Право на здоровье.
статья (логопедия) по теме
Право на здоровье яыляется основополагающим правом человека и наотъемлемой частью того, что считается достойной жизнью.
Политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей, формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, создавать условия для улучшения качества жизни населения.
Внедрение педагогических здоровьесберегающих технологий предусвитривает обеспечение детей высоким уровнем здоровья, формирование мотивационной готовности ведения здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРАВО
НА
ЗДОРОВЬЕ
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого
развития детей «Рыбка»,
Учитель-логопед С.В. Калашникова
с. ИКРЯНОЕ, 2012 г.
Право на здоровье является основополагающим правом человека и неотъемлемой частью нашего понимания того, что считается достойной жизнью. В международном контексте это право было впервые озвучено в Уставе (Конституции) 1946 г. Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В ней говорится, что «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов. Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека независимо от расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения».
Право на здоровье закреплено в многочисленных международных и региональных договорах по правам человека, а также в национальных конституциях всего мира. Право на жизнь и право на здоровье относятся к категории естественных и неотчуждаемых прав человека. Их признание и охрана предусмотрены как важнейшими национальными законодательными актами, включая конституции большинства государств, так и целым рядом актов международного права, таких как : Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах; Декларация прав ребенка, Европейская социальная хартия. В России право на здоровье впервые было провозглашено в Конституции СССР 1977 г. (С.42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья).
Право на охрану здоровья (термин российской конституции) закреплено в 41 статье Конституции РФ и законодательстве нашей страны.
Охрана здоровья граждан – одна из основных целей любого перспективного государства. Именно, исходя из этого принципа, должна строиться социальная политика государства, ведь если не будет здоровых граждан, - зачахнет и государство.
Право на здоровье означает, что правительства должны обеспечивать условия, при которых каждый человек может обладать возможно лучшим здоровьем. Оно охватывает не только своевременное и надлежащее оказание медицинской помощи, но и другие факторы: безопасная питьевая вода и адекватные санитарные условия; безопасное продовольствие, нормальное питание и адекватное жилище, благоприятные производственные и экологические условия; просвещение и информация в области охраны здоровья, в том числе о сексуальном и репродуктивном здоровье, равенство полов.
Конституционное право на охрану здоровья - есть представленная Конституцией РФ возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этого права. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов. Особенностью данного права является и то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития.
Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.
В период реформирования и становления системы здравоохранения приняты концепции развития здравоохранения в РФ (Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года; Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации от 21 марта 2003 г.; Отраслевая программа "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг.).
Основными задачами концепций являются:
- разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;
- укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья (сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс диагностики и комплексных оздоровительных технологий с использованием всего арсенала немедикаментозных средств;
- развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;
- увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах;
- определение способностей, индивидуальности, формирование личности человека, мотивации к труду и здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов;
- обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни.
Как отмечается в Концепции (это подтверждают и большинство исследователей) политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляться по двум основным направлениям:
- формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в образе жизни и поддержка их стремления к таким изменениям, в том числе путем повышения их медико-гигиенических знаний; создание соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков здорового образа жизни;
- создание условий, способствующих улучшению качества жизни и укреплению здоровья населения.
Во многом от законодательства об охране здоровья зависит процент здоровья нации. А статистика такова: в стране менее 5-7% абсолютно здоровых граждан. За последние годы общая смертность населения в Российской Федерации значительно возросла и сейчас она в 1,5 раза выше, чем в развитых странах, в основном за счет крайне высоких показателей смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Младенческая смертность в 2-3 раза выше, чем в развитых странах, что в значительной мере обусловлено многочисленными осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин.
Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т. е. они еще не знают, что больны.
Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% —«находятся в «третьем состоянии».
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население страны. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому. На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро.
В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей разного возраста путем совершенствования службы здравоохранения, не принесла ощутимых результатов.
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние десять лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они росли здоровыми и счастливыми и смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2.творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
3.обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4.построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
5.учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6.предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности.
7.осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
8.рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
9. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
10.обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
11.комплексная система закаливания детей.
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией.
Поэтому одна из (главнейших) задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.
Оздоровительные технологии должны внедряться в образовательный процесс в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.
Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием элементов здоровьесберегающих технологий Тема Звук «Ш».
За последние годы здоровье дошкольников значительно ухудшилось. Возникла необходимость применять в коррекционной работе технологии здоровьесбережения, направленные на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции. В дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Использование здоровьесберегающих технологий помогает учителю - логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение дошкольников высоким уровнем здоровья, вооружив их необходимыми знаниями, умениями, навыками, необходимыми для ведения здорового образа жизни и воспитав у них культуру здоровья.
Использование здоровьесберегающих технологий, влияющих на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка, подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие, как здоровье, помогают учителю - логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием
элементов здоровьесберегающих технологий
Тема Звук «Ш».
Цели:
Коррекционно-образовательные.
Закрепление кинестетического образа звука «Ш», формирование навыков четкого произнесения его в обратных слогах в словах, чистоговорках. предложениях и потешках.
Обучение образованию множественного числа существительных в родительном падеже без предлога.
Упражнение в подборе созвучных слов.
Коррекционно-развивающие:
Развитие мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Профилактика нарушения зрения, активизация работы мышц глаз.
Развитие речевого дыхания, межполушарных связей, зрительно-слухового внимания, памяти, мышления, зрительно-пространственной ориентировки.
Формирование навыков определения места изучаемого звука в слове.
Воспитательные:
Воспитание любви к природе, доброжелательности, дружелюбности, самостоятельности, самоконтроля.
Оборудование. Фонограмма для релаксации «Звуки леса», игрушка «Заяц», макет избушки, плоскостной макет солнца без лучей; прищепки жёлтого цвета в коробке с клетчатой крышкой, грецкие орехи, компьютер, компьютерная дидактическая игра «Разложи по полкам», настольная дидактическая игра «Путаница».
Ход занятия.
Звучит музыка для релаксации «Звуки леса».
Садись поудобнее, спину держи прямо, опусти плечи, расслабь руки, ноги. Закрой глаза. Прислушайся к своим ощущениям. Представь, что ты в лесу. Дыши глубоко и спокойно. Чувствуешь, как там прохладно и свежо? Солнца почти не видно из-за высоких и густых крон. А так хочется погреться на солнышке! Ты тянешь руки вверх, поднимаешь голову и подставляешь лицо солнечным лучам. Вот облака совсем закрыли солнышко. Сразу стало холодно и сыро. Но ветер прогнал облака. Снова светит солнце, согревая тебя своим теплом.
Можешь открыть глаза. Скажи, где ты себя сейчас представлял? (В лесу). Хочешь туда пойти? (Да). Подумай, в какую погоду лучше всего гулять? (В тёплую, тихую. солнечную).
Чтобы солнышко больше нас согревало, давай подарим ему яркие лучи (предлагаю к макету солнца прикрепить прищепки).
Вокруг себя обернись – в лесу волшебном очутись! Вот мы и пришли. Чего бывает много в лесу? (Много деревьев, много кустов, много шишек, много грибов, др.) Кого много в лесу? (Много птиц, много зверей, много муравьев, много мошек, много комаров и др.)
Найди комара! (гимнастика для глаз: необходимо найти чёрную точку на стене) .
А как дышится в лесу? (Легко, глубоко). Дыхательная гимнастика: вдох носом 1-3, пауза-1, выдох ртом 1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, щёки не надувать (продолжительность упражнения 3-4 раза).
Идём по лесу.
Театр пальчиков и языка «Прогулка в лес» (сопряженная гимнастика).
1. Идём по лесу: топ-топ, топ-топ-топ. Используется крышка от коробки с клеточками. Ребёнок "идёт" указательным и средним пальцами по клеткам, делая по шагу на каждый слог. Движения языком вверх-вниз.
2. Вышли на поляну ровную-ровную. Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
3. На опушке — большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
4.. Дерево растет.
Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.
5. Ветер качает ветки дерева: ш-ш-ш. Раскачивать руками на головой.
6. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.
Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять. Язык прогнуть "чашечкой".
7. У других грибов ножки тонкие.
Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять. Язык присосать к твердому нёбу.
8. Грибы растут.
Чередовать показ грибов с тонкой и толстой ножкой, меняя положение рук. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть "чашечкой".
9. На поляне стоит избушка. Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком", большие пальцы положить один на другой. Язык присосать к нёбу (крыша) .
Возле избушки сидит зайчишка (Игрушка). У него сегодня День рождения. Кого он пригласил к себе в гости, ты узнаешь, если будешь внимательно слушать, запоминать и повторять чистоговорки:
аш-аш-аш – наш
аш-аш-аш – кашка
ош- ош –ош –мошка
ош –ош –ош –кошка
уш –уш –уш – ушки
уш –уш –уш – лягушка
иш –иш –иш –мишка
иш –иш –иш –лишний
ыш –ыш –ыш –пыщка
ыш –ыш –ыш –мыщка
Назови, кого зайчишка пригласил к себе на День рождения? (Мошку, кошку, лягушку, мишку, мышку). Какой звук слышится во всех этих словах (Звук «Ш»). Где ты слышишь звук «Ш» в каждом слове? (В середине каждого слова) .
Зайчишка любит называть своих друзей шутливыми словами - кличками с похожими окончаниями. Помоги зайчишке придумать слова в рифму:
Мошка – … (Крошка)
Кошка – … (Машка)
Мышка – … (Малышка, Норушка)
Лягушка – … (Квакушка)
Мишка – … (Шалунишка)
А зайчишку как назовёшь? (Трусишка, Плутишка) .
Друзья принесли зайчишке Плутишке подарки (использование ПК) :
Мошка Крошка – шары
Кошка Машка – катушки и карандаш
Лягушка Квакушка –ландыш
Мышка Малышка – ромашки
Мишка Шалунишка – гармошку и шапку
Назови, кто что принёс? Чего стало у зайчишки Плутишки много? (Стало много шаров, много катушек, много ромашек). А чего мало? (Мало карандашей, шкатулок, ландышей, гармошек и шапок) .
Помоги зайчишке Плутишке разложить подарки в шкафу. На верхнюю полку надо положить предметы, в названии которых звук «ш» слышится в начале слова; на среднюю полку – предметы, в названиях которых звук «ш» слышится в середине слова; на нижнюю полку положить предметы, в названиях которых звук «ш» слышится в конце слова.
Какие подарки положили на верхнюю полку? (Шапку и шары)
Какие подарки положили на среднюю полку? (Катушки, ромашки и гармошку)
Какие подарки положили на нижнюю полку? (карандаш и ландыш). Молодец.
Друзья весело проводят время:
Лягушка и мошка пляшут под гармошку.
Мишка и кошка кушают картошку.
Мышка и зайчишка играют в «Кошки-мышки».
Все вместе они катают орешки и говорят потешки.
Кто что делает?
И тебе зайчишка Плутишка дарит орешки для потешки. (Самомассаж кистей рук грецким орехом с проговариванием потешки). Повторяй за мной:
Кошка на окошке рубашку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.
Зайчишка Плутишка благодарит тебя за помощь
У нас тоже есть подарок для зайчишки Плутишки. Найди предметы по их запутанным контурам. (Матрёшка, башня, пушка). Назови одним словом (Игрушки). Правильно. Молодец!
Нам пора возвращаться. Вокруг себя обернись – в кабинете очутись. Вот мы и в детском саду.
Где сегодня побывали? Кого повидали? Что больше всего понравилось и запомнилось?
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием элементов здоровьесберегающих технологий Тема Звук «Ш». Автор: Светлана Калашникова Опубликовано: 27 ноября 2012 | 0 Голосов: 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Я имею право быть здоровым"
Обеспечить взаимодействие с семьёй в формировании у ребёнка представлений о праве быть здоровым,о том, от кого и от чего зависит здоровье человека....
Простые правила формирования здорового образа жизни
Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни, оформленная в виде презентации....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Простые правила для здоровья и отдыха вашего ребенка! »
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Простые правила для здоровья и отдыха вашего ребенка! »...
Простые правила для здоровья и отдыха вашего ребенка.
Консультация для родителей«Простые правила для здоровья и отдыха вашего ребенка!»...
«Простые правила для здоровья и отдыха вашего ребенка!»
«Простые правила для здоровья и отдыха вашего ребенка!»...
«Простые правила для здоровья и отдыха вашего ребенка! »
laquo;Простые правила для здоровья и отдыха вашего ребенка! »...
простые правила для здоровья и отдыха вашего ребёнка
консультация для родителей...