Консультация для родителей
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Особенности развития речи дошкольников.
Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции. На основе речи и ее смысловой единицы – слова – формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся : нормальная нервная система, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активности речевого общения с ребенком. К сожалению сейчас специалистами наблюдается снижение речевого общения взрослых сдетьми и как результат задержка речевого развития. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Способность произносить и понимать слова развивается у него в результате ассоциации определенных звуков, которые ребенок слышит от взрослых.
Давайте проследим развитее речи ребенка. Появление ребенка на свет сопровождается криком. Это первое голосовое проявление новорожденного Является врожденным безусловным рефлексом, крик Является как ответная реакция на внешнее и внутреннее раздражение. При рождении ребенок подвергается перепаду температурного режима также после перевязки пуповины наступает первичное кислородное голодание. Эти моменты провоцируют рефлекторный вдох и первый выдох, при котором возникает крик.
На 4-6 недели жизни ребенка появляются голосовые проявления, которые отражают ощущения маленьких детей. В этот период появляются первые согласные звуки, типа «агуканья», которые являются предпосылкой для дальнейшего развития речи. Слуховой аппарат улавливает каждый изданный звук.
К 6 му месяцу жизни звуковой диапазон ребенка расширяется и он уже может произносить звуки, прозносимые губами передней частью языка, которые составляют первые слова «мама» «папа» «баба». На протяжении 6-8 месяцев идет формирование условных рефлексов и характеризуется этот период примитивными речевыми проявлениями – многократное повторение одного и того же слога «па-па-па-па» «ба-ба-ба-ба».
В 8-9меяцев появляется рефлекторное повторение иподражание. Дети начинают повторять отдельные слоги за взрослыми.
Во второй половине первого года жизни ребенка слово начинает формироваться в его сознании.
В начале второго года жизни ребенок начинает поизносить самостоятельно первые слова. Происходит постепенное увеличение словесного запаса детской речи. Они могут назвать видимые предметы без подсказки со стороны взрослых, каждое его слово имеет значение «фразы» и называется однословной фразой.
После 2х лет наступает период, когда ребенок может формулировать короткие словесные цепочки, например «мама на» «баба дай» . Появляется фразовая речь.
На 3м году жизни ребенок начинает правильно связывать слова в короткие речевые цепочки. Словарный запас ребенка уже составляет примерно 300-320 слов. Чем больше предметов и вещей знает ребенок и правильно называет их, тем лучше развивается речь. Важно в этом возрасте речевое общение со взрослыми. Важное значение имеет развитие манипулятивной деятельности. Учат играть в кубики, различные строительные материалы, переворачивать страницы, помещать предметы в узкие отверстия, формируют захват карандаша, обучают резать ножницами. При общении с ребенком обращайте его внимание на окружающий мир, предлагайте ему послушайте звуки окружающего мира, например вовремя прогулки Что шумит, Что гудит., Кто кричит, Кто разговаривает. Читайте детям сказки, прибаутки, потешки, стихи Барто, Чуковского, Маршака, вместе с детьми рассматривайте иллюстрации в книгах» части тела животных, людей. Иллюстрации должны быть яркими, изображения крупные, картинки не должны искажать окружающую действительность. В 3года ребенок не принимает «сюсюкующую» речь взрослого и критично относится к своей речи. Речь взрослого должна быть четкой, не допускается замена слов так называемыми «аморфными» словами, например машина би-би, конфета на-ка. Учите своих детей высказываться по поводу увиденного, услышанного и пережитого. Именно в этот момент начинается формирование связной речи, который продолжается до 7 летнего возраста. Уровень развития связной речи характеризуется достаточным словарем, грамматическими и фонетическими средствами родного языка, что определяет готовность ребенка к школьному обучению. Профилактику отставания в речевом развитии, которую мы наблюдаем сейчас в значительной степени, нужно начинать как можно раньше.
К4-5 годам ребенок способен слушать, запоминать, анализировать информацию, рассказывать о своих мыслях, чувствах, делится своими впечатлениями. Словарный запас от 1000 слов и к концу пятого года жизни 2500-3000 слов. У малышей этого возраста значительно улучшение звукопроизношения, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных вместо твердых, редко наблюдаются пропуски звуков и слогов. Однако малыши испытывают трудности в произношении слов с согласными звуками С, З, Ш,Р, РЬ,Л,ЛЬ.
6-7 лет К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).
Дети индивидуальны и неповторимы, но все они проходят через возрастные периоды, характеризующиеся определенными двигательными навыками, особенностями эмоционального, интеллектуального и речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...