Игровые методы работы в логопедической практике
статья по логопедии по теме
В данной работе говорится о значимости использования игровых приёмов на логопедических занятиях..Описываются примерные игры в работе логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_metody_raboty_v_logopedicheskoy_praktike.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые методы работы в логопедической практике
Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является
врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Решающую роль в предупреждении нарушений речевого развития играет максимально ранняя коррекционно- воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.
Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения детей необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушаться условия для дальнейшего полноценного развития ребёнка. Логопедические дети не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Учёные, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии речи, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно- развивающих игр. Л. С. Выготский, исследуя проблемы обучения, писал:« Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребёнок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту ».
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Игра - один из тех видов детской деятельности, которые исследуются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Игра- это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.
Игровой метод- это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт.
Общая цель коррекционно- развивающей работы- освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трёх этапов:
- развитие моторики речевого аппарата;
- отработка правильного произношения звуков ( постановка звуков);
- автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.
Известно, что самым трудным и длительным является третий этап. Как правило, гораздо быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиваться правильного произношения звуков, чем ввести эти « здоровые » звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер.
Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребёнок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы, не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.
Преодоление недостатков произношения требует определённой системы и особых методов коррекционной работы. Методика занятий строится с учётом принципа постепенности перехода от лёгкого к трудному, от простого к сложному. Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем (тактильные, зрительные, слуховые, кинестетические анализаторы), что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в освоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса. Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а так же овладением навыков звукослогового анализа и синтеза. В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, загадок, самостоятельное придумывание заданий способствует развитию творческой активности ребёнка. В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное- развитие речевой активности ребёнка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Обязательные условия учитываемые на занятии:
- создание игровой ситуации, в результате которой у ребёнка повышается мотивация;
- установление доброжелательного контакта с ребёнком;
- учёт общего фона настроения и состояния ребёнка;
- создание ситуации успеха;
На первых этапах занятий игры направлены на:
1. развитие длительного направленного выдоха ( резкого или плавного), например такие игры, как « Сдуй божью коровку с листочка», « Зановесочка», « Ладошки замёрзли », « Дымок паровоза», « Погаси свечу»,« Мыльные пузыри», « Забей гол в ворота», « Лодочка », « Песенка » и т.д.
2. развитие мелкой моторики ( сейчас огромное количество книг с пальчиковыми играми.)
3. развитие слухового внимания ( развивать умение определять направление звука, устойчивость слухового внимания- определить предмет по звучанию, выполнять действия согласно различному звучанию), такие игры, как « Где звенит колокольчик?», « Что звучит в коробочке?», « Куда бросили снежок» ( под словесную инструкцию выполнять движения),« Хлопни так же как я », « Найди такую же коробочку» и т.д.
4.развитие артикуляционной моторики ( развивать подвижность языка; переключать движения языка; развивать точные движения языка; развивать умение напрягать и расслаблять мышцы языка и т.д. )- разнообразные сказки о весёлом язычке.
На следующих этапах работы игры на коррекционных занятиях направлены на:
5.развитие лексики и грамматики (обогащать и активизировать словарь; развивать грамматический строй речи; составлять 2х-3хсловные предложения)- богаты материал по этому разделу имеется в книге Скворцовой « Логопедические игры» и т.д.
6. развитие звукового анализа и синтеза, через такие игры, как « Конструктор слов »,
«Магазин», «Назови первый (последний) звук», « Звук заблудился »,« Место звука в слове», « Какой звук во всех словах » и т.д.
7. развитие фонематического восприятия (развивать умение дифференцировать сходные звуки ), такие игры, как « Твёрдый – мягкий », « Рифмушки», « Волшебный домик »,
« Сравни слова» и т.д.
8.игры на профилактику дисграфии, это « На что похоже буква?», « Найди все правильные буквы », « Чего у буквы не хватает?» , « Сложи букву» и т.д.
Работая в этом направлении, я сделала следующие выводы о значении игр в развитии детей с нарушениями речи.
- Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
- Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
- Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
- Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
- Помогают проводить работу над развитием просодических ( мелодико- интонационных ) компонентов речи.
- Игры развивают и нормализуют эмоционально- волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким, как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.
Литература
- Белобрыкина, О.А. Речь и общение: пособие для педагогов – Ярославль: « Академия развития », 1998.- 240с.
- Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические игры – СПб.: Санкт- Петербург, изд. Дом ЛИТЕРА, 2009. – 63с.
- Смирнова, Л.Н. Логопедия: пособие для логопедов – М.: « Мозаика – Синтез »,
2004. – 56с.
4. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Коррекция нарушений речи: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида – М.:
« Просвещение» , 2009. – 272с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Игровые методы работы в логопедической практике"
Вработе описываются игровые методы, которые используются при работе в логопедической группе, подобраны и описаны игры на развитие правильного восприятия речи, на развитие фонематического слуха, игры д...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Игровые методы работы в логопедической практике»
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, бол...
Игровые методы работы в логопедической практике с детьми дошкольного возраста
Игровые методы работы в логопедической практике с детьми дошкольного возраста....
“Игровые методы работы в логопедической практике”
Содержание. 1.Введение....
“Игровые методы работы в логопедической практике”
“Игровые методы работы в логопедической практике” Содержание:1.Введение.Речь ребенка как средство передачи информации.От чего зависит правильное произношение.Средства развития правильной дикции.2...
Игровые методы работы в логопедической практике
Игровые методы работы в логопедической практике...
Статья "Игровые методы работы в логопедической практике"
Статья "Игровые методы работы в логопедической практике"...