Дисграфия. Нарушение письменной речи.( консультация для родителей)
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) по теме
Презентация подготовлена, как консультация для родителей.
В презентации вы найдете ответы на вопросы:
-Что такое дисграфия?
-какие анализаторы обеспечивают процесс письма?
-Какие речевые и неречевые функции необходимы для овладения письмом?
-Какие причины приводят к нарушению письма?
-Как распознать дисграфию? ( типы специфических ошибок)
-Формы дисграфии (ошибки встречающиеся на письме
-Несколько советов родителям. На, что нужно обратить внимание!
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya1.pptx.ppsx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Частичное ,нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо. Дисграфия – («графо»-пишу, « дис »- расстройство)
Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов. графема фонема кинема артикулема
Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс.
Собственно письмо включает ряд специфических операций 1. Замысел или программа письма Осознать задачу письма Построить программу Контролировать реализацию программы на протяжении письма. ( программирование осуществляется в лобных долях) 2. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. - определение последовательности звуков в слове. – уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки – фонемы. Акустический анализ и синтез протекают при участии артикуляции
3 . Перевод фонем (слышимых звуков) в оптические образы (буквы) (Осуществляется с участием зрительного анализатора) 4. « Перевод оптических образов в кинетические» (кинемы) (осуществляется с участием двигательного анализатора
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций : Слуховой дифференциации звуков Правильного произношения звуков Языкового анализа и синтеза Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза Сформированности лексико-грамматической стороны речи (словообразования и словоизменения)
Неречевые функции Восприятие (слуховое, зрительное) Память Внимание Мышление Психомоторика Оптико-пространственные представления Невербальный интеллект Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.
Какие же причины приводят к нарушению письма? Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери. Функциональная незрелость отделов головного мозга может быть связана с: - соматическими заболеваниями - наследственным фактором, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость. - несформированность высших психических функций.
Как распознать дисграфию ? Типы специфических ошибок не связанных с незнанием грамматических правил пропуск букв « снки » - санки « кичат » - кричат пропуск буквы на стыке слов «ста» Л лакать « прилетае » Т _только зимой пропуск слога, включающих одинаковые буквы «наста» ЛА « ходи» ЛИ
Перестановки букв и слогов Чулан –» чун ал » зима – « зи ам » Вставки лишних букв « ш Е кола », « девоч И ка » , « яр Е че » « ла Н мпа » Двойное воспроизведение первой буквы « а август » « с скоро » Разделение одного слова на части «У ___ тюг » « о___ кно » Слияние нескольких слов в одно « детииграли »
Недописывание слов « красн » ЫЙ -красный Смешение по кинетическому сходству О – А « б о нт » « ур а ки » Б -Д « лю д ит » и – у « пр у рода » т – п « а т рель » – апрель Смешение по оптическому сходству О - С У –Д И – М
Формы дисграфии
1. Акустическая форма дисграфии . Причиной возникновения этого вида является нарушения фонемного распознавания, дифференциации фонем. Ребенок не различает (не распознает) акустически близкие звуки на слух , при норме произношения.
Смешиваются следующие фонемы обозначающие звонкие - глухие согласные (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), Аффрикаты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). лабиализованные гласные ( О – У; Е -Ю) Соноры ( Р – Л; й – Ль) Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: " писмо ", " лубит ", " больит " и т.д. Замена гласных: 0 –У (« тОча » - туча) Е –И («лес» – лис)
2. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии . Ребенок пишет так, как произносит, то есть отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание.
замена Р-Л, С-Ш, Ж-З Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а - ко з а Щ-Ч Т-Ч щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь Ц-С Ц-Т ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы - рукави т ы П-Б б у б лик – п у п лик ( п у б лик, б у п лик )
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
ошибки анализа и синтеза 1.Несформированность анализа предложения на слова (запись целого предложения в виде одного) 2. Несформированность деления слов на слоги, слоги на звуки. 3. Пропуски в словах согласных букв, при их стечении 4. пропуски гласных букв 5. Перестановка букв 6. Вставка лишних букв
Формы звукового анализа Выделение звука в слове Выделение звука из слова Количественный анализ Последовательный анализ Позиционный анализ Если ребенок в дошкольном возрасте не овладел формами звукового анализа, то при обучении грамоте ему не удастся справиться с этой сложной задачей в отведенные школьной программой короткие сроки.
4. Оптическая дисграфия . Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций , зрительного анализа и синтеза, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Ошибки, наиболее часто оптическая дисграфия встречающиеся на письме: Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш Замена оптически сходных букв п-т Пропуски, не дописывание элементов букв и-у Зеркальное изображение е-з
5. Аграмматическая дисграфия . Причина – несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования Это выражается в неправильном согласовании и управлении . - Ребенок пишет аграмматично , т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). - Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Ошибки : Аграмматическая дисграфия . Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения Грубые нарушения последовательности слов Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение) Замена форм ед.числа существительными мн.числа Замена окончаний Замены приставок, суффиксов ( словообразование)
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией , нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
На что нужно обратить особое внимание: 1. Если Ваш ребенок левша. 2. Если он - переученный правша. 3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. 4. Если в семье говорят на двух или более языках. 5. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 6. Смешение букв по оптическому сходству: б-п , т-п , а-о , е-з , д-у . 7. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). 8. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у , ё-ю , согласные р-л , й-ль , парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц , ч, щ . Например: тыня (дыня), клёква (клюква). 9. Пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Спасибо За Внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью. Консультация для родителей.
Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложны...
Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью,Консультация для родителей.
Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложны...
Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».
ДУЗ №33 Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...
Консультация родителям Причины нарушений письменной речи
Консультация на общее родительское собрание...
«Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии) у детей дошкольного возраста»
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получ...
Методическая разработка " Нарушение письменной речи у дошкольников, предупреждение нарушений, коррекция акустической дисграфии"
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно...
Консультация: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии)».
Части № 1, 2, 3...