мес.).

2.Причины нарушений голоса.

        Причины дисфонии и афонии весьма разнообразны. О.С.Орлова выделяет следующие основные причины, вызывающие нарушения голоса, которые можно условно разделить на:

-биологические (конституциональные особенности, возраст, сопутствующие заболевания),

-бытовые (семейное положение, состав семьи, жизненные условия),

- психологические (бытовые и профессиональные конфликтные ситуации, психоэмоциональные и характерологические особенности личности).

        Большинство авторов указывают на наличие постоянного шумового фона (провоцирующего перенапряжение голоса), громкое пение, крик, воспалительные процессы верхних дыхательных путей, нарушения слуха.

        По данным О.С. Орловой (2005) в этиологии дисфоний преобладает частое перенапряжение голоса ( крик, громкая речь дома, в детском саду, форсированное пение в хоре) – 65 % случаев, острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей – 20 %, астенический синдром – 10%, аденоиды -  5%.

        При афонии наряду с указанными случаями имели место случаи, связанные с нервным потрясение.

        Большое влияние оказывают социальные и биологические факторы. У жителей больших городов дисфонии возникает в 2 раза чаще. А.С.Зуев (1996) отмечает, что причиной голосовых расстройств могут быть экологические факторы (местности с неблагоприятными метеоусловиями – опасными скоростями ветра, повышенной влажностью, частыми изменениями температуры).

        Д.К.Вильсон (1990) приводит данные о возникновении нарушений голоса в результате подражания людям с нарушенным голосом – ребёнок учится не только языку, но и манере речи, у крикливой матери и ребёнок говорит на повышенных тонах.

        Ю.С. Василенко и  Г.Киттель (1997) подчёркивают, что некоторых голосовых нарушений у взрослых можно было бы избежать благодаря раннему их выявлению и своевременному лечению в детском возрасте.

3.На что нужно обратить внимание?

        Е.Ю. Радциг и О.С.Орлова считают, что следует обращать особое внимание на:

  1. продолжительную, устойчивую осиплость в течение многих месяцев,
  2. неослабевающую, прогрессирующую осиплость (охриплость) и обструкцию дыхательных путей – новообразования),
  3. трудности в произношении слов и нескоординированность глотательных движений -  нервно – мышечные расстройства,
  4. продолжительную, тяжёлую осиплость (охриплость) с мягким прогрессирующим стридором и обструкцией дыхательных путей – папилломатоз,
  5. внезапное начало осиплости после удушья, приступа кашля, попадания инородного тела в гортань,
  6. перемежающуюся лёгкую дисфонию или эпизоды полной афонии, формированный шепот вместо голоса, чаще у лиц женского пола, - психогенная дисфония,
  7. слабый голос с придыханием, невозможность громкого голоса – парез голосовых складок,
  8. внезапное начало дисфонии после громкого крика, возгласа – кровоизлияние в голосовые связки,
  9. пропадающий голос – новообразование  или кисты над гортанью.

4.Гигиена голоса и предупреждение дисфонии.

        Степень выразительности голоса определяется его природными возможностями, но систематическая тренировка делает голос более выносливым.

        При здоровом голосовом аппарате можно рассчитывать на хорошие результаты в работе. Заболевания голосовых складок, тонзиллит, болезнь носоглотки, гайморит, заболевания щитовидной железы и другие заболевания отрицательно сказываются на звучании речи.

        Хорошая физическая закалка оказывается благотворное влияние на общее состояние человека, а значит, на его голосовой аппарат.

        Одним из важных факторов предупреждения нарушений голоса  является обучение технике голосоведения и речи, знание правил гигиены голоса и их соблюдение.

        Нужно стараться  не перенапрягать голос избегать громкого разговора, крика  и визга, в том числе и как проявление низкого культурного уровня.  После рабочего дня по возможности 1-2 часа нужно помолчать, прополоскать полость рта и горло тёплым (но не горячим) успокаивающим настоем.

        Вокальный репертуар следует подбирать с учётом диапазона голоса.

        Необходимо постоянно заботиться о физическом закаливании организма, (повышающем иммунитет к различным заболеваниям), о формировании уравновешенного активного поведения и хорошего бодрого настроения.

        Отрицательно влияют на голос вредные привычки, особенно курение, злоупотребление спиртными напитками. Все эти факторы вызывают и поддерживают катаральное состояние слизистой оболочки глотки и гортани.

        Помещения, в которых вы длительное время находитесь, должны отвечать санитарно – гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке, обладать определёнными акустическими возможностями.

        Таким образом, знания по гигиене голоса, бережное отношение к своему голосовому аппарату, систематические занятия по голосоведению, расширению диапазона и звучания и повышению выносливости голоса позволяют сохранить и развить природные качества голоса.

Список литературы

  1. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.- метод. пособие / О.С.Орлова. - М.,2005
  2. Пальчун, В.Т Болезни уха, горла, носа /В.Т.Пальчун, Н.А.Преображенский. – М., 1980

 Рекомендации

тем, кто работает с детьми, нужно 2 раза в год посещать отоларинголога,

  1. необходим полноценный отдых,
  2. лучше молчать больше (минимум 2 часа в день),
  3. промывать носоглотку Аквалором, Аквамарисом  (на основе океанической воды)
  4. не злоупотреблять лекарственными средствами при лечении верхних дыхательных путей,
  5. в эпидемиологический сезон  смазывать нос  мазью «Виферон»,

принимать «Имммунал»,

  1. чаще пить: чай с мёдом, кипячёную воду, морс не сладкий, компот из сухофруктов,
  2. исключить употребление газированных напитков ( агрессивно влияют на гортань и слизистые оболочки),
  3. сахар везде заменить на мёд (сахар для гортани вреден!),
  4. набирайте негазированную минеральную воду в маленькие пульверизатор  и брызгайте в рот),
  5. соблюдать масочный режим,
  6. употребляйте минеральную воду,  разбавляя кипячёной водой (1:1),
  7. не перенапрягать голос избегать громкого разговора, крика  и визга,
  8. отрицательно влияют на голос вредные привычки, особенно курение, злоупотребление спиртными напитками,
  9. помещения, в котором вы длительное время находитесь, должны отвечать санитарно – гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке, обладать определёнными акустическими возможностями.
  10. в рабочих помещениях и дома должны быть различные увлажнители, аквариумы, комнатные растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений голоса у детей

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства....

Профилактика нарушений голоса у детей

У детей младшего дошкольного возраста голосообразующий аппарат еще полностью не сформирован, поэтому им не рекомендуются публичные выступления, требующие форсирования голоса в не свойственном реб...

Презентация "Профилактика нарушений голоса"

—Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи...

Профилактика нарушений голоса педагогов дошкольных образовательных учреждений

Голос и речь педагога — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а также ср...

Консультация для педагогов на тему: «Профилактика нарушений голоса у детей».

Консультация для педагогов на тему "Профилактика нарушения голоса у детей"...

Выступление на педагогическом совете "Профилактика нарушений голоса у педагогов"

Выступление содержит различные профилактические упражнения, которые помогут в будущем избежать профессиональные нарушения голоса....

«Голос. Виды нарушений голоса у детей. Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей»

. В настоящее время нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, весьма распространены как у детей, так и взрослых. Причины расстройства голоса могут быть многообразны. ...