"Кто где живет?"
учебно-методический материал (логопедия, подготовительная группа) по теме

Зарипова Равзия Киамовна

Конспект - занятие адресован учителям - логопедам и воспитателям логопедических групп детских дошкольных учреждений. Конспект состоит из задач, вступительной части, основной и заключительной части. Содержит материал для расширения и активизации номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела, жилищ, а также формирование экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_kto_zhivet_v_lesu.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                                Конспект занятия по развитию речи

                                                в подготовительной логопедической группе

                                         детей с ФФНР на тему: «Кто где живет?»

                                               Учитель – логопед

                                                                        МБДОУ № 24 Г. Альметьевск

                                                                  Зарипова Равзия Киамовна

Тема: «Кто где живет?»

Используемая образовательная программа:

«Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» (в подготовительной к школе группе)» под редакцией Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой – Москва «Просвещение», 1978, с. 57.

        Цели занятия.

Образовательные:

− закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами;

− расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные», «Зима»;

− развивать навыки связного высказывания, познавательные способности, воображение, творчество.

Коррекционно – развивающие:

− формировать практические навыки правильного употребления относительных и прилагательных, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными;

− развитее дыхания и голоса;

− улучшение общей моторики и координации дыханий.

Коррекционно – воспитательные:

− формировать экологическую культуру;

− воспитывать чувство прекрасного;

− воспитание любви к природе;

− воспитание заботливого отношения к окружающему.

Предварительная работа:

− рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы по ознакомлению с дикими животными;

− упражнения по развитию мышления на материале описательных загадок о диких животных;

− прослушивание кассет с записью музыки П.И. Чайковского «Времена года»;

− проведение воспитателями дидактических и подвижных игр по данной теме.

Дидактическое обеспечение занятия:

− для детей: шишки, шапочки с ушками для зайчат, заячьи следы;

− для логопеда: магнитофон, кассета с записью музыки П.И. Чайковского «Времена года»; предметы для зимнего леса: искусственные ели, пеньки, ветки, вата, снежинки, белая бумага, дорога со следами зайца, корзиночка с шишками, мягкие игрушки: медведь, заяц, белка, волк, еж, лиса, два фланелеграфа; картинный материал (дикие животные, их жилища, две – три елочки, кустики, солнышко, сугробы, облака, снежинки), маски зайчиков.

Активизация словаря:

− имена существительные: белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, жилище, дятел, дупло, нора, берлога, логово, крона;

− имена прилагательные: дикие, беличьи, медвежьи, лисьи, заячьи, волчьи, косолапый;

− глаголы: поселяются, утепляют, выдолбить.

Структура занятий.

  1. Вводная часть (длительность 2 – 3 минуты).

Цель: создание интереса эмоционального настроя к занятию. (Беседа, загадывание загадок).

  1. Основная часть (длительность 23 минуты).

Цель: реализация задач программного содержания.

Методические приемы:

  1. Загадывание загадок;
  2. Использование предметных картинок (диких животных, их жилища);
  3. Прослушивание музыки;
  4. Вопросы к детям, объяснение;
  5. Психогимнастика;
  6. Пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз;
  7.  Динамическая пауза;
  8.  Составление картины из мелких деталей (елки, снежинки, жилища, дикие животные и др.).

  1. Заключительная часть (длительность 3 – 4 минуты).

Цель: подвести итог занятия.

Развернутая  педагогическая оценка.

          Использованная литература.


«Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» (в подготовительной к школе группе)» под редакцией Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой – Москва «Просвещение», 1978г.

Ход занятия:

        Вводная часть.

        Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте кто?

По деревьям скок – скок,

Да орешки щелк – щелк.

        Дети. К нам пришла белка.

(После каждого ответа логопед выставляет на фланелеграф картинку с изображением животного).

        Логопед. А как вы догадались?

        Дети. Белка питается орехами. Она быстрая, легко прыгает.

        Логопед.. Ходит летом косолапо,

                       А зимой сосет он лапу.

        Дети. Медведь.

        Логопед. А как вы понимаете слово «косолапо»?

(Дети предлагают варианты лексического значения данного слова. Логопед поясняет: «Ходить косолапо – ступать пятками врозь, неуклюже, неловко». Логопед предлагает детям показать косолапую походку медведя).

        Логопед. Рыжая, хитрая, кур крадет.

        Дети. Лиса.

        Логопед. А что значит хитрая?

        Дети. Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания).

        Логопед. Ползут ползет,

                       Иголки на себе везет.

        Дети. Ежик.

        Логопед. А что еще можете сказать о еже?

        Дети. У него колючие иголки. Он ест яблоки. Зимой спит долго.

        Логопед. Длинное ухо, комочек пуха,

                      Прыгает ловко, любит морковку.

        Дети. Заяц.

        Логопед. А что еще можете сказать о зайце?

        Дети. Он меняет шубку, зимой она белая, а летом серая. Заяц всех боится. Трусливый.

        Логопед. Ребята, покажите, как заяц боится волка (дети изображают мимикой).

        Логопед. Кто зимой холодной

                       Ходит злой, холодный?

        Дети. Волк.

        Логопед. Посмотрите на картинки, которые появились на фланелеграфе. Назовите наших гостей одним или двумя словами.

        Дети. Звери. Дикие животные.

        Логопед. Почему этих животных называют дикими?

        Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.

Основная часть.

Логопед. Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово «жилище»?

        Дети предлагают варианты лексического значения данного слова. Логопед поясняет: «Жилище – место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим в сказочном лесу.

  1. Проведение психогимнастического этюда.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» (1 – 2 минуты).

        Логопед. Закройте глаза и представьте себе все, о чем я буду вам рассказывать:

«На улице зима. Все кругом белым – бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами. Мы встали на лыжи и отправились в лес. В лесу тихо. Ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки: пушистые снежинки облетели все веточки. Крона вся ослепительно белая, только ствол темнеет на фоне пушистого снега. Стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веток. И это так красиво».

А теперь, дети, откроем глаза. Я скажу вам по секрету, что маленький уголок сказочного леса находится рядом с нами.

        Дети вместе с логопедом идут в другую часть группы, где создан «зимний лес».

        Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы видите? Что вы слышите?

        Дети. Тут тихо. Стоят зеленные елочки, усыпанные снежинками. На деревьях птички. В дупле сидит белка.

Музыка смолкает.

Логопед. Где? Покажите мне ее. Как называется ее дом?

Дети. Ее дом называется дуплом.

Логопед. Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда это дупло? Как вы думаете?

Дети. Там жила другая белка. В старом дереве белка нашла себе дом.

Логопед. Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. (Раскрывает корзиночку, опрокидывает ее, маленькие сосновые шишечки раскатываются по «снегу»).

Ой! Что я наделала. Как вы думаете, откуда это?

Дети. Это запасы белки на зиму. Она сама собирала.

Логопед. Возьмите шишки и положите на ладошку. Рассмотрите их.

  1. Проведение пальчиковой гимнастики и упражнения

по профилактике нарушения зрения.

        Логопед. Давайте поиграем с шишками.

(Дети зажимают шишки в кулачок (5 – 10 раз), прокатывают между ладонями (вверх – вниз, вправо - влево), делают круговые движения по ладоням, затем вытягивают правые руки, большим и указательным пальцами удерживают данные предметы и медленно отводят руки вправо, влево, делают круговые движения руками и внимательно следят глазами за движением предмета, не поворачивая головы).

        Логопед. У вас очень хорошо все получилось. Положите шишки в корзиночку и оставьте их белочке. А теперь посмотрите, что это? (Выставляет картинку). Ребята посмотрите, что это?

        Дети.  Это нора. Мы видим хвост лисы. Это дом лисы.

        Логопед. Это лисья нора. Давайте повторим название дома лисы.

(Дети хором и индивидуально произносят предложения).

        А как называется жилище медведя?

        Дети.  Берлога.

        Логопед. Давайте пофантазируем и представим, как медведь строит берлогу?

Дети.  Большое дерево упало, и медведь залез под него, это большая яма, а сверху ветки.

        Логопед. Жилище какого зверя мы с вами не называли?

        Дети.  Мы не назвали жилище волка.

Логопед. Жилище волка называется логово – небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму.

Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?

(Дети отвечают хором, индивидуально).

        Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в группу. Что вам понравилось в нашем лесу? В нашем путешествии?

        Дети.  Дупло, в котором живет белка. Как мы превращались в зайчиков и д.р.

        Логопед. Дети подойдите к столу, возьмите нарисованные жилища диких животных и прикрепите на фланелеграфе дом каждого животного. Теперь нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы:

        Где живет лиса?

        Дети.  Лиса живет в норе.

        Логопед. Значит это чья нора?

        Дети.  Это лисья нора.

        Логопед. Где живет белка?

        Дети. Белка живет в дупле.

        Логопед. Дупло чье?

        Дети.  Это беличье дупло.

        Логопед. Где живет медведь?

        Дети.  Медведь живет в берлоге.

        Логопед. Это чья берлога?

        Дети.  Это медвежья берлога.

        Логопед. Где живет заяц?

        Дети. У зайца нет дома. Он живет под кустом.

        Логопед. Я принимаю ваши ответы и во многом с вами согласна. Медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает. Как вы думаете, где расположился медведь в нашем «лесу»?

(Дети показывают на большой «сугроб»).

        Но тревожить медведя не будем, пусть спит в своей берлоге. А кто еще спит зимой?

        Дети.  Еж.

        Логопед. А какое жилище у ежа?

        Дети.  Он спит в листьях.

        Логопед. Ежик спит полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда, под корни старых деревьев. А сейчас посмотрите, что это за следы? (выставляет картинку).

        Дети. Это следы лисы, зайца.

        Логопед. Правильно. Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков и попрыгаем по заячьим следам. Я думаю, они нас приведут к дому зайца.

        

  1. Динамическая пауза

(Дети надевают шапочки с ушками и прыгают по заячьим следам)

        Логопед. Как вы думаете, где заяц? Почему он не в своем жилище?

        Дети. Заяц убежал. Он всех боится. За ним охотятся. У него нет дома.

        Логопед. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. Давайте уйдем от этого кустика. Может быть, заяц нас испугался и поэтому убежал.

(Дети прыгают к другому «дереву», снимают шапки).

        Логопед. Где живет ежик?

        Дети. Ежик прячется на зиму в сухой листве, траве.

        Логопед. Ребята я предлагаю создать сказочный лес на фланелеграфе.

(Дети берут картинный материал (елочки, снежинки, облака и д.р.) и прикрепляют его).

Логопед. Мне очень нравится. А вам? Давайте придумаем название нашей картинке.

Дети. В лесу. Сказочный лес. Лес – дом для животных.  

Заключительная часть (3 – 4 минуты)

        Логопед. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

        Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.

        Логопед. А как люди должны вести себя в лесу?

        Дети. В лесу нельзя ничего ломать, рвать цветы, разжигать костры, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.  После посещения леса забирать свой мусор с собой и выбрасывать в мусорный контейнер.

        Логопед. Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем – то отличился: Руслан, Валентин много знают о диких животных; интересными были ответы на вопросы у Дианы, Артема, Артемия; Эмиль очень интересно рассказал о жилище медведя.

        Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание давайте подарим друг другу улыбки.

        До свидания.