Развитие речевого дыхания.
презентация к занятию (логопедия, подготовительная группа) по теме
В работе описаны приёмы развития речевого дыхания, дыхательные упражнения, описаны нарушения речевого дыхания, методика правильного речевого выдоха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_rechevoe_dyhanie.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы; нужно еще научить ребенка правильно дышать. Речевое дыхание отличается от физиологического. Когда мы говорим, нам нужно произносить части фраз или целые фразы на одном выдохе – поэтому выдох при речи должен быть длиннее вдоха. Но паузы между отрезками речи, которые приходится делать при вдохе, не должны быть слишком продолжительными – ведь тогда речь будет несвязной, отрывистой. Поэтому вдох становится более коротким, чем при обычном дыхании. Когда мы говорим, то делаем в среднем 7-10 вдохов и выдохов в минуту, а при обычном дыхании – 14-20. Кроме того, вдох при речи должен быть не только более коротким, но и более быстрым и интенсивным, глубоким, а это удобно делать через рот. Вот почему, разговаривая, мы дышим ртом – носом неудобно вдыхать быстро и глубоко – носовые ходы узкие и достаточно протяженные.
Понаблюдайте, как ваш ребенок дышит при речи – нет ли быстрых коротких «задыхиваний» посередине фразы или слова, не слишком ли частит у него дыхание, не прерывают ли речь частые вдохи.
Дыхательные упражнения очень полезны, к тому же выполняет их ребенок с интересом, поскольку их можно обыграть. Каждое упражнение на дыхание выполняют не более 2-3 раз.
- Надуть щеки и удержать набранный воздух.
- Втянуть щеки и расслабить их.
- Надуть щеки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).
- «Полоскать» воздухом рот, перекатывая его за надутыми щеками.
- Выдувать воздух поочередно то из одного, то из другого угла рта.
- Легко дуть на перо, лежащее на столе.
- Дуть на ватку, лежащую на гладкой поверхности, чтобы ватка двигалась.
- Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала.
- Дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ.
- Дуть на конфетти, чтобы оно взлетало и опускалось на поверхность.
- На выдохе медленно произносить гласные.
- Дуть на свечу, чтобы пламя мерцало.
- Дуть на легкие пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на воде.
- Дуть в воду через трубочку, следя за появляющимися пузырьками воздуха.
- Пускать мыльные пузыри.
- Дуть на свечку при высунутом языке и задуть ее.
- Сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты.
- Дуть на бутылочку с высунутым языком.
Следите за тем, чтобы ребенок производил выдох только через рот. Выдох должен быть плавным, длительным, вдох спокойным, через нос.
Признаки нарушенного речевого выдоха:
- Носовой оттенок в произношении. Обнаружить его можно следующим образом. Ребенок должен произносить какое-нибудь слово (в словах не должно быть звуков [м], [н] и [б]). После того, как он уже начнет произносить, нужно зажать ему нос пальцами (если сделать это до начала произнесения, это может спровоцировать у ребенка подачу воздуха в нос). Заранее предупредите ребенка о своем намерении. Пальцами вы ощутите толчки воздуха в зажатых ноздрях ребенка, на слух назализация также станет заметной.
- Грассирующий звук [р].
- Произношение шипящих или свистящих звуков, а также звука [л] с горловым призвуком (напоминающим звуки [х – г]).
Для фонетики русского языка характерен максимально открытый речевой выдох, когда воздушная струя, не попадая в нос, подается к зубам или даже к губам, в зависимости от того, какой звук в данный момент должен произноситься (рис. 1).
При неправильном речевом выдохе воздушная струя в той или иной мере уходит в нос (рис. 2), а ее остатки «распыляются» во рту, не достигая тех мест, где формируется большинство русскоязычных звуков.
Если утечка воздуха через нос велика – это придает носовой оттенок произношению. Такой выдох характерен, например, для французского языка, только на таком выдохе возможно формирование грассирующего, французского звука [р].
Воздушная струя может направляться в самую высокую точку твердого нёба, частично уходя в нос. При этом носовой оттенок в произношении на слух может быть почти незаметен. Такой выдох характерен, например, для английского языка.
Рис. 1
Рис. 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"
Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»
Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....