ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОСТУПАЮЩИХ В 1 КЛАСС
методическая разработка по логопедии по теме

Палецкая Александра Николаевна

В данном документе представлены основные показатели речевой готовности при приеме ребенка в 1 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parametry_rechevogo_razvitiya.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОСТУПАЮЩИХ В 1 КЛАСС

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ  СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ:

  ФАМИЛИЮ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО (порядок произнесения!)

  ДАТУ СВОЕГО РОЖДЕНИЯ (время года в том числе)

  ДОМАШНИЙ АДРЕС И ТЕЛЕФОН

  ИМЕНА МАМЫ И ПАПЫ, КЕМ РАБОТАЮТ (других членов своей семьи)

Развитие речи ребенка определяется по следующим основным параметрам:

Звукопроизношение и фонематические процессы

А)  Произношение звуков

      слова и предложения на все звуки русского языка

Б) Фонематический слух, восприятие. Звуковой анализ и синтез.

Дифференциация (различение) звуков  ( фонематический слух)

Повтори за мной:

ЛАРИСА И ВАЛЕРА ПОШЛИ ГУЛЯТЬ; ШЛА САША ПО ШОССЕ.

Повтори за мной: па-ба-па, та-да-та, пё-бё-пё

 Умение выделить первый  и последний  звук в слове (аня, утка, мост).

В) Слоговая структура (произношение сложных слов)

Слова сложной слогоаой структуры (длинные слова )

 ско-во-ро-да, ми-ли-ци-о-нер, ак-ва-ри-ум, эс-ка-ва-тор, ве-ло-си-пе-дист, ре-гу-ли-ров-щик

Словарь

А) Обьем словаря

обобщающие понятия (фрукты, овощи, мебель, одежда, инструменты, времена года, игрушки, транспорт, дни недели, животные, насекомые,  птицы, цвета, цифры, буквы, цветы, деревья, города, страны, одежда, обувь, головные уборы, профессии и прочее)

Времена года: название и порядок месяцев: например зимние месяцы это …….

Части суток

Б)  Качество словаря

умение раскрыть обобщающие понятия: например «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» что это такое и наоборот умение группировать : «парикмахер, почтальон, учитель, врач, художник – как это можно назвать одним словом ……………. «ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ»)

умение объяснять значение слов и выражений( что такое кровать, шапка…)

различать слова близкие по значению ( стул, табуретка и т.д.)

формирование умения устанавливать связи между словами  различных  лексических групп ( самолет- летчик, трактор- тракторист, магазин- продавец…)

игра 4й лишний

Грамматика

А)Словоизменение(умение изменять форму слова):

Изменение формы слова по числам, падежам

Игра один-много

     

 УХО-УШИ, ГЛАЗ-ГЛАЗА,МОСТ-МОСТЫ, ПАЛЕЦ-ПАЛЬЦЫ, РОТ-РТЫ, ВЕДРО-ВЕДРА, ОКНО-ОКНА……(игра один-много)

Игра чего не стало

КАРАНДАШ – НЕТ ЧЕГО? …КАРАНДАШЕЙ, УХО -  УШЕЙ,

 ОКНО -  ОКОН, ДВЕРЬ - ДВЕРЕЙ,  ПЛАТЬЕ - ПЛАТЬЕВ, ВЕДРО - ВЕДЕР, ПАЛЕЦ - ПАЛЬЦЕВ, РУКА - РУК, ЗУБ- ЗУБОВ,  СЛОВО -СЛОВ,  ИГЛА – ИГЛ ……………

Игра 1,2,5

Посчитай по порядку от1 до 5 следующие предметы

Карандаш, лист, кукла, машина….( 1 карандаш, 2 карандаша,3…,4….,5 карандашей)

Использование предлогов

Часто ошибаются в употреблении  предлогов ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА; С, ПЕРЕД, ЗА, ИЗ, ОКОЛО(спрятать ЗА книгу, достать ИЗ-ЗА книги; положить НА стол, взять СО стола)

Б) Словообразование( образование новых форм слов)

Относительные прилагательные (сок из черники какой,  лист березы какой….)

Притяжательные прилагательные (чей хвост – лисий, голова – лисья, уши – лисьи)

Сложные существительные (рыболов – рыбу ловит, пчеловод-пчел разводит)

Связная речь

(умение ребенка свободно выражать свои мысли)

Без помощи взрослого и наводящих вопросов ребенок должен самостоятельно составить рассказ по одной или серии сюжетных картинок (+разложить их   по мере развития сюжета) или рассказать короткий рассказ на заданную тему, например: «Как ты провел лето?»

УМЕТЬ РАССКАЗАТЬ

       Без дополнительных вопросов пересказать сказку или короткий рассказ; уметь самостоятельно составить рассказ по картине или рассказать о каком-то событии из своей жизни (каникулы у бабушки, поездка на море и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение психологической готовности детей к школьному обучению.

Памятка для родителей по психологической готовности детей к школьному обучению....

Определение психологической готовности детей ЗПР к обучению в школе (диагностический материал)

1. Определение психологической готовности к школьному обучению  2 Программа диагностики готовности к обучению в школедетей с ЗПР 7-го года жизни Блок № 1ДИАГНОСТИКА ПРОСТРАНСТВЕНН...

Диагностики определения интеллектуальной готовности детей к школе

Современная школа, ориентированная на развитие разностороннееразвитие личности с учетом индивидуализации учебного процесса,нуждается в грамотной диагностике психологической готовности ребенка кшкольно...

Тестовые задания для определения речевого развития детей 4-6 лет.

Задания, которые я использую для определения речевого развития детей 4-6 лет ....

Тестовые задания для определения речевого развития детей 4-6 лет.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (возраст ребенка от 4 до 5 лет) Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являю...

Диагностический материал для определения психологической готовности детей к школьному обучению.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые ш...