Развитие речевого дыхания.
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Тем не менее, в последнее время явно прослеживается тенденция ухудшения здоровья дошкольников. Это диктует необходимость поиска механизмов, помогающих сохранять здоровье детей.
Логопедическая практика показывает, что речевые нарушения у детей стали более сложными. Увеличилось количество детей с дизартрией, алалией, ринолалией. В связи с этим я, как и многие другие мои коллеги стараюсь использовать в своей практической работе здоровьесберегающие технологии. В частности в работе над формированием правильного речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны между собой на разных уровнях ЦНС. Каждый орган имеет свою функцию и нарушение одной из них неизбежно отражается на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания. Оно является «пусковым механизмом» в постановке звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения.
Существуют определенные методики. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет и на оздоровления организма в целом.
Но разработанные учеными методики непонятны и неинтересны детям, поэтому логопеды практики, в частности Е.Л. Новикова, разработали здоровьесберегающие технологии по развитию речевого дыхания, опираясь на положительную мотивацию правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в процессе дыхания, использования нестандартного оборудования.
Данная технология направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления нарушении речи, на оптимизацию коррекционного процесса. В методике широко применяется нестандартное оборудование: сухой бассейн, массажные коврики, фонотеку, большие мячи и т.д..
Технология обладает некоторыми особенностями. Это использование нестандартного оборудования в специально организованной среде. Оборудование создает условия для возникновения положительных эмоций у детей во время работы над дыханием.
Оно может использоваться как предмет, опора, препятствие, создающее сопротивление, как ориентир, массажер, средство контроля.
Работа над развитем дыхания может проводится на любых занятиях, в любые режимные моменты. Подобные упражнеия приведены ниже.
1. В процессе коррекции должны принимать участие разные специалисты (логопед, воспитатель, руководитель по физо, музыкальный руководитель).
2. Использовать дыхательные упражнения можно в течении дня, в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).
Игровые упражнения для развития речевого дыхания
«Медвежонок в берлоге»
Цель: активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.
Описание: дети ложатся в сухой бассейн-берлогу (или на ковер), удобно устраиваются и поворачиваются с боку на бок.
Педагог:
Медведь в берлоге сладко спит
И шумно на весь лес сопит.
Дети выполняют 8-12 вдохов. Выдох произвольный.
«Медуза»
Цель: учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.
Описание: дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.
Педагог.
Я лежу на спине,
Как медуза на воде.
Руки расслабляю,
В воду опускаю.
На сигнал «Шторм!» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети расслабляются, ложатся свободно.
«Полоскание»
Цель: учить выполнять упражнение, преодолевая сопротивление.
Описание: дети сидят возле сухого бассейна, опустив в него руку. Выполняют движение вправо, влево, вглубь постоянно стряхивая воображаемые брызги.
Упражнения на развитие плавного длительного речевого выдоха
«Листочек»
Описание:
Педагог: Посмотрите, какой листочек я нашла. Он умеет петь.
Переворачивает лист, на нем буква «А».
Дети встают в круг, передают лист друг другу и тянут на выдохе звук «А», пока лист не обойдет по кругу.
«Круглый год»
Описание: ребенку (детям) предлагается назвать зимние (весенние, летние, осенние) месяцы. Сделать это нужно на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе не спеша произнести : «Декабрь, январь, февраль».
«Добавим слово»
Описание: детям предлагается сделать полный вдох, на выдохе произнести слово (словосочетание, предложение). При каждом произнесении словосочетание увеличивается на одно слово.
Диван.
Новый диван.
У нас новый диван.
У нас новый красивый диван.
«Ответь на вопрос»
Цель: понимать смысл вопроса исходя из логического ударения. произносить предложение на одном выдохе.
Описание: Педагог задает вопрос. Ребенок отвечает полным предложением на выдохе.
Важно, чтобы ребенок выделил важное по смыслу слово.
Весной птицы возвращаются домой? – Да. Птицы возвращаются весной.
Весной птицы возвращаются домой? – Да. Весной возвращаются птицы.
Весной птицы возвращаются домой? – Да. Весной птицы возвращаются домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.
О работе воспитателя над развитием речевого дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"
Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»
Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....