Развитие речевого дыхания.
материал по логопедии по теме

Надежда Анатольевна Самбуракова

Игровые приёмы в развитии речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_3.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

   Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Тем не менее, в последнее время явно прослеживается тенденция ухудшения здоровья дошкольников.  Это диктует необходимость поиска механизмов, помогающих сохранять здоровье детей.

   Логопедическая практика показывает, что речевые нарушения у детей стали более сложными.  Увеличилось количество детей с дизартрией, алалией, ринолалией. В связи с этим я, как и многие другие мои коллеги стараюсь использовать в своей практической работе здоровьесберегающие технологии. В частности в работе над формированием правильного речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено.

   Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны между собой на разных уровнях ЦНС. Каждый орган имеет свою функцию и нарушение одной из них неизбежно отражается на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания. Оно является «пусковым механизмом» в постановке звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения.

   Существуют определенные методики. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет и на оздоровления организма в целом.

    Но разработанные учеными методики непонятны и неинтересны детям, поэтому логопеды практики, в частности Е.Л. Новикова, разработали здоровьесберегающие технологии по развитию речевого дыхания, опираясь на положительную мотивацию правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в процессе дыхания, использования нестандартного оборудования.

    Данная технология направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления нарушении речи, на оптимизацию коррекционного процесса.  В методике широко применяется нестандартное оборудование: сухой бассейн, массажные коврики, фонотеку, большие мячи и т.д..

    Технология обладает некоторыми особенностями. Это использование нестандартного оборудования в специально организованной среде. Оборудование создает условия для возникновения положительных эмоций у детей во время работы над дыханием.

Оно может использоваться как предмет, опора, препятствие, создающее сопротивление, как ориентир, массажер, средство контроля.

   Работа над развитем дыхания может проводится на любых занятиях, в любые режимные моменты. Подобные упражнеия приведены ниже.

     1. В процессе коррекции должны принимать участие разные специалисты (логопед, воспитатель, руководитель по физо, музыкальный руководитель).

     2. Использовать дыхательные упражнения можно в течении дня, в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).                            

Игровые упражнения для развития речевого дыхания

«Медвежонок в берлоге»

Цель: активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.

Описание: дети ложатся в сухой бассейн-берлогу (или на ковер), удобно устраиваются и поворачиваются с боку на бок.

     Педагог:

                   Медведь в берлоге сладко спит

                   И шумно на весь лес сопит.

Дети выполняют 8-12 вдохов. Выдох произвольный.

«Медуза»

Цель: учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.

Описание: дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.

    Педагог.

                   Я лежу на спине,

                   Как медуза на воде.

                   Руки расслабляю,

                   В воду опускаю.

На сигнал «Шторм!» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети расслабляются, ложатся свободно.

«Полоскание»

Цель: учить выполнять упражнение, преодолевая сопротивление.

Описание: дети сидят возле сухого бассейна, опустив в него руку. Выполняют движение вправо, влево, вглубь постоянно стряхивая воображаемые брызги.

Упражнения на развитие плавного длительного речевого выдоха

«Листочек»

Описание:

Педагог: Посмотрите, какой листочек я нашла. Он умеет петь.

Переворачивает лист, на нем буква «А».

Дети встают в круг, передают лист друг другу и тянут на выдохе звук «А», пока лист не обойдет по кругу.

«Круглый год»

Описание: ребенку (детям) предлагается назвать зимние (весенние, летние, осенние) месяцы. Сделать это нужно на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе не спеша произнести : «Декабрь, январь, февраль».

«Добавим слово»

Описание: детям предлагается сделать полный вдох, на выдохе произнести слово (словосочетание, предложение). При каждом произнесении  словосочетание увеличивается на одно слово.

Диван.

Новый диван.

У нас новый диван.

У нас новый красивый диван.

«Ответь на вопрос»

Цель: понимать смысл вопроса исходя из логического ударения.  произносить предложение на одном выдохе.

Описание: Педагог задает вопрос. Ребенок отвечает полным предложением на выдохе.

Важно, чтобы ребенок выделил важное по смыслу слово.

Весной птицы возвращаются домой? – Да.  Птицы возвращаются весной.

Весной птицы возвращаются домой? – Да.  Весной возвращаются птицы.

Весной птицы возвращаются домой? – Да.  Весной птицы возвращаются домой. 

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...