"Артикуляционные карточки"
материал по логопедии по теме

Шишигина Юлия Сергеевна

"Артикуляционные карточки" -  картотека артикуляционных упражнений . Можно использовать как памятку для родителей и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyaciya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звук Ш.

Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:

губы несколько выдвинуты вперед;

кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.

голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;

воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.

Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.

Артикуляционные упражнения:

Лопатка

Цель:  вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить  звуки пя-пя-пя….   Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.  Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.  Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.  

 Кто дальше загонит мяч?

Цель:  вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.  Нельзя надувать щеки.  Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х»,  т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Вкусное варенье

Цель:  вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает  при произнесении звука «Ш». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов   рта.  Если язык узкий, похлопать по нему губами: пя-пя-пя, чтобы стал широким.  

Фокус

Цель:  вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя.  

Чашечка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Звук Р.

Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:

губы — полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения предшествующего (последующего) звука;

зубы — разомкнуты;

язык — широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;

воздушная струя — при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.

Мягкий звук р' отличается по артикуляции от парного твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Артикуляционные упражнения

«Индюк»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание!

Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Чьи зубы чище?»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!

Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Маляр»

Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание!

 Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

«Кто дальше загонит мяч»

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!

Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

Нельзя надувать щёки.

Следить, чтобы ребёнок произносил звук [ф], а не звук [x], т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

«Вкусное варенье»

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Барабанщики»

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [d]: d-d-d… Сначала звук [d] произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

Внимание!

Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Следить, чтобы звук [d] носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

Кончик яыка не должен подворачиваться.

Звук [d] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.

Звук Л.

губы — раскрыты, занимают нейтральное положение или же положение, необходимое для произнесения предшествующего (последующего) звука;

зубы — разомкнуты;

язык — кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены (иногда с одной стороны, чаще с двух сторон), между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя, задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу и несколько оттянута назад. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть спинки подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены;

мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;

воздушная струя — при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук л и называют боковым.

Мягкий звук л' отличается по артикуляции от парного твердого следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке, кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого нёба, что и дает смягчение.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л

 1. Наказать непослушный язычок. 

 Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

 Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

 Внимание!

. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

 2. Вкусное варенье.

 Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

 Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

 Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Пароход гудит.

 Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

 Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).

 Внимание!

 Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

 4. Индюк.

 Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

 Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).

 Внимание!

Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

5. Качели.

 Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

 Внимание!

 Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

 6. Лошадка.

 Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

 Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

 Внимание!

Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

8. Дует ветерок.

 Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

 Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

 Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков (карточки для родителей)  

Комплекс гимнастики для постановки свистящих звуков1.     Улыбочка. Поставить зубы «заборчиком» и широко улыбнуться, удерживая положение губ до 5, 7, 10.2....

Карточки по артикуляционной гимнастике.

Карточки по артикуляционной гимнастике....

Артикуляционная гимнастика на свистящие, на шипящие. Карточки для домашних тетрадей.

Материал представлен в виде индивидуальных карточек для оформления рабочих тетрадей в логопедической группе детского сада...

Артикуляционная гимнастика на сонорные. Карточки для домашних тетрадей.

Индивидуальные карточки для рабочих тетрадей в логопедической группе детского сада....

Артикуляционная гимнастика - карточки

В помощь родителям и педагогам...