Профилактика нарушений голоса у педагогов
консультация по логопедии на тему
План:
1.Классификация нарушений голоса.
2.Причины нарушений голоса.
3.На что нужно обратить внимание?
4.Гигиена голоса и предупреждение дисфонии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof_narush_golosa_u_pedagogov_stupachenko.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Классификация нарушений голоса.
По характеру нарушений голосовые расстройства делятся на органические и функциональные.
Функциональные нарушения имеют временный характер. Органические нарушения голоса связаны с изменениями структуры органа или тканей. Функциональные нарушения могут переходить в органические.
Функциональные нарушения голоса у взрослых:
- психогенная афония (чаще всего её причиной является стрессовое состояние – крик, конфликт- которое выступает как пусковой механизм, приводящий к полной потери голоса),
- гипотонусная дисфония (из-за постоянного перенапряжения голосового аппарата, после острых воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей),
- гипертонусная дисфония (чаще всего связана с использованием твёрдой таки голосообразования и чрезвычайно высоким голосом),
- гипо – гипертонусная (смешанная) дисфония (после острого ларингита, трахеита),
Органические нарушения голоса:
- при остром и хроническом ларингите
- краевой и односторонний хордит,
- парезы гортани (частичное ограничение подвижности голосовых связок сроком до 6 мес.),
- параличи гортани (полная неподвижность голосовых связок сроком более 6 мес.).
2.Причины нарушений голоса.
Причины дисфонии и афонии весьма разнообразны. О.С.Орлова выделяет следующие основные причины, вызывающие нарушения голоса, которые можно условно разделить на:
-биологические (конституциональные особенности, возраст, сопутствующие заболевания),
-бытовые (семейное положение, состав семьи, жизненные условия),
- психологические (бытовые и профессиональные конфликтные ситуации, психоэмоциональные и характерологические особенности личности).
Большинство авторов указывают на наличие постоянного шумового фона (провоцирующего перенапряжение голоса), громкое пение, крик, воспалительные процессы верхних дыхательных путей, нарушения слуха.
По данным О.С. Орловой (2005) в этиологии дисфоний преобладает частое перенапряжение голоса ( крик, громкая речь дома, в детском саду, форсированное пение в хоре) – 65 % случаев, острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей – 20 %, астенический синдром – 10%, аденоиды - 5%.
При афонии наряду с указанными случаями имели место случаи, связанные с нервным потрясение.
Большое влияние оказывают социальные и биологические факторы. У жителей больших городов дисфонии возникает в 2 раза чаще. А.С.Зуев (1996) отмечает, что причиной голосовых расстройств могут быть экологические факторы (местности с неблагоприятными метеоусловиями – опасными скоростями ветра, повышенной влажностью, частыми изменениями температуры).
Д.К.Вильсон (1990) приводит данные о возникновении нарушений голоса в результате подражания людям с нарушенным голосом – ребёнок учится не только языку, но и манере речи, у крикливой матери и ребёнок говорит на повышенных тонах.
Ю.С. Василенко и Г.Киттель (1997) подчёркивают, что некоторых голосовых нарушений у взрослых можно было бы избежать благодаря раннему их выявлению и своевременному лечению в детском возрасте.
3.На что нужно обратить внимание?
Е.Ю. Радциг и О.С.Орлова считают, что следует обращать особое внимание на:
- продолжительную, устойчивую осиплость в течение многих месяцев,
- неослабевающую, прогрессирующую осиплость (охриплость) и обструкцию дыхательных путей – новообразования),
- трудности в произношении слов и нескоординированность глотательных движений - нервно – мышечные расстройства,
- продолжительную, тяжёлую осиплость (охриплость) с мягким прогрессирующим стридором и обструкцией дыхательных путей – папилломатоз,
- внезапное начало осиплости после удушья, приступа кашля, попадания инородного тела в гортань,
- перемежающуюся лёгкую дисфонию или эпизоды полной афонии, формированный шепот вместо голоса, чаще у лиц женского пола, - психогенная дисфония,
- слабый голос с придыханием, невозможность громкого голоса – парез голосовых складок,
- внезапное начало дисфонии после громкого крика, возгласа – кровоизлияние в голосовые связки,
- пропадающий голос – новообразование или кисты над гортанью.
4.Гигиена голоса и предупреждение дисфонии.
Степень выразительности голоса определяется его природными возможностями, но систематическая тренировка делает голос более выносливым.
При здоровом голосовом аппарате можно рассчитывать на хорошие результаты в работе. Заболевания голосовых складок, тонзиллит, болезнь носоглотки, гайморит, заболевания щитовидной железы и другие заболевания отрицательно сказываются на звучании речи.
Хорошая физическая закалка оказывается благотворное влияние на общее состояние человека, а значит, на его голосовой аппарат.
Одним из важных факторов предупреждения нарушений голоса является обучение технике голосоведения и речи, знание правил гигиены голоса и их соблюдение.
Нужно стараться не перенапрягать голос избегать громкого разговора, крика и визга, в том числе и как проявление низкого культурного уровня. После рабочего дня по возможности 1-2 часа нужно помолчать, прополоскать полость рта и горло тёплым (но не горячим) успокаивающим настоем.
Вокальный репертуар следует подбирать с учётом диапазона голоса.
Необходимо постоянно заботиться о физическом закаливании организма, (повышающем иммунитет к различным заболеваниям), о формировании уравновешенного активного поведения и хорошего бодрого настроения.
Отрицательно влияют на голос вредные привычки, особенно курение, злоупотребление спиртными напитками. Все эти факторы вызывают и поддерживают катаральное состояние слизистой оболочки глотки и гортани.
Помещения, в которых вы длительное время находитесь, должны отвечать санитарно – гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке, обладать определёнными акустическими возможностями.
Таким образом, знания по гигиене голоса, бережное отношение к своему голосовому аппарату, систематические занятия по голосоведению, расширению диапазона и звучания и повышению выносливости голоса позволяют сохранить и развить природные качества голоса.
Список литературы
- Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.- метод. пособие / О.С.Орлова. - М.,2005
- Пальчун, В.Т Болезни уха, горла, носа /В.Т.Пальчун, Н.А.Преображенский. – М., 1980
Рекомендации
тем, кто работает с детьми, нужно 2 раза в год посещать отоларинголога,
- необходим полноценный отдых,
- лучше молчать больше (минимум 2 часа в день),
- промывать носоглотку Аквалором, Аквамарисом (на основе океанической воды)
- не злоупотреблять лекарственными средствами при лечении верхних дыхательных путей,
- в эпидемиологический сезон смазывать нос мазью «Виферон»,
принимать «Имммунал»,
- чаще пить: чай с мёдом, кипячёную воду, морс не сладкий, компот из сухофруктов,
- исключить употребление газированных напитков ( агрессивно влияют на гортань и слизистые оболочки),
- сахар везде заменить на мёд (сахар для гортани вреден!),
- набирайте негазированную минеральную воду в маленькие пульверизатор и брызгайте в рот),
- соблюдать масочный режим,
- употребляйте минеральную воду, разбавляя кипячёной водой (1:1),
- не перенапрягать голос избегать громкого разговора, крика и визга,
- отрицательно влияют на голос вредные привычки, особенно курение, злоупотребление спиртными напитками,
- помещения, в котором вы длительное время находитесь, должны отвечать санитарно – гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке, обладать определёнными акустическими возможностями.
- в рабочих помещениях и дома должны быть различные увлажнители, аквариумы, комнатные растения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений голоса у детей
Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства....
Профилактика нарушений голоса у детей
У детей младшего дошкольного возраста голосообразующий аппарат еще полностью не сформирован, поэтому им не рекомендуются публичные выступления, требующие форсирования голоса в не свойственном реб...
Презентация "Профилактика нарушений голоса"
Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи...
Профилактика нарушений голоса педагогов дошкольных образовательных учреждений
Голос и речь педагога — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а также ср...
Консультация для педагогов на тему: «Профилактика нарушений голоса у детей».
Консультация для педагогов на тему "Профилактика нарушения голоса у детей"...
Выступление на педагогическом совете "Профилактика нарушений голоса у педагогов"
Выступление содержит различные профилактические упражнения, которые помогут в будущем избежать профессиональные нарушения голоса....
«Голос. Виды нарушений голоса у детей. Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей»
. В настоящее время нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, весьма распространены как у детей, так и взрослых. Причины расстройства голоса могут быть многообразны. ...