Что такое дисграфия?
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Гриднева Наталья Валерьевна
Консультация на тему дисграфии, ее предупреждения у детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disgrafiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое Дисграфия?

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма. 

Причины дисграфии:

  1. отмечают наследственную предрасположенность;
  2. незрелость головного мозга в его отдельных зонах.
  3. наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период.
  4. связывается с воздействием биологических и социальных факторов.

Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушения письма очень часто встречается у детей с ММД, ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВ.
Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, "цепочка" детских инфекций, травмы головы). 

При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом:

  1. 1. диктанты содержат множество грамматических ошибок
  2. 2. не используют заглавные буквы
  3. 3. не используют знаки препинания
  4. 4. у них ужасный почерк
  5. 5. использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов

Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с
дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь". Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш"  или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.
У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций:

  1. зрительного анализа и синтеза,
  2. пространственных представлений,
  3.  слухо-произносительной дифференциации звуков речи,
  4.  слогового анализа и синтеза,
  5. лексико-грамматического строя речи,
  6. расстройства памяти, внимания,
  1.  эмоционально-волевой сферы.

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСГРАФИЮ?

На что нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если он - переученный правша.

3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха, правильного звукопроизношения и буквенного зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...